Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Альтруизм и эгоизм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
В данном материале содержится подробное описание урока с разработкой УУД по ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Технологическая карта
Модуль «Основы светской этики»
«Альтруизм и эгоизм»
4 класс
Авторы:
Клопова Галина Александровна, 1 категория, ГО Карпинск
Ямбаршева Светлана Владимировна, 1 категория, ГО Карпинск
Карпинск, 2015
Урок № 13 модуля «Основы светской этики»
Тема: «Альтруизм и эгоизм»
Цель урока: Формирование представлений о понятиях «альтруизм» и «эгоизм» как важнейших нравственных ценностях, показ их противоположности.
Задачи урока:
- Познакомить с понятиями «альтруизм» и «эгоизм» через групповую и индивидуальную работу, диалог, проблемную ситуацию.
- Развивать эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки сотрудничества в группе.
- Воспитывать сострадание, сочувствие, толерантность, готовность помочь другому.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Оборудование учителя: учебное пособие «Основы светской этики» автор А.Я. Данилюк, толковый словарь автор В.И. Даль, С.И.
Ожегов; видеофрагмент сказки «Старик Хоттабыч», материалы Интернет; жетоны для работы в группах, задания для групп, контрольные
листы (для каждого ученика), клей (для группы № 2, № 3), странички «А знаете ли вы, что…», подборка материала для групп, оценочная
шкала.
Оборудование учащихся: учебное пособие «Основы светской этики» автор А.Я. Данилюк.
Педагогический инструментарий:
Образовательные технологии: Технология сотрудничества, ИКТ, Технология проблемного обучения. | Методы и приемы: Комментированное чтение Самостоятельная работа Интервью Демонстрационный метод Взаимообъяснение Драматизация Беседа Наглядный метод | Эмоционально-ценностный подход Практико-ориентированный подход |
Содержание участия родителей в уроке: предполагается в выполнении творческого домашнего задания.
Этапы | Время | Цели этапа | Пед. инструментарий | Содержание | УУД | Оценка | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
I. Мотивация к учебной деятельности | 1 мин. | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Комментированное чтение | - Доброе утро, а что это значит? Значит, день был по-доброму начат, Значит, день принесёт нам удачу, И здоровье, и счастье нам всем. Пожелаем друг другу удачи. Слов при этом не будем жалеть. | Учащиеся читают, стихотворение высказывают друг другу пожелания на урок. | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: действия смыслообразования Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | |
II. Актуализация знаний учащихся | 2 мин. | Актуализация знаний, способов действий, необходимых для дальнейшей работы | Проблемный метод | - Ребята, давайте вспомним, как называется наш курс. - О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса? - К какой категории относятся эти понятия? - Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях | Размышляют, высказывают свое мнение. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания. Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: Контроль, коррекция. | Словесная |
III. Открытие нового знания. I группа – «Экспресс-группа» II группа – «Аналитики I» III группа – Аналитики II» IY группа – «Учёный совет» Презентация работы групп (защита ответов). Группы выступают в соответствии с порядковым номером. Физкультминутка (подвижная, с мячом). | 10 мин. 1 мин. | Умение работать в группе, организовывать сотрудничество. Умение делать выводы, обобщать, находить правильное решение. Умение анализировать, выделять главное в данной информации. | Практико-ориентированный подход Проблемный метод Самостоятельная работа Интервью | - Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение слов: «альтруизм», «эгоизм». - Благодарю вас за ответы.. Теперь нам предстоит доказать, правы ли в наших суждениях - Чтобы решить проблемную ситуацию предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо создать 4 группы. Сегодня способ объединения в группы я хочу предложить вам сама. У меня подготовлена коробочка с жетонами (Приложение 1). На каждом жетоне определенный рисунок. Согласно выбранному жетону объединимся в группы. - Выбирайте жетоны и занимайте свои места и распределите роли в группе и выполняйте задание. (Учебное пространство заранее организовано для групповой работы, задания для групп (Приложение 2). - Слово для выступления представляется экспресс-группе. Что же ответили прохожие? - Благодарим членов группы за работу. - Слово группе «Аналитики I», которая рассматривала понятие «альтруизм». - Слово группе «Аналитики II», работавшей над значением слова «эгоизм». - Ребята, у нас с вами сложились определенные представления о двух новых нравственных понятиях. А что же скажет ученый совет? Согласится ли он с нами? - Слово представляется нашим ученым. - Ученому совету было предложено рассмотреть значения слов «альтруист», «эгоист», «альтруизм», «эгоизм». Предлагает поработать с нравственными понятиями, противоположными по смыслу: Добро - … Любовь - … Порок - … Правда - … Альтруизм - … | Размышляют, высказывают свое мнение. Мнения детей разделились. Затруднения при объяснении значения слова «альтруизм». Делятся на группы. Распределяют роли. Группа защищает свою работу. Защита работы. Защита работы. Выступление ученого совета – презентация страничек «А знаете ли вы, что ….» (см. Приложение 3). Учащиеся, заслушав выступление «ученого совета», еще раз в диалоге объясняют значение данных слов и уточняют, что речь идет о людях. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция. Коммуникативные: планирование, постановка вопросов, контроль, коррекция. | Словесная. «Молодцы вы справились с заданием.» |
IV. Первичное закрепление Работа с учебным пособием (с. 30-31). Работа над осмыслением предложенных ситуаций. -Просмотр видеофрагмента (падание мячей) из фильма «Старик Хоттабыч» Работа с контрольным листом. | 7 мин 12 мин 2 мин 1 мин. | Включение новых знаний в систему имеющихся. Формирование умения задавать грамотно вопросы, позволяющие устранить незнание. | Практико-ориентированный подход Проблемный метод Самостоятельная работа Беседа Демонстрационный метод Драматизация Взаимообъяснение | - Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу они какие? - Действительно. Альтруизм противостоит эгоизму. - Предлагаю вам познакомиться с материалом учебного пособия. - О каком новом понятии вы узнали? (разумный эгоизм) Что оно обозначает? Предлагает проанализировать ситуации и соотнести с новыми понятиями, рассмотренными на уроке (см. Приложение 4). - Можно ли назвать старика Хоттабыча альтруистом? Почему? - Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить задание на контрольном листе (см. Приложение 5). | Работают с текстом учебника. (с. 30-31) - 4 ситуации разыгрывают учащиеся. Учащиеся -анализируют, сопоставляют ранее полученные знания с изученными понятиями, - оценивают поведение героев, - делают выводы, - объясняют, как бы они поступили в данных ситуациях. Проверяют самостоятельно путем сличения с правильными своих ответов. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Развитие этических чувств. Предметные: смысловое чтение, анализ, синтез, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные. | Словесная. |
V. Домашнее задание (на выбор) | 1 мин. | Умение самостоятельно, с учётом своих возможностей сделать правильный выбор. | Эмоционально-ценностный подход. Проблемно-поисковый метод. | Подготовить иллюстрации по теме урока для дополнения страниц учебника. | Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция. | ||
VI. Оценка деятельности учащихся | 1 мин. | Формирование умения оценивать собственную деятельность на уроке. | Технология сотрудничества Наглядный метод | Предлагает выполнить самооценку и взаимооценку | Подводят итоги своей деятельности – «зажигают» (раскрашивают) звездочки (зеленый, синий цвета) – (см. Приложение 7). Оценивают работу групп (см. Приложение 8, 9). | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: согласование действий с партнером. | Самооценка и взаимооценка Словесная |
VII. Рефлексия деятельности (внешняя и внутренняя) | 3 мин. | Формирование умения вычленить затруднение и определить путь его дальнейшего устранения. | Беседа Проблемный метод | Предлагаю рефлексию в технике «Закончите предложения». | Учащиеся должны закончить предложения: 1. На уроке инее больше всего понравилось… 2. Самым сложным для меня было… 3. Мне захотелось узнать больше о… | Познавательные: общенаучные. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: саморегуляция, оценка, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока ОРК и СЭ по теме "Альтруизм и эгоизм"
Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятиях «альтруизм» и «эгоизм» как важнейших нравственных ценностях, показ их противоположности....
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Альтруизм и эгоизм» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.Задачи урока: Дидактические:1) Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм;2) выявить положительные...