Урок милосердия Тема: «Именины» (1 час) 2 класс
план-конспект урока по орксэ (2 класс)
Цель урока: создание условий для осмысления понятий "духовная сущность имени",отличие дня именин от дня прождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_miloserdiya.docx | 520.3 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
Урок милосердия
Тема: «Именины» (1 час)
Составила:
учитель начальных классов
МБОУ «Никифоровская СОШ №2»
Конькова О. В.
Цель: создание условий для осмысления понятий «духовная сущность имени»; отличие дня именин от дня рождения.
Задачи:
•дать определение понятий: святой, имя, именины, День Ангела, Ангел-хранитель.
• способствовать формированию чувств сострадания и милосердия в семье;
•способствовать развитию осознания значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
Формируемые УУД:
личностные: формирование нравственно-этической ориентации; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
метапредметные:
регулятивные: учащиеся будут учиться составлять план выполнения задач, решать проблемы творческого и поискового характера; использовать справочную литературу.
познавательные: ориентироваться в учебных пособиях, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, сопоставлять информацию, представленную в разных видах
коммуникативные: осознавать ценность семьи, человеческой жизни, осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, анализировать и оценивать поведение и поступки людей
соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
Технологии и методы обучения: технология системно-деятельностного обучения, групповая работа, технология коллективно-творческих дел, игровые технологии, информационно-коммуникационные и проектные технологии, педагогика сотрудничества, практический метод, наглядный метод.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация к уроку; видеоролик «Житие святых. Сергий Радонежский», аудиозапись «Олины именины»; белая бумага, карандаш, ножницы, тесьма, шаблоны ангелочков.
Ход урока
I. Этап мотивации
Нас не было - оно было,
нас не будет - оно будет;
никто ни у кого его не видел,
а у каждого оно есть. (Имя)
- У каждого из вас есть имя. А зачем оно вам?
- Зачем люди дают друг другу имена? (Люди дают имена, чтобы отличить одного от другого, различать людей.)
II. Этап актуализации
- Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя?
- Ребята! Посмотрите на доску. Какие прекрасные у нас с вами имена! И очень древние. Эти имена стали широко распространяться на Руси тысячу лет назад. В старину говорили, что имя не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества, точнее говоря - достоинства. А родители никогда не называли свое чадо плохим именем. Ведь правда? Они всегда желали ему добра и счастья. Многие имена подарила нам культура очень далеких стран.
Послушайте стихотворение. Оно называется “Сколько имен у подружки, у Оли?”
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой мама и папа зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
“Олька!” – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подруги моей?
– Догадайтесь, сколько же у этой девочки имен. Правильно, имя у Оли одно, а остальное – это разные формы имени Оля. Когда человека называют полным именем? (Так называют в школе или в другой официальной обстановке.)
- А почему мама, папа и тетя называют ее: Олечка,Оленька, Олюшка?
-Это ласкательные формы имени. А как ласково называют вас ваши родители, бабушки и дедушки?
- Озорник кричит: “Олька!” Это культурная форма имени? Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. Такое обращение может расстроить и оскорбить человека. Если вы так обращаетесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный.
- Имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь. Это самое любимое и приятное слово для человека. Вы не раз чувствовали нежность и радость в душе, когда вас называли по имени ласково. Дома вы узнали, почему родители дали вам такое имя, как называют вас дома, в школе, во дворе, расскажите. Вы можете воспользоваться подсказкой:
Меня назвали …, потому что …
Мне нравится, когда меня называют …, потому что…
Нужно всегда с уважением относиться к имени, которое тебе дали при рождении.
III. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку
Всех желаний исполненье
Классный праздник …. (день рождения)
- Что вы можете рассказать мне об этом празднике?
В этот день мы будем с ними,
В честь кого мы носим имя.
Новый он, и он старинный,
Праздник — наши ... (именины)
- А про этот праздник можете что-нибудь рассказать?
- Как вы думаете, день рождения и день Именин – один праздник или это разные праздники? Почему?
- Кто догадался, о чём пойдет сегодня речь на уроке?
- Какие задачи поставим перед собой?
- Сегодня мы поговорим об именинах, о дне Ангела, о святых, чьё имя вы носите.
IV. Решение поставленной проблемы
1. Работа с текстом по учебнику на стр. 13.
- Давайте прочитаем текст Л. Шевченко «Именины и день рождения».
2.Ответы на вопросы
- Что такое месяцеслов?
Месяцеслов – церковная книга, которая хранит сотни имен святых.
- А кто такие святые?
Святые – это люди, которые верили в Бога, были сердечны и милосердны к окружающим людям, поэтому их Бог наделил даром совершать чудеса. Святые - покровители простых людей, их заступники и “молитвенники” за них.
- Каким именем священник называет младенца при крещении?
- Что такое именины?
Именины — это день памяти святого, в честь которого ты назван при крещении. В народе его называют днем Ангела. Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов.
V. Этап первичного закрепления.
1. Просмотр видеофильма о святом Сергии Радонежском
- Давайте посмотрим видеоматериал о святом Сергии Радонежском.
(Житие святых. Сергий Радонежский).
https://www.youtube.com/watch?v=r2_EUYwBg50
Беседа по содержанию.
- Кто помог мальчику Варфоломею?
- Можно ли самому не стараться в учении и надеяться на помощь Ангела-хранителя и своего святого покровителя?
