Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание." 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок "Милосердие и сострадание." подготовлен для работы по модулю "Основы светской этики" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по ОРКСЭ
Тема. Милосердие и сострадание.
И как хотите, чтобы с Вами поступали люди,
Так и Вы поступайте с ними …
Евангелие от Луки
Тема. Милосердие и сострадание.
Цель. Познакомить детей с христианским пониманием детей милосердия и сострадания, являющихся основой нравственного облика человека и общества.
Задачи урока:
- раскрыть лексическое значение понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милость», «милостыня»;
- способствовать привитию детям этих нравственных понятий;
- помочь осознать суть христианского отношения к ближнему, разъяснить, каким должно быть отношение христианина к личным врагам;
- формировать у детей стремление проявлять любовь к близким и доброжелательное отношение к незнакомым людям, милосердие и сострадание ко всем нуждающимся в этом;
- помочь усвоить, что милосердие в большей степени изменяет к лучшему того, кто совершает милосердные поступки, чем тех, в отношении которых они делаются;
- расширять кругозор детей, их познавательный интерес, творчество, способствовать развитию речи, логического мышления; познакомить с «Притчей о добром самарянине».
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентации, аудиозапись.
Ход урока.
- Создание эмоционально-доброжелательного настроя на урок.
- Добрый день, дети!
Поприветствуйте друг друга. Улыбнитесь. Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались!
Желаю вам хорошо поработать на уроке, всегда помогать друг другу.
- Вступительная беседа.
- – О каких событиях в мире вы могли бы рассказать? ( Война в Сирии, террористические акты в Америке и странах Европы, война на Украине и др.)
- – Гибнут тысячи ни в чём не повинных людей, в том числе стариков, женщин, детей. Какие чувства это вызывает у вас?
Россия постоянно откликается на эти страшные беды людей, оказывая всевозможную помощь. Посильную помощь оказали детям Донецка и Луганска и учащиеся нашей школы, собрав для ребят школьно-письменные принадлежности, книги.
- Когда мы помогаем кому-либо, какие чувства при этом испытываем?
(- Сострадание, жалость, желание поддержать, защитить, сделать их жизнь лучше, при этом сами испытываем радость от того, что хоть чем-то можем помочь.)
- Сообщение темы урока. Мотивация на работу.
- – Действительно, когда человек оказывает кому-то милость, проявляет сострадание, милосердие, он испытывает радость. И это прекрасное свойство нашей души: чем больше добра мы дарим другим, тем больше получаем его взамен.
- Создание проблемной ситуации.
(Работа в группах с толковыми словарями.)
- Попробуем выяснить лексическое значение слов, с которыми будем работать на уроке.
(Сначала дети сами объясняют значение слов, затем читают объяснение в толковых словарях.)
Сострадание – сопереживание, совместное переживание тяжелых жизненных ситуаций.
Милосердие – милое (доброе) сердце.
- Разберите это существительное по составу, подберите к нему родственные слова. ( Милый – приятный; милость – любовь, жалость, сострадание, сопереживание).
- А когда так говорят: «Сделай милость!»?
(- Когда о чем-то просят.)
- К сожалению, в наше время не так часто можно услышать подобную просьбу. А как это приятно, когда именно так человек начинает свою просьбу!
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Матф. 5:7)
- Кого называют милостивыми?
(-Добрых сердцем, готовых помочь всем нуждающимся в этом, относящимся к людям с милосердием и состраданием, переживающим за других.)
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение М.Пляцковского.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Сестрами милосердия в XIX- начале ХХ века были богатые, знатные дамы, но они умели проявлять милосердие, любить ближнего - того, кто нуждался в помощи.
Слова Е.М. Бакуниной: «С именем Бога – все для людей» - были их девизом.
Чтение по учебнику, стр. 44, и беседа о княгине Елизавете Федоровне, основавшей Марфо - Мариинскую обитель.
- А как вы думаете, дети, делали они это по обязанности или по велению своей души, своего сердца? Рассчитывали ли они на какую-либо благодарность?
Милосердным может быть только человек.
У каждого из вас маленькое, но очень доброе сердце, которое умеет жалеть, любить. А кого вы любите, жалеете?
(Дети представляют презентации, посвященные дорогим им людям и рассказывают прежде всего о своих мамах.)
- В последнее воскресенье ноября отмечается праздник – День Матери, одного из самых дорогих людей на свете для каждого человека.
(Дети читают заранее подготовленные стихи.)
- А к кому еще вы относитесь по-доброму, любите?
(Звучат ответы детей, среди которых упоминаются и друзья).
- Физминутка.
Дети встают в круг, кладут руки на плечи друг другу.
- Улыбнитесь и скажите друг другу: «Если я тебя обидел, прости меня, пожалуйста! Милости прошу!»
После этого исполняется песня "Когда мои друзья со мной". (Слова М. Танича, музыка В. Шаинского).
Когда мои друзья со мной
Припев:
Припев. Припев. |
- Работа с учебником.
Урок 12 «Милосердие и сострадание», стр. 42-45.
- Исследовательская работа по тексту «Притча о добром самарянине».
- Легко ли любить незнакомого человека?
– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
- Чему она учит?
(- Милость нужно оказывать любому нуждающемуся в ней человеку.)
