Конспект урока Добро и Зло
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Кафедра философии образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ
«Основы религиозных культур и светской этики»
В соответствии с ФГОС
ТЕМА
«Добро и зло»
Автор: Боровкова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
ГБОУ начальная общеобразовательная школа №689
Невского района
Санкт-Петербург
2020
Тема урока: «Добро и зло»
Класс: 4
Цель урока: создание условий для понимания значения понятий добра и зла
Задачи урока
в области ценностей:
ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
в области опыта:
ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;
в области знаний:
ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества;
в области умений и навыков:
ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила добродетельным человеком;
индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия. мудрости, т.е. правила, как стать
Ход урока
- Организация деятельности учащихся.
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать-
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегоднянний урок.
- Актуализация знаний (организация деятельности по выходу на тему и цель урока)
Прочитайте эпиграфы на экране.
Эпиграфы:
«Добрый человек-не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать Зло».
В.О.Ключевский.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,-вот это и есть мои пороки».
Древнекитайское изречение.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Давайте определим цель урока.
-Что мы должны сегодня узнать и для чего?
- Подготовка к изучению нового материала
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он ним войдет.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведутк разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.
- Открытие нового знания
-Как вы понимаете понятие «Добро»?
-Подберите однокоренные слова к слову добро.
-Что значит добрый человек? Как отностяся к нему люди?
-Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (дети ищут информацию в словаре Ожегова)
-Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее?
-Конечно же, это добрые и теплые слова.
-Какие?
Игра: добрые слова. Сказать как можно больше добрых слов в адрес своего соседа.
- Применение нового знания
Работа в группах.
- Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.
С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жанне его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик- семицветик» В.Катаев.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.)
- Колотил да колотил
По тарелке носом-
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль»)
- Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
- Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит.
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала. (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
-Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.
-В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.
- Перед вами карточки с качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы
- Качества-«помощники» добра.
- Качества-«помощники» зла.
Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи «Зло». Карточки: мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
- Из сказок мы знаем, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом. Перед вами на экране интерактивной доски высказывания мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:
- «Ни один .... человек не бывает счастлив» Ювенал
- «Жизнь .... людей полна тревог» Д. Дидро
- «Добро помни, а .... забывай» Пословица
- «Не делай ..., не то на зло нарвешься» Восточная мудрость
-«Если не хочешь знать страха, не делай ....» Кабус
Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
-Не раз мы убеждались, что добро побеждает зло, но и добро нужно уметь делать правильно. (Китайская притча «Добро без ума»)
Вопросы и задания:
Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-то доброе дело, а оно приносило кому-то вред?
- Анкетирование
Может ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек». Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
- Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли на практике применять свои способности?
- Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать aргументы оппонента? окружающих?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Странете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
- Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми-всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
- От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта-вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
- Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения...
- Обобщение и рефлексия
Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте, которое написала Л.Курочкина из Улан-Удэ.
Доброта последнюю рубашку
Снимет с плеч своих и нищему отдаст.
Разведет сады, похожие на сказку,
И в несчастье друга не предаст.
Не обидит добрую старушку,
Приласкает малое дитя
И отдаст последнюю краюшку,
Не оставив корки для себя.
Доброта как солнце, теплый ветер,
На неё ты не предъявишь счет.
Доброта нам достается даром,
Ценится дороже всех щедрот.
Доброта в глазах лучистым светом
Отражает путь своей души.
В добром деле и решенье смелом
Все ёе поступки хороши.
Будем жить в согласии и вере,
Говорить лишь правду и не лгать!
Будем доброту повсюду сеять,
Чтобы зло потом не пожинать!
Работа в группах.
Что хотела передать автор в этих строках?
К чему она нас призывает?
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы дол быть сами добрыми людыми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
- Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим. И тд.
На доске цветик-семицветик. На каждом лепестке дети пишут правила доброты, выходят к доске и зачитывают написанное.
Список литературы:
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. Просвещение
- Основы эволюционной педагогики «Учебник добрых знаний»
- Словарь С.И.Ожегова
- Будникова В. «Добрым быть совсем непросто»
- «Доброта вокруг нас». Классные часы на тему нравственности
- Периодические издания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Добрые соседи" из цикла "Кубань многонациональная"
План-конспект урока кубановедения "Добрые соседи". Основная цель данного урока: познакомить с особенностями быта и культуры жителей Адыгеи, с исто- рией возникновения русско-адыгской дружбы....
Конспект урока "Добро и зло."
Конспект урока "Добро и зло."...
Конспект урока "Добро и зло" курс ОРКСЭ для 4 класса
Конспект урока "Добро и зло". Модуль "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...
Конспект урока "Добро и зло"
Конспект урока по предмету: "Основы светской этики"....
Конспект урока "Добро и зло"
Конспект урока "Добро и зло"...
Конспект урока "Добро и зло"
Конспект урока "Добро и зло" по ОРКСЭ для 4 класса...
Конспект урока Добрые соседи. Республика Адыгея
Урок - путешешествие...