Технологическая карта урока «Золотое правило нравственности»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект урока по основам светской этики в 4 классе по ОС "2100" на тему "Золотое правило нравственности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_urok1.docx47.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: основы светской этики 4 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева

Тема: «Золотое правило нравственности»                                                                                                                                                                                                  Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о  «золотом правиле нравственности», как необходимого правила в выстраивании межличностных отношений; в потребности нравственного поведения.

Задачи:

Образовательная:  познакомить уч-ся  с определением понятия «золотое правило нравственности».

Развивающая:  проанализировать статью учебника.

Воспитывающая: воспитывать у уч-ся правила нравственности.

Предметные результаты: обучение детей ценить и дорожить великим даром общения; воспитание чуткого, внимательного и уважительного отношения к окружающим людям.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: определение правил изучения общечеловеческих норм, усвоение основ комплексной работы с текстами, основы составления алгоритма.

Познавательные: работа с учебником, использование  пакетов с заданиями  ( пословицы),  работа с понятиями.

Коммуникативные: работа в группах, в парах, сравнение и сопоставление различных высказываний, взаимопомощь и доброжелательность общения.

Личностные результаты: дружелюбное отношение друг к другу, к окружающим, знание практической пользы предмета, пробуждение стремления совершать добрые дела.

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                                                                                                                            - развивать этические чувства как результат морального поведения;                                                                                                                                                              - учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;                                                                                                                                                   - воспитывать желание делать выбор в пользу добра

Метапредметные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Познавательные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                               - способность ставить и сохранять учебные цели и задачи;                                                                                                                                                                                                          - произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;                                                                                                                                    - способность к анализу и синтезу информации;                                                                                                                                                                                               - смысловое чтение;                                                                                                                                                                                                                                       - выбор способов решения этических задач

Регулятивные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено   учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Коммуникативные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                                              - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;                                                                                                  

- формирование умения высказывать свое мнение, аргументировать его.                                                                                                                                                                 Предметные:                                                                                                                                                                                                                                                            - знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;                                                                                                                

 - составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях;                                                                                                            

Основные понятия урока: нравственный поступок, нравственный человек, «золотое правило нравственности».

Оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, интер.доска), доска, презентация к уроку, видеоролик притча «Ведро с яблоками», клип «Делай добро», толковый словарь, конверты с заданиями ,учебник «Основы светской этики» авторы: Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева

   

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I. Самоопределение к учебной деятельности

(мотивация)

Личностные

 -ценностно-смысловая ориентация;

Учитель:

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Для этого нам потребуется внимание, активность, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Начинаем урок ОРКСЭ.

Дети настраиваются на урок

Слайд № 1.

Урок ОРКСЭ

II. Актуализация знаний.

Познавательные

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

2.  Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

- Я предлагаю вам продолжить разговор о поступках и  

посмотреть притчу «Про яблоки».

Задание: Проанализируйте поступки главных героев с точки зрения нравственности.

После просмотра дать минуту на обдумывание.

- Какому соседу симпатизируете вы? Почему?

- Какие два противоположных понятия присутствуют в притче? (ДОБРО и ЗЛО)

- Почему второй сосед ответил первому добром?

- Почему люди ценят добро?

- Я соглашусь с вами, добро помогает жить и быть счастливым. Я счастлива, когда добро побеждает зло.

- Кто совершил нравственный поступок?

2. Работа с понятием.

- Какой поступок в светской этике называют нравственным?

- Что такое нравственность?

Вывод: Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает по своему велению сердца, принося пользу другим.

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

- Нравственность, Нравственный поступок, может, вы знаете ещё одно словосочетание со словом нравственность?

- Верно, есть еще «Золотое правило нравственности». - Как вы думаете, что это такое?

Просмотр притчи.

Высказывания детей. (Первый сосед поступил безнравственно, потому что был завистливым, хотел испортить настроение соседу, преднамеренно совершил действие. Второй сосед добрый, по своему велению сердца,  выбрал добро и хотел, чтобы сосед тоже был счастлив.)

Дети формулируют понятие.

На доске Нравственный поступок – нравственность

Высказывания детей

Слайд № 2

Видео «Про яблоки»

III. Постановка учебной задачи

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

- Какую истину нам предстоит сегодня познать? (обозначьте тему урока)

- Как это сделать? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

- Авторы учебника ставят перед нами аналогичные вопросы, на которые  мы постараемся ответить в течение урока:

(Прочитаем их вслух)

- Почему появилось золотое правило нравственности?

- Как формулируется золотое правило нравственности?

- Как применять золотое правило нравственности в жизни?

Запись тему рока: Золотое правило нравственности

Читают вслух

Слайд № 3

Тема …

Учебные задачи:

(на доске)

Физ.минутка

IV. Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Познавательные УУД

-поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;

-анализ, синтез, установление причинно- следственных связей.

Личностные

-личностное самоопределение, ценностно - смысловая ориентация;

Коммуникативные

-участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли;

-умение строить взаимодействие

Познавательные:

- постановка и решение проблем;

1. Исследовательская работа по группам

- Всегда ли люди поступают нравственно? Почему?

- Какой выход нашло человечество?

Вывод: Человечество  всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка.

Ответ на  вопрос: какое правило помогает сделать

правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное время, в разных странах, разных вероисповеданий  искали его на протяжении многих веков. И нашли.

- Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения  великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий.

Задание: Прочитайте и обсудите в группе тексты, найдите и подчеркните в тексте важную мысль, которая помогает сделать правильный выбор поступка человека. Не забудьте о правилах сотрудничества.

2. Проверка работы

- Прочитаем тексты вслух.

 Текст № 1  Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Текст № 2 « К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст № 3« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство  Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Текст № 4 «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание кратко так, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе»

Текст № 5 Древнегреческий философ Питтак

в VII-VI веках до нашей эры наставлял:

«Что возмущает тебя в ближнем,

того не делай сам».

Текст № 6

Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?»

Он ответил: «Когда мы не делаем сами того,

что осуждаем в других».

- Что объединяет эти изречения?

- Сформулируйте правило нравственности поступка человека по отношению к другому человеку.

3. Работа по учебнику

- Проверим наши предположения по учебнику, с.42. Прочитайте, как звучит это правило иначе?

- Почему правило назвали золотым?

Вывод: Это правило самое ценное, т.к  оно общее для людей разных религий и культур, оно объединило разные народы. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков.

Это правило учит быть нравственным человеком.

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации.

Ответы детей:

В этих всех высказываниях заключена общая мысль

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

Не поступай по отношению к другим так,

как ты не хотел бы,

чтобы поступали по отношению к тебе.

Значит, важное, т.е. помогает совершать нравственные поступки, быть нравственным человеком.

Слайд № 4

Изречение духовного учителя, легендарного основателя буддизма Будды

Слайд № 5

Изречение древнего мыслителя и философа Китая Конфуций

Слайд № 6

Изречение Сына Божьего Иисуса Христа

Слайд № 7

Изречение древнееврейского законоучителя эпохи Второго Храма Гилеля

Слайд № 8

Питтак из Митилены –

древнегреческий мудрец, один из Семи мудрецов

Слайд № 9

Фалес Милетский –

греческий мудрец, философ и математик.

Слайд № 10

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

Не поступай по отношению к другим так,

как ты не хотел бы,

чтобы поступали по отношению к тебе.

V. Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

-  Хотите проверить? Представьте, что наступила перемена и три товарища решили перекусить. Инсценирование рассказа В. Осеевой «Три товарища»

Автор: Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

Коля: - Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

Витя:- Завтрак потерял...

Коля: - Плохо, (откусывая большой кусок белого хлеба)

Витя: - До обеда далеко еще!

Миша: - А ты где его потерял?

Витя: - Не знаю... (тихо сказал Витя и отвернулся)

Миша: - Ты, наверное, в кармане нес, а надо в портфель класть.

Автор: А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Володя: - Бери, ешь!

Беседа по содержанию:

-Почему рассказ назван «Три товарища»?

-Что чувствовал Витя, который забыл дома завтрак?

-Представьте себя на его месте.

-Хотелось ли вам, чтобы с вами так поступили?

-Как вы считаете, какому правилу следовал

мальчик, который поделился завтраком?

- Как поступили бы вы?

 Вывод: У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов трудно решить, что делать, как поступить. Золотое правило нравственности помогает принять решение в той или иной ситуации.

- Достаточно ли знаний золотого правила нравственности, чтобы поступать в соответствии с ним?

Вывод: Нет, необходимо осознать (выполнение правила становиться личной задачей, человек выполняет его не по принуждению, а на основе своих убеждений), необходимость исполнения (человек не только знает, как нужно поступать, а действует, совершает поступки).

- Составьте алгоритм действий

Задание: Восстановив последовательность предложений, вы сможете прочитать алгоритм-памятку, как применить Золото правило нравственности:

Самопроверка:

1.Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.

2.Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.

3.Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?

4.Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя

- Чему учит ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ? Почему появилось?

Вывод: Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Это правило учит быть нравственным человеком.

Нет, надо научиться его применять.

Дети сами в группах составляют алгоритм действий и проговаривают, используя данную ситуацию

На доске появляется алгоритм действия правила.

Слайд  № 11

Рассказ В.Осеевой «Три товарища»

Чего не хочешь для себя – не делай другим

Слайд 12

Алгоритм (последовательность нарушена)

Слайд 13

Алгоритм (образец)

Слайд 14

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Познавательные

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

Регулятивные

планирование

Задание: Предлагаю, проверить наши знания в виде игры «Да. Нет» на карточке. Обведите ту букву, которая указывает на истинное высказывание по вашему мнению.

Отметь истинные высказывания

да

нет

1. Золотое правило

нравственности является общим для людей разных религий и культур

д

т

2. Появилось оно в XX веке

а

о

3. Золотое правило заставляет человека предвидеть последствия своих поступков

б

п

4. Чтобы  применять золотое правило нравственности в жизни, сначала следует оценить последствия поступков в мыслях и чувствах

р

г

5. Золотое правило нравственности – учение одного философа

и

о

Проверим: у кого получилось слово добро, самый внимательный.

Вывод: - Мне хочется прочитать четверостишье                      

                    Твори добро, чтобы любя,

                    Добро тебя нашло.

                    Зла не верши, чтоб и тебя

                   Не погубило зло.                      

- Как вы поняли, что самое главное в поступках людей?

Дети выполняют тестовое задание на карточке. 

 

В результате

получается слово ДОБРО

Слайд 15

Таблица «ДОБРО»

Слайд № 16

VII. Включение в систему знаний и повторения?

Задание

- Приведите примеры из жизни, в которых люди применяют   ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ

Например: доноры, спортсмены на Олимпиаде, герои ВОВ, в повседневной жизни - оказание помощи ближнему, поддержка в ТЖС, проявление милосердия и любви к ближнему….

Дети приводят примеры из жизни

VIII. Итог урока.

IX.Рефлексия.

Личностные

-нравственно- этическая ориентация,

личностно-моральный выбор

Коммуникативные

-продуктивное взаимодействие учителя и учащихся

- Подведем итог.

- Посмотрите, на все ли вопросы мы нашли ответы?

- Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас? Какие выводы вы сделали для себя?

почувствовал

                                                    Я

вспомнил             удивился                         узнал              

Слайд 17

Рефлексия

X. Домашнее задание.

Оценка достижений (вручение смайликов)

Дома я попрошу вас вспомнить произведение, которое изучаете на литературном чтении и подходит к теме урока) и подумать, какие поступки героев соответствуют «Золотому правилу нравственности». Расскажите об одном из поступков в сочинении – миниатюре. Выразите свое отношение к поступку.

Фонограмма Б.Окуджава «Виноградную косточку….

Слайд № 18

Слайд № 19

Видео Б.Окуджава «Виноградную косточку….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Золотое правило нравственности" (4 класс)

На этом уроке учащиеся узнают, какое правило называют "золотым правилом нравственности"....

Разработка урока "Золотое правило нравственности" ОРКСЭ

Разработка урока  по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ».  «Золотое правило нравственности »...

Технологическая карта урока «Золотое правило этики»

Технологическая карта урока по православной культуре по теме "Золотое правило этики" для 4 класса....

Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"

конкурсная работа, представленная в номинации "Лучшая методическая разработка по предмету ...

Урок "Золотое правило нравственности"

Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Мировые религиозные культуры"...

Урок «Золотое правило нравственности»

Урок  «Золотое правило нравственности»...