Слова учителя.
- Самаряне – жители одной из местностей в Палестине. Иудеи считали их язычниками, и поэтому презирали. Но помощь попавшему в беду иудею оказал именно самарянин, он проявил сочувствие, милосердие, исполнив главную заповедь Христа: «Люби ближнего как самого себя».
Трудно ли следовать этой заповеди?
- А если человек перед тобой в чём-то виноват?
(-Нужно простить и протянуть ему руку помощи.)
- А какому принципу человек никогда не должен следовать?
(-Как ты ко мне, так и я к тебе.)
- К чему может привести следование ему?
(- Споры, горе, войны.)
- Что стоит выше, прощение или возмездие?
( - Конечно, прощение. Иисус Христос призывал: «Любите врагов ваших!» Да, конечно, это трудно, но необходимо для установления добрых отношений между людьми.)
- Здесь речь идёт только о каких-то личных неприязненных чувствах. Это вовсе не относится к врагам народа, Родины.
- Мотивация детей на дальнейшую работу по теме урока.
- Обращение к эпиграфу урока.
- Как вы его понимаете?
- Какие добрые дела можете совершить вы? К кому проявить милосердие?
- Помогает ли это изменяться вам?
- Кто получает больше, тот, кто даёт, или тот, кто принимает?
( - Тот, кто даёт; так как помогая другим, сам становишься лучше, чище.)
- Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Натальи Багрицкой «Скажите, сколько в сердце доброты?»
Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно её черпает?
И как среди бегущей суеты
Оно так много и легко прощает?
И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта,
Её так много, что для всех довольно.
Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаёшь, тем больше будет.
У доброты подруга есть – любовь.
Дарите доброты побольше, люди!
- Закрепление материала.
- Ответы детей на вопросы.
- Легко ли ты прощаешь обиду, если тебя оскорбили?
- Будешь ли ты сопереживать другу, если у него проблемы?
- Щедр ли ты на похвалы людям?
- Часто ли говоришь своим близким о том, что ты их любишь, нуждаешься в них?
- Даже если ты думаешь, что прав, будешь ли ты считаться с мнением других людей?
- Возьмёшься ли ты за выполнение не запланированной тобой ранее работы, если это нужно близким?
- Дети, кто из вас на все вопросы ответил положительно? Спасибо. Вы уже на пути к дороге милосердия. Помогая другим, вы делаете нашу жизнь лучше, весь мир становится добрее. Спешите делать добро! Радуйте хорошими делами близких и незнакомых вам людей, и наша жизнь наполнится счастьем от того, что и другим людям тоже спокойно и радостно.
- Календарь знаменательных дат милосердия и сострадания.
9 мая – День Победы.
12 мая – Международный день сестры милосердия.
1 июня - Международный день защиты детей.
9 июня - Международный день друзей.
8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности.
1 октября – День пожилых людей.
16 ноября – День толерантности.
Последнее воскресенье ноября – День Матери.
3 декабря – Международный день инвалидов.
- Итоги урока. Рефлексия.
- Как солнышко согревает нас своим теплом, так и наши добрые поступки будут дарить людям заботу, внимание. Прикрепите к солнышку лучик, на котором напишите, какое доброе дело вы сможете сделать уже сегодня. Уверена, что вы его обязательно выполните. Думаю, что после сегодняшнего урока вы задумаетесь о том, насколько сильно вы любите своих близких, правильно ли относитесь к одноклассникам, окружающим людям, замечаете ли в них прежде всего хорошее.
Желаю вам мира, добра и счастья!
Спасибо за сотрудничество на уроке.
- Домашнее задание.
Учебник стр. 45, ответить на вопросы.
Задание по желанию:
- Подобрать пословицы и стихи о добре и милосердии.
- Привести примеры милосердных поступков героев литературных произведений.
- Привести примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам людей.
Литература.
- Горелов А.А. История мировых религий. И., 2006
- Закон Божий, «Оранта», - 2008;
- Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
- http://wiki.iteach.ru/index.php/
- http://svetoch-ork.ru/
- http://experiment-opk/pravolimp.ru/lessons/
- http://www.pravmir.ru/tag/osnovy-pravoslavnoj-kultury/
- http://old-rus.narod.ru/prav.html
- http://www.rus-sobori.ru/info/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»
Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание" - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....
План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Частушки и сострадания"
Работа предназначена для учителей музыки и начальной школы по УМК "Начальная школа 21 века" автор Усачёва, 3 класс. План-конспект в виде урока творч...
"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы православной культуры" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "Милосердие и сострадание"
Урок познакомит обучающихся с понятием “милосердие и сострадание” как основой отношений между людьми, научит выражать свои мысли, чувства, эмоции, создаст условия для свободного...
Конспект урока по ОПК 4 класс "Милосердие и сострадание"
Разработанный подробный план-конспект урока по Основам православной культуры 4 класс...
Конспект урока по ОПК 4 класс "Милосердие и сострадание"
конспект урока по ОПК 4 класс...
Карта-схема проектирования урока ОПК. Тема урока " Милосердие и сострадание"
В данном материале представлена работа на уроке по заданной теме с учетом методических требований к содержанию и структуре урока. Обозначены цели, задачи, результаты, основные поня...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...