- В каких делах помогали христианам покровители?
2. Из истории возникновения имен.
До принятия христианства на Руси новорожденных нарекали не именами, а простыми словами, причем, на наш сегодняшний взгляд, они выглядят довольно нелепо. Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребенок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк.
Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос. Мал – за малый рост.
Имя могло отражать черту характера или поведения человека – Добр, Храбр, Смеяна, Умник, время рождения в году – Зим, Вешняк, Мороз, профессию – Шуба, Ложка, Пушка.
Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям – святцам. В этом случае давали ребенку имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.
VI.Физкультминутка «Имена».
Ведущий. Чье имя сейчас назову - тот и будет выполнять задание.
Вероники руки вверх подняли.
Аня и Кириллы поморгали.
Настя, Маша в ладоши похлопали.
Паши и Вика потопали,
Марина с Дашей присели.
Лера, Андрей, Тимофей запели.
Про кого я не сказала
И сегодня промолчала,
Как единая семья,
Давайте крикнем дружно «Я»!
VII. Этап закрепления
1. Выступление родителей
- Сегодня у нас на уроке ваши родители. Давайте спросим у них, как они для вас выбирали имя?
1. (презентация)
2. Прослушивание аудиозаписи « Олины именины»
(http://semyaivera.ru/2012/02/21/olinyi-imeninyi-rasskaz-o-dobrote-detyam-audio/)
- Понравился вам рассказ? А что вам понравилось?
- Как Оля праздновала свои именины? Какой подарок она хотела себе купить?
- Почему Оля заплакала, когда услышала музыку музыканта?
- Отчего Оля была счастливой, ведь она не исполнила ни одного своего желания?
-Как бы вы поступили на месте этой девочки?
3. Работа в группе. Гирлянда «Ангелочки».
- На уроке технологии мы сделали бумажных Ангелов. Сейчас каждый из вас напишет свое полное имя, и мы объединим всех ангелов, чтобы они оберегали нас с вами.
VIII. Рефлексия
На праздник именин принято печь именинный пирог. Сегодня мы вам предлагаем вот такой пирог с волшебными начинками. (Бумажный пирог, разделенный на 6 частей, на каждой части записан вопрос. Ученики выходят к доске, берут «кусок пирога» и отвечают на вопросы.)
- Чем праздник день рождения отличается от праздника именин?
- Кто такой Ангел-Хранитель?
- Как узнать день ваших именин?
- Как нужно праздновать именины?
- Можно ли было христианам надеяться на помощь святого, если просимое могло навредить другому?
- Имена каких святых вам известны?
Я надеюсь, ребята, что доброе имя, которое вы носите, поможет вам стать сильными, храбрыми, красивыми, умными. - словом, такими, какими вы сами хотите быть.
- Сегодня день именин у Ани.
Сколько добрых лиц вокруг.
Эй, ребята, шире круг!
Приглашаем в хоровод
Шумный, радостный народ.
(Дети водят хоровод «Как на Анины именины…»)
Аня угощает всех караваем.
IX. Домашнее задание
Подготовить проект «День именин». Рекомендации вы найдете на стр. 16 нашего учебника
-Урок окончен. Благодарю всех за работу.
Приложение. Шаблон Ангела
Список используемой литературы
- Г. Д. Зубова «Уроки милосердия», учебное пособие для учащихся 2-х классов, Тамбов 2014
- Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М.: Аванта +, 1996. – 720 с.: ил.
- Т.Н. Кабинетская. Мы и наши имена. Статья в научно-методическом журнале “Начальная школа” № 6, 1994.
4. http://semyaivera.ru/2012/02/21/olinyi-imeninyi-rasskaz-o-dobrote-detyam-audio/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии в 4б(И) классе по теме: «Изготовление открытки по образцу и показу учителя открытки к 8 марта.» (2 урок по теме коррекционная школа VIII вида класс "и"
Урок для 4 класса с глубокой уственной отсталостью, проводится накануне праздника 8 марта....
презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс
презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс...
Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.
Цель урока: Формирование представлений обучающихся с назначениями различных приборов и инструментов. Развитие умений исследовать микропрепараты под микроскопом.Зада...
Урок математики. Тема: Прибавить 3, вычесть 3. Класс: 1 – в класс Учитель: Бирюкова Ольга Владимировна Тип урока: ОНЗ Форма урока: урок-тренинг
Тема: Прибавить 3, вычесть 3.Класс: 1 – в классУчитель: Бирюкова Ольга ВладимировнаТип урока: ОНЗФорма урока: урок-тренингЦель урока: Создание условий для ознакомления с приемами прибавления и в...
Урок по теме: "Второстепенные члены предложения" 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа XXI века» Технологическая карта урока, презентация для интерактивной доски.
Образовательная программа "Начальная школа ХХI века"Учебный предмет: Русский языкКласс: 3Тип урока: Открытие новых знанийПланируемые результаты:Предметные: вырабатывать умения находить, срав...
Урок по программе УРОКИ МИЛОСЕРДИЯ. Тема "Друзья. Одноклассники"
Технологическая карта урока по милосердию "Друзья. Одноклассники" предназначена для учащихся 2 класса....
Технологическая карта урока информатики. Тема:"Признаки предметов. Информатика 1 класс: Внимание" (1 класс, УМК "Школа 2100").
Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “признаки предметов”.Задачи урокаДидактические:Повторить определение “признаки предметов”;Отрабатывать...