Технологическая карта по ОРКиСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Могилевцева Татьяна Валерьевна

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ. Тема: "Святой праведный воин Феодор Ушаков". 4 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Автор

Б  Бачерикова Татьяна Валерьевна,  учитель начальных классов

Образовательное учреждение                    

ГБОУ школа № 404

Предмет

ОРКСЭ

Направление внеурочной деятельности

Духовно-нравственное  

Класс

4 класс

Продолжительность занятия

45 минут

Т   Тема занятия  

«Святой праведный воин Феодор Ушаков»

Цель занятия

Формирование представления о праведной жизни на примерах из жития святого Феодора Ушакова.

      Задачи

Познакомить учащихся  с значением слова  «праведный».

Познакомить учащихся с личностью святого Феодора Ушакова.

Показать значение деятельности Фёдора Ушакова в истории России.

Образовательные ресурсы и средства обучения: 

- компьютер, мульти проектор, интерактивная доска;

- Презентация «Святой праведный воин Феодор Ушаков»;

- Статьи из словарей;

- Рабочие листы с таблицами.

- Видео « Житие Феодора Ушакова»

Методы и формы

Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Предшествующая работа

Подготовка учащимися сообщений по темам:

  1. 1. Детство Федора Ушакова
  2. 2. Первый орден
  3. 3. Первое сражение
  4. 4. Жизнь после службы

Планируемые результаты занятия

Метапредметные

Личностные

Обучающийся получит возможность для формирования умения:

Познавательные:

ориентирование в словаре; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах.

Регулятивные:

определять и формулировать цель работы, планировать свою деятельность для ее достижения; высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом; работать самостоятельно и устанавливать рабочие отношения в паре.

Коммуникативные:

умение договариваться и приходить к общему решению; овладение умением работать в  паре, группе;  умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми; оформление своих мыслей в устной и письменной форме; восприятие и понимание речи других.

Обучающийся получит возможность для формирования:

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Организационная структура занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, улыбки и думаю, что занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов!

Дети осуществляют эмоциональный настрой для изучения новой темы.

Мотивация познавательной деятельности

- Прослушайте стихотворение Виктора Тимошенкова. Определите тему нашего занятия. (Слайд 2)

- Богата Русь на времена и даты,

На тех, кому Отечество всегда

Не на словах, на деле было свято,

Их имена нам светят сквозь года.

Идут года, уходят поколенья,

Но нет на них забвения оков.

Один из них - морской пучины гений,

Наш адмирал - великий Ушаков.

В судьбе своей познал он лед и пламень,

Он был земным среди земных богов.

Так пусть горит звезда его во Храме.

Поклон тебе, наш Федор Ушаков!

- О ком данное стихотворение? (Слайд 3)

- Какая тема нашего занятия? (Слайд 3)

- Что бы вы хотели узнать по теме нашего занятия?

Учащиеся слушают стихотворение.

- О Фёдоре Ушакове

Дети формулируют тему занятия.

Дети совместно с учителем формулируют цель и задачи занятия.

Организация познавательной деятельности

 - Сегодня на занятии,  мы познакомимся с жизнью Фёдора Ушакова и с подвигами, которые он совершил.

- Как вы понимаете слово «праведный»?

- Работая в паре,  подберите слова, которые описывают праведного человека. Запишите в таблицу, в столбик данные слова.

- А как толкуют это слово научные словари?  Найдите определение данного слова в статьях из словарей.

- Сделайте вывод, кто такой праведный человек? Запишите определение.

- Феодор Ушаков был праведным человеком, и не просто человеком, а праведным воином.

- Рассмотрите икону Феодора Ушакова.(Слайд 3)

- Кто изображен на иконе? Опишите, каким изображен на ней святой? Как он смотрит на Вас? Какие чувства испытываете, глядя на изображение святого Феодора Ушакова?

- Как вы думаете, может ли воин быть праведником? Когда воина можно назвать праведным?

- Давайте познакомимся с жизнью Феодора Ушакова и выясним, почему его называют «Святой праведный воин Феодор Ушаков».

- У нескольких обучающихся было дополнительное задание, подготовить сообщение по темам о Фёдоре Ушакове. (Приложение 3)

Темы:

  1. 1) Детство Федора Ушакова
  2. 2) Первый орден
  3. 3)Первое сражение
  4. 4)Жизнь после службы

- Прослушаем сообщение  о детстве Фёдора Ушакова.(Слайд 4)

- Прослушав данное сообщение, каким был Фёдор Ушаков в детстве?

- Как вы думаете, какие религиозные правила Фёдор Ушаков соблюдал уже в детстве?

- Какие праведные качества Фёдора Ушакова мы уже можем выделить? Запишите в таблицу. (Приложение 4)

- После окончания учёбы Фёдора Ушакова  направили на флот Балтийского моря.  Первые годы службы на флоте прошли в интенсивной учёбе под руководством опытных моряков. Благодаря своему усердию, пытливости ума, ревностному отношению к делу и высоким душевным качествам, молодой мичман Фёдор Ушаков успешно прошёл эту первую школу морской практики и был переведён на юг, в Херсон, где и начиналась тогда славная история Черноморского флота.

- Выслушаем сообщение о первых подвигах Фёдора Ушакова. (Слайд11)

- Что мы можем сказать о поступке Фёдора Ушакова?

- За что Фёдор Ушаков получил свой первый орден?

- Какие качества помогли Ушакову справиться с такой страшной болезнью? Запишите в таблицу.  

- Выслушаем сообщение о первом сражении Федора Ушакова. (Слайд16)

- Что помогло Фёдору Ушакову одержать победу над турецким флотом? К кому он обращался за помощью?

- Какие праведные качества Фёдора Ушакова мы можем выделить из данного сообщения?  Запишите в таблицу.  (Приложение 4)

-  За всю жизнь Федор Ушаков участвовал в 43крупных морских сражениях  и  не проиграл ни одного морского боя, а во время этих сражений не потерял ни одного своего корабля.(Слайд 22) 

    Но главный талант Фёдора Ушакова был в умении по-настоящему любить каждого человека, независимо от его звания и чина.

   Фёдор Ушаков был необычным капитаном. На его кораблях к матросам было очень хорошее отношение: Ушаков всегда следил, чтобы их досыта кормили, чтобы они не болели  и не наказывали их без причины.  Во время каждого боя принимал меры, чтобы потери в командах кораблей были как можно меньшими. И даже к врагам он всегда был великодушен и милосерден.

- Какое главное качество Фёдора Ушакова мы можем выделить из данного сообщения? Запишите в таблицу. (Приложение 4)

-  Выслушаем сообщение о жизни Фёдора Ушакова после военной службы. (Слайд 23)

- Прослушав данную информацию,  какие еще мы можем выделить качества Фёдора Ушакова?

- А сейчас посмотрите на таблицу, которую вы заполнили. Что вы можете сказать о Фёдоре Ушакове?

- Федор Ушаков мирно скончался 2 октября 1817 года в своём имении. (Слайд 27)

  Архиерейский собор Русской Православной Церкви 6 октября 2004 года причислил Фёдора Ушакова к лику святых.(Слайд 28)  И теперь у каждого православного русского моряка есть на Небесах заступник и покровитель – святой праведный воин Феодор Ушаков! (Слайд 29)  

Ответы детей.

Дети работают в паре. Записывают слова. (Приложение 1)

Дети работают со статьями из различных толковых словарей. (Приложение 2)

Ответы детей.

Дети записывают значение данного понятия. (Приложение 1)

Дети рассматривают икону.

Ответы детей.

Дети заранее готовят  сообщения о жизни Фёдора Ушакова.

Детство Федора Ушакова

Фёдор Ушаков родился 24 декабря 1745 года (Слайд 5).

Место рождения село Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии (Слайд 6)

Федор Ушаков родился в небогатой дворянской семье. Отец его, Федор Игнатьевич Ушаков, был сержантом Преображенского полка. Мать, Прасковья Никитична Ушакова, занималась ведением домашнего хозяйства.

Родители Федора Ушакова были благочестивыми и глубоко верующими людьми. Они уделяли особое внимание воспитанию своих детей. Родители  считали главным условием воспитания детей, развитие в них веры в Бога и строгой нравственности. Эти чувства на всю жизнь глубоко запечатлелись в душе Феди.  

Фёдор с детства грезил мечтой о море. Мальчик с юных лет любил вырезать из дерева игрушечные корабли и вместе с ребятами пускать их на реке. (Слайд 7)

С детства его отличали усердие и добрый нрав. При этом он был отважным, любознательным ребёнком, прилежно учился. К тому же обладал бесстрашием, удивлявшим даже взрослых мужчин. Так, например, со старостою деревни он ходил на медведя с рогатиной. (Слайд 8)

Воспитанием будущего адмирала занимался его дядя Феодор Санаксарский. Он оказал огромное влияние на жизнь будущего флотоводца. (Слайд 9)

Родители не отмахнулись от детской мечты сына и отправили 16-летнего юношу в Петербург на учёбу в Морской кадетский корпус, который он закончил  в числе лучших учеников. (Слайд 10)

Ответы детей.

Дети заполняют таблицу.

Первый орден

   Самый первый свой орден великий морской воин получил не за морские сражения, а за решительные и продуманные действия на суше.(Слайд 12)

    Сразу по прибытии в Херсон ему пришлось защищать свою команду от тяжелой болезни - чумы. Эта страшная болезнь свирепствовала в те времена. От болезни умирали целые селения. (Слайд 13)

    Докторов в Херсоне почти не было. Поэтому Фёдор Ушаков сам решил спасать своих моряков от смертельной болезни.

Для этого он вывел команду в степь, подальше от чумного города. Всех матросов и офицеров он разделил на  небольшие группы, жившие отдельно друг от друга. Каждая группа построила себе жилище из прибрежного камыша. На значительном удалении от этих камышовых домиков располагалась больничка – отдельная палатка. (Слайд 14)

Общение между группами было строго запрещено. Ушаков очень внимательно следил за этим. В самые тяжёлые дни разгула болезни он боролся с ней спокойно и решительно, обращаясь за помощью к Богу. В результате таких  действий  чума  в команде Ушакова исчезла.

    За умелые действия в борьбе с чумой и проявленные при этом старания Фёдор Ушаков был произведён в капитаны первого ранга и награждён своим первым орденом – Святого Владимира четвёртой степени.(Слайд 15)

Ответы детей.

Дети заполняют таблицу. (Приложение 4)

Первое сражение

   В 1768 году началась русско-турецкая война. Русскому Черноморскому флоту было тогда всего четыре года. И он должен был принять бой с мощным, закалённым в сражениях, вдвое превосходящим по количеству кораблей турецким флотом! (Слайд 17)

Мог ли тут рассчитывать на победу капитан  Фёдор Фёдорович Ушаков? Если бы он надеялся лишь на свои корабли, то, конечно же, нет. Но Фёдор Ушаков  твёрдо верил, что всё в руках Божьих. (Слайд 18) 

И потому  прилежно молился в маленькой церкви Святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков, чтобы даровал Господь ему вразумление, как осилить неприятеля.

И вот сошлись в неравном бою русская и турецкая эскадры. Турками командовал знаменитый моряк Эски-Гассан, которого называли «крокодилом морских сражений». Этот самый «крокодил» выстроил свои двадцать пять кораблей в линию и собирался без особых трудностей уничтожить русские корабли.(Слайд 19)

Но Ушаков, вместо того чтобы устраивать обычную перестрелку, вдруг повёл свои корабли на сближение. Турки прекратили стрельбу. В этот момент, убрав паруса и уменьшив скорость, Ушаков приказал бить в упор из всех орудий по бортам неприятельских кораблей.(Слайд 20)

Потеряв множество матросов во время стремительной атаки русских, Эски-Гассан с позором увёл свои корабли к берегам Турции. (Слайд 21)

Что касается потерь русских, то после переклички в команде Ушакова не оказалось ни одного убитого. Это была самая первая победа русского флота на Чёрном море.

Ответы детей

Дети заполняют таблицу.

Ответы детей. Работа с таблицей.

 

Жизнь после службы

   Отойдя от служебных дел,  Ушаков переехал в свою деревню Алексеевка , чтобы жить вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря.(Слайд 24) Этот монастырь возродил  его родной дядя.

Здесь адмирал вёл жизнь уединённую, часто посещал богослужения. А во время поста и вовсе переселялся в монастырь, чтобы не пропускать долгих монастырских богослужений. (Слайд 25) 

Как и прежде, он творил дела милосердия, помогал бедным и нищим, жертвовал немалые средства на благоустройство монастыря.(Слайд 26)

Ответы детей

Дети заполняют таблицу.(Приложение 4)

Ответы детей

Обобщение и систематизация информации

 - Вам нужно ответить на вопросы викторины. За каждый правильный ответ группа получает жетон.

Подведение итогов викторины.

- Вы замечательно справились с вопросами викторины и сейчас мы с вами просмотрим видео «Житие Феодора Ушакова».

Учащиеся делятся на группы.

Учащиеся отвечают на вопросы викторины. (Приложение 5)

Учащиеся смотрят видео «Житие Феодора Ушакова»

Итог занятия. Рефлексия

- С каким святым мы с вами познакомились сегодня на занятии?

- Почему Феодора Ушакова называют праведный воин?

- Какие факты жизни Феодора Ушакова поразили вас больше всего?

- Рассмотрите таблицу, которую мы с вами заполнили. На данной таблице мы перечислили качества праведного человека, а именно Фёдора Ушакова.

 - Выделите,  синим цветом те качества, которые, по вашему мнению,  есть у вас.

- Красным карандашом выделите  качества, которые вы бы хотели приобрести.

- Кто бы хотел поделиться результатами своей работы?

- Наше занятие закончено. Спасибо всем за работу на занятии!

Ответы детей.

Дети работают с таблицей.(Приложение 4)

Выступают 2-3 ученика.

Приложение 1

Праведный

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Праведный - ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

Приложение 2

Словарь Ушакова Д.Н.

Праведный праведный, праведная, праведное; приведен, приведна, приведно (книж. устар.).

1. Благочестивый, не погрешающий против правил, требований религиозной нравственности, морали. Праведная жизнь.

2. Проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости.  

Словарь Ожегова С.И.

Праведный, -ая, -ое; -ден, -дна.

1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам. Праведная жизнь.

2. Основанный на правде (во 2 знач.), справедливый (устар.). П. суд. П. судья. * От трудов праведных не наживешь палат каменных (разг.) – Трудясь честно, трудно разбогатеть, || сущ, праведность,-и, ж.

Словарь Ефремовой Т.Ф

Праведный

1. Тот, кто строго придерживается правил религиозной морали.

2. Строго придерживающийся правил религиозной морали; безгрешный.

Отвечающий правилам религиозной морали.

Устар. Соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости.

Православие.

Словарь-справочник

Праведный

святой, который, будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь.

См. Чины святости.

Словарь

церковных терминов

Праведный

святой, который будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь.

Приложение 3

Детство Федора Ушакова

Фёдор Ушаков родился 24 декабря 1745 года (слайд).

Место рождения село Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии.

Федор Ушаков родился в небогатой дворянской семье. Отец его, Федор Игнатьевич Ушаков, был сержантом Преображенского полка. Мать, Прасковья Никитична Ушакова, занималась ведением домашнего хозяйства.  

Родители Федора Ушакова были благочестивыми и глубоко верующими людьми. Они уделяли особое внимание воспитанию своих детей. Родители  считали главным условием воспитания детей, развитие в них веры в Бога и строгой нравственности. Эти чувства на всю жизнь глубоко запечатлелись в душе Феди.  

Фёдор с детства грезил мечтой о море. Мальчик с юных лет любил вырезать из дерева игрушечные корабли и вместе с ребятами запускать их на реке.

С детства его отличали усердие и добрый нрав. При этом он был отважным, любознательным ребёнком, прилежно учился. К тому же обладал бесстрашием, удивлявшим даже взрослых мужчин. Так, например, со старостою деревни он ходил на медведя с рогатиной.

Воспитанием будущего адмирала занимался его дядя Феодор Санаксарский. Он оказал огромное влияние на жизнь будущего флотоводца.

Родители не отмахнулись от детской мечты сына и отправили 16-летнего юношу в Петербург на учёбу в Морской кадетский корпус, который он закончил  в числе лучших учеников.

                                     

                                        Первый орден

   Самый первый свой орден великий морской воин получил не за морские сражения, а за решительные и продуманные действия на суше.

    Сразу по прибытии в Херсон ему пришлось защищать свою команду от тяжелой болезни - чумы. Эта страшная болезнь свирепствовала в те времена. От болезни умирали целые селения.

    Докторов в Херсоне почти не было. Поэтому Фёдор Ушаков сам решил спасать своих моряков от смертельной болезни.

Для этого он вывел команду в степь, подальше от чумного города. Всех матросов и офицеров он разделил на  небольшие группы, жившие отдельно друг от друга. Каждая группа построила себе жилище из прибрежного камыша. На значительном удалении от этих камышовых домиков располагалась больничка – отдельная палатка.

Общение между группами было строго запрещено. Ушаков очень внимательно следил за этим. В самые тяжёлые дни разгула болезни он боролся с ней спокойно и решительно, обращаясь за помощью к Богу.  В результате таких  действий  чума  в команде Ушакова исчезла.

    За умелые действия в борьбе с чумой и проявленные при этом старания Фёдор Ушаков был произведён в капитаны первого ранга и награждён своим первым орденом – Святого Владимира четвёртой степени.

Первое сражение

   В 1787 году началась русско-турецкая война. Русскому Черноморскому флоту было тогда всего четыре года. И он должен был принять бой с мощным, закалённым в сражениях, вдвое превосходящим по количеству кораблей турецким флотом!

Мог ли тут рассчитывать на победу капитан  Фёдор Фёдорович Ушаков? Если бы он надеялся лишь на свои корабли, то, конечно же, нет. Но Фёдор Ушаков  твёрдо верил, что всё в руках Божьих.   И потому  прилежно молился в маленькой церкви Святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков, чтобы даровал Господь ему вразумление, как осилить неприятеля.

И вот сошлись в неравном бою русская и турецкая эскадры. Турками командовал знаменитый моряк Эски-Гассан, которого называли «крокодилом морских сражений». Этот самый «крокодил» выстроил свои двадцать пять кораблей в линию и собирался без особых трудностей уничтожить русские корабли.

Но Ушаков, вместо того чтобы устраивать обычную перестрелку, вдруг повёл свои корабли на сближение. Турки прекратили стрельбу. В этот момент, убрав паруса и уменьшив скорость, Ушаков приказал бить в упор из всех орудий по бортам неприятельских кораблей.

Потеряв множество матросов во время стремительной атаки русских, Эски-Гассан с позором увёл свои корабли к берегам Турции.

Что касается потерь русских, то после переклички в команде Ушакова не оказалось ни одного убитого. Это была самая первая победа русского флота на Чёрном море.

Жизнь после службы

   Отойдя от служебных дел,  Ушаков переехал в свою деревню Алексеевка , чтобы жить вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. Этот монастырь возродил  его родной дядя.

Здесь адмирал вёл жизнь уединённую, часто посещал богослужения. А во время поста и вовсе переселялся в монастырь, чтобы не пропускать долгих монастырских богослужений. Как и прежде, он творил дела милосердия, помогал бедным и нищим, жертвовал немалые средства на благоустройство монастыря.

Приложение 4

Приложение 5

Викторина «Святой праведный воин Феодор Ушаков»

  1. В каком году родился Фёдор Ушаков? (1745 год)
  2. Как называется село, в котором родился Фёдор Ушаков? (Село Бурнаково)
  3. Чем любил заниматься  в детстве мальчик? (Любил вырезать из дерева игрушечные корабли и вместе с ребятами запускать их на реке)
  4. Кто оказал большое влияние на воспитание Фёдора? ( Дядя Феодор Санаксарский)
  5. Куда отправили родители учиться Фёдора?  (В Петербург, Морской кадетский корпус)
  6. За что Фёдор Ушаков получил свой первый орден? ( За решительные действия во время эпидемии  чумы) 
  7. С кем состоялось первое морское сражение Фёдора Ушакова? (С турками)
  8. Какое прозвище было у турецкого моряка Эски-Гассана? (Крокодил)
  9. Сколько крупных сражений выиграл Фёдор Ушаков? (43 сражения)
  10. Сколько сражений проиграл Фёодор Ушаков? (Ни одного сражения)
  11. Чем занимался Фёдор Ушаков после военной службы? (Адмирал вёл жизнь уединённую, часто посещал богослужения. Он творил дела милосердия, помогал бедным и нищим, жертвовал немалые средства на благоустройство монастыря)
  12. В каком году Русская Православная Церковь причислила Фёдора Ушакова к лику святых? (2004 год)

Список используемой литературы и интернет-ресурсы

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М . : Просвещение, 2014. – 95 с.
  2. Житие Святого Феодора Ушакова в пересказе для детей / А.Б. Ткаченко. – 2014.
  3. https://obrazovaka.ru/ushakov-fedor.html
  4. https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%A3%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  5. https://detectivebooks.net/book/40244510/?page=2
  6. https://illustrators.ru/illustrations/626265?slider_order=position#illustration-anchor
  7. http://ushakov.kablov.ru/painting
  8. http://feodorovskaya.cerkov.ru/2013/10/16/fedor-fedorovich-ushakov-istoriya-v-kartinkax/#jp-carousel-2364
  9. https://yandex.ru/video/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%20%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Совесть»(технологическая карта) по предмету ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики».

Методическая разработка урока "Совесть" (технологическая карта) предназначена учителям, преподающим курс ОРКиСЭ (модуль "Основы светской этики")...

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Моральный долг

Моральный долгСоздание условий для формирования у  учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях....

Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Альтруизм и эгоизм"

В данном материале содержится подробное описание урока с разработкой УУД по ФГОС НОО....

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ...

Технологическая карта урока ОРКиСЭ

Технологияеская карта...

Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Милосердие и сострадание" 4 класс

Формирование  представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся материале притчи. Изучение  «Притчи о добром самарянине». Воспитание потребн...