II. Актуализация знаний.
| Познавательные 1. Строить речевое высказывание в устной форме. 2. Делать выводы на основе анализа объектов. 3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме.
| - Я предлагаю вам продолжить разговор о поступках и посмотреть притчу «Про яблоки». Задание: Проанализируйте поступки главных героев с точки зрения нравственности. После просмотра дать минуту на обдумывание.
- Какому соседу симпатизируете вы? Почему? - Какие два противоположных понятия присутствуют в притче? (ДОБРО и ЗЛО) - Почему второй сосед ответил первому добром? - Почему люди ценят добро? - Я соглашусь с вами, добро помогает жить и быть счастливым. Я счастлива, когда добро побеждает зло. - Кто совершил нравственный поступок?
2. Работа с понятием. - Какой поступок в светской этике называют нравственным? - Что такое нравственность? Вывод: Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает по своему велению сердца, принося пользу другим. Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.
- Нравственность, Нравственный поступок, может, вы знаете ещё одно словосочетание со словом нравственность? - Верно, есть еще «Золотое правило нравственности». - Как вы думаете, что это такое? | Просмотр притчи.
Высказывания детей. (Первый сосед поступил безнравственно, потому что был завистливым, хотел испортить настроение соседу, преднамеренно совершил действие. Второй сосед добрый, по своему велению сердца, выбрал добро и хотел, чтобы сосед тоже был счастлив.)
Дети формулируют понятие.
На доске Нравственный поступок – нравственность
Высказывания детей | Слайд № 2 Видео «Про яблоки»
|
III. Постановка учебной задачи
| Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Планировать свои действия.
| - Какую истину нам предстоит сегодня познать? (обозначьте тему урока) - Как это сделать? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? - Авторы учебника ставят перед нами аналогичные вопросы, на которые мы постараемся ответить в течение урока: (Прочитаем их вслух) - Почему появилось золотое правило нравственности? - Как формулируется золотое правило нравственности? - Как применять золотое правило нравственности в жизни? | Запись тему рока: Золотое правило нравственности
Читают вслух
| Слайд № 3 Тема … Учебные задачи: (на доске)
|
Физ.минутка
IV. Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)
| Познавательные УУД -поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; -анализ, синтез, установление причинно- следственных связей.
Личностные -личностное самоопределение, ценностно - смысловая ориентация;
Коммуникативные -участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли; -умение строить взаимодействие
Познавательные: - постановка и решение проблем; | 1. Исследовательская работа по группам - Всегда ли люди поступают нравственно? Почему? - Какой выход нашло человечество? Вывод: Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Ответ на вопрос: какое правило помогает сделать правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное время, в разных странах, разных вероисповеданий искали его на протяжении многих веков. И нашли. - Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий. Задание: Прочитайте и обсудите в группе тексты, найдите и подчеркните в тексте важную мысль, которая помогает сделать правильный выбор поступка человека. Не забудьте о правилах сотрудничества.
2. Проверка работы - Прочитаем тексты вслух. Текст № 1 Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
Текст № 2 « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Текст № 3« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Текст № 4 «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание кратко так, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» Текст № 5 Древнегреческий философ Питтак в VII-VI веках до нашей эры наставлял: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам».
Текст № 6 Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».
- Что объединяет эти изречения? - Сформулируйте правило нравственности поступка человека по отношению к другому человеку.
3. Работа по учебнику - Проверим наши предположения по учебнику, с.42. Прочитайте, как звучит это правило иначе?
- Почему правило назвали золотым? Вывод: Это правило самое ценное, т.к оно общее для людей разных религий и культур, оно объединило разные народы. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Это правило учит быть нравственным человеком. |
Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации.
Ответы детей:
В этих всех высказываниях заключена общая мысль Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Значит, важное, т.е. помогает совершать нравственные поступки, быть нравственным человеком. |
Слайд № 4 Изречение духовного учителя, легендарного основателя буддизма Будды
Слайд № 5 Изречение древнего мыслителя и философа Китая Конфуций
Слайд № 6 Изречение Сына Божьего Иисуса Христа
Слайд № 7 Изречение древнееврейского законоучителя эпохи Второго Храма Гилеля
Слайд № 8 Питтак из Митилены – древнегреческий мудрец, один из Семи мудрецов Слайд № 9 Фалес Милетский – греческий мудрец, философ и математик.
Слайд № 10 Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
|
V. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
| - Хотите проверить? Представьте, что наступила перемена и три товарища решили перекусить. Инсценирование рассказа В. Осеевой «Три товарища» Автор: Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. Коля: - Почему ты не ешь? - спросил его Коля. Витя:- Завтрак потерял... Коля: - Плохо, (откусывая большой кусок белого хлеба) Витя: - До обеда далеко еще! Миша: - А ты где его потерял? Витя: - Не знаю... (тихо сказал Витя и отвернулся) Миша: - Ты, наверное, в кармане нес, а надо в портфель класть. Автор: А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: Володя: - Бери, ешь!
Беседа по содержанию: -Почему рассказ назван «Три товарища»? -Что чувствовал Витя, который забыл дома завтрак? -Представьте себя на его месте. -Хотелось ли вам, чтобы с вами так поступили? -Как вы считаете, какому правилу следовал мальчик, который поделился завтраком? - Как поступили бы вы? Вывод: У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов трудно решить, что делать, как поступить. Золотое правило нравственности помогает принять решение в той или иной ситуации. - Достаточно ли знаний золотого правила нравственности, чтобы поступать в соответствии с ним? Вывод: Нет, необходимо осознать (выполнение правила становиться личной задачей, человек выполняет его не по принуждению, а на основе своих убеждений), необходимость исполнения (человек не только знает, как нужно поступать, а действует, совершает поступки).
- Составьте алгоритм действий Задание: Восстановив последовательность предложений, вы сможете прочитать алгоритм-памятку, как применить Золото правило нравственности:
Самопроверка: 1.Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах. 2.Попытаться встать на место того, на кого направлено действие. 3.Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили? 4.Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя
- Чему учит ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ? Почему появилось? Вывод: Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Это правило учит быть нравственным человеком.
|
Нет, надо научиться его применять.
Дети сами в группах составляют алгоритм действий и проговаривают, используя данную ситуацию
На доске появляется алгоритм действия правила.
| Слайд № 11 Рассказ В.Осеевой «Три товарища»
Чего не хочешь для себя – не делай другим
Слайд 12 Алгоритм (последовательность нарушена)
Слайд 13 Алгоритм (образец)
Слайд 14
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
| Познавательные -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Регулятивные планирование
| Задание: Предлагаю, проверить наши знания в виде игры «Да. Нет» на карточке. Обведите ту букву, которая указывает на истинное высказывание по вашему мнению. Отметь истинные высказывания | да | нет | 1. Золотое правило нравственности является общим для людей разных религий и культур | д | т | 2. Появилось оно в XX веке | а | о | 3. Золотое правило заставляет человека предвидеть последствия своих поступков | б | п | 4. Чтобы применять золотое правило нравственности в жизни, сначала следует оценить последствия поступков в мыслях и чувствах | р | г | 5. Золотое правило нравственности – учение одного философа | и | о |
Проверим: у кого получилось слово добро, самый внимательный. Вывод: - Мне хочется прочитать четверостишье Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло. - Как вы поняли, что самое главное в поступках людей?
|
Дети выполняют тестовое задание на карточке.
В результате получается слово ДОБРО | Слайд 15 Таблица «ДОБРО»
Слайд № 16 |