Конспект урока ОРКСЭ Мой класс - мои друзья.
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности; воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства; способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Мой класс - мои друзья.

Цель урока: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи: формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление; воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства; способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе; воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу; способствовать развитию эмоциональной сферы личности.

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД: уметь работать по предложенным инструкциям;

уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения; анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах; уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь и начнём нашу работу. 

Интересный урок сегодня у нас, 
К нему готовился каждый из вас. 
Чтоб умными быть надо многое знать, 
Уметь думать, логически рассуждать.

II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.

- Тема нашего урока «Мой класс – мои друзья».

- Сегодня мы ещё раз поговорим о дружбе. Но прежде мне бы хотелось вам рассказать такую притчу. 

1. Притча.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.

– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

III. Постановка проблемы.

- Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? 

– Какое решение он принял? 

– Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? 

– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.

IV. Работа по теме урока.

- Работать мы с вами будем в командах. На команды вы разделились по собственному желанию. 

1 команда. Исследователи!
2 команда. Эксперты!
3 команда. Законодатели!

- Начнем мы наш разговор с одной из версий возникновения слова друг.

1. Стихотворение.

Когда еще никто не знал ни слова-
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, –
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю, 
Я никогда ничем не оскорблю.

2. Беседа.

- Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, на секциях, в кружках, можно назвать друзьями?

– Кого мы называем другом?
– Какие качества у него будут главными? 
– Каких друзей нам хотелось бы иметь?

3. Характеристика человека, которого можно назвать другом.

 ДРУГ – добрый, надёжный, преданный, заботливый, верный, умный.

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова, характеризующие человека, которого по праву можно назвать другом.

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать – тогда и начинается дружба.

Дружба – главное чудо всегда, 
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда.
Если рядом друзья настоящие!

Физминутка.

4. Песня «Если с другом вышел в путь...»

- Да, только с другом нам хорошо, только с ним мы можем всего добиться и преодолеть любые преграды.

В ходе подготовки к нашему мероприятию вы объединились в группы, чтобы выполнить полученное задание – исследование. Чтобы стать хорошим другом, иметь верных и преданных друзей, человек должен знать историю слова, его лексическое значение.

5. Выполнение задания.

1 команда – наши исследователