Методическая разработка урока по теме "Милосердие"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Светлана Сергеевна Щербакова

Данная методическая разработка представляет технологическую карту урока "Основы светской этики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя: Щербакова С.С.

Район, название ОУ: ГБОУ школа №544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга

Используемый УМК: Шемшурин А.А. и др. Основы светской этики. Учебник. 4 класс.- М.: Дрофа, 2012

Учебный предмет, класс: Основы светской этики. 4 класс

Тема:  Милосердие

Тип:  получение новых знаний

Цель урока:  создать условия для формирования у младших школьников представлений о милосердии как об одной из важных добродетелей.

Планируемые результаты

Предметные:

  •  знать и понимать, что такое милосердие;
  • формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.  

Метапредметные:

  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  • высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемных вопросов;
  • овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:  

  • воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Ресурсы урока:  

  • видеосюжет,
  • презентация по данной теме,
  • аудиозапись рассказа С.С. Тургенева «Нищий»,
  • https://infourok.ru/urok-orkse-miloserdie-zakon-zhizni-3135712.html

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на очередном занятии курса «Основы религиозных культур и светской этики». Пусть этот урок принесет нам радость общения, «открытия», наполнит сердца благородными чувствами.

Постановка темы урока

Сегодня мы продолжим говорить о качествах, присущих человеку. Вашему вниманию предлагается следующее видео.

Сформулируйте тему нашего урока.

Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос: что такое милосердие?

Просмотр видео.

Актуализация необходимых знаний

Любое слово, как магнит притягивает к себе другие слова. Какие слова "притянет" к себе слово "милосердие"? Понаблюдайте за составом слова. Что вы заметили? Мы дали своеобразное определение данному понятию.

Где можно уточнить лексическое значение слова?  Обратимся к толковым словарям.

В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

С.И. Ожегов: «Милосердие готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

Сравните эти определения. Что общего вы отметили? Выделите главные слова.

Милосердие – это готовность помогать, способность проявлять добро на деле.

Как вы понимаете слова «сострадание», «сочувствие»? Что их объединяет? Приставка «со» имеет значение «вместе» чувствовать, переживать, страдать, разделять чужую боль.

Работа в парах. Запись ответов в тетрадь.

Работа со слайдами презентации.

 

Мотивация к деятельности

Давайте вместе подумаем, сегодня человеку необходимо милосердие и в чем оно может проявляться? Кто нуждается в милосердии? Какие дела можно считать милосердными?

Можно ли научиться быть милосердным?

Ответы учащихся.

Организация познавательной деятельности

В истории России часто можно встретить примеры проявления милосердия. Одним из самых ярких являются сестры милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"... Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью! О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев  Николаевич Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин  были награждены медалью "За оборону Севастополя ".

Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. Они обрабатывали раны, ухаживали, помогали на операциях, лаской и заботой облегчали страдания. Раненые не всегда знали, что перед ними царские дочери.

Великая княгиня Елизавета Федоровна также лично ухаживала за безнадежными больными, которых ей присылали из больниц.

Многие из ваших бабушек во время Великой Отечественной войны служили медсёстрами на фронтах и в тыловых госпиталях. Их доброта, забота, смелость, милосердие спасли многие тысячи жизней. Многие из них, несмотря на усталость и страх, говорили, что чувствовали себя счастливыми. Как вы думаете, почему?

В жизни каждого человека встречаются моменты, когда можно проявить милосердие. Послушайте рассказ И. С. Тургенева «Нищий».

Встречали ли вы таких людей? Какие чувства вы испытывали, приблизившись к ним? Как относились к ним мимо проходящие люди? В чем заключалось милосердие героя этого рассказа? Подумайте, почему автор считает, что нищий тоже проявил милосердие к нему?

Как вы думаете, легко ли быть милосердным?

С этой способностью человек рождается или приобретает в течение жизни?  Когда стоит начать работать над собой? В вашем возрасте? Позже? С чего же начать?

Великий русский писатель Л.Н. Толстой утверждал, что «милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие". Что он хотел сказать этими словами?

Одна из заповедей христианства гласит: "Возлюби ближнего своего". Ближнего – значит того, кто близко, кто в данный момент нуждается в твоем сочувствии, помощи. Чаще всего – это наши родные, друзья, одноклассники, соседи, животные. Как вы можете проявить милосердие к ним?

Как спортсмены тренируют тело, так любому человеку ежедневными добрыми поступками нужно совершенствовать  свою душу.

Понятие «милосердие» тесно связано с умением «творить добро». Замените это словосочетание одним словом и запишите в тетрадь.

Что же такое благотворительность? Найдем объяснение значения этого слова в учебнике.

Традиция благотворительности объединяет людей разных культур и вероисповеданий. Об этом нам расскажет статья в учебнике.

Что интересного для себя вы отметили?

В наши дни существуют благотворительные фонды, организованные по инициативе известных людей: "Подари жизнь" актрисы Ч.Хаматовой, "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой.

  • Благотворительные акции проводятся и на телевидении. Отправляя в  смс-сообщении слово «добро» каждый может помочь тяжелобольным детям.

Ежегодно ученики нашего класса принимают участие в благотворительной акции  «Время чудес» и осуществляют новогодние  желания воспитанников детских домов Ленинградской области.

Как вы думаете, кто больше приобретает: дающий или принимающий пожертвование? Почему?

Разговор о милосердии бесконечен, так как оно не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами:

Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь.

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь.

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными.

Работа со слайдами презентации.

Знакомство с текстом.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Запись ответов в тетрадь.

Работа по учебнику (стр. 118-119)

Рефлексия деятельности

Продолжите высказывания:

- Милосердный человек при встрече с чужой бедой….

- Милосердный человек не требует…

- Милосердный человек умеет ……..

- Милосердный человек обладает такими добродетелями как …

- Раньше я не знал …

- Сегодня на уроке я задумался над …

Ответы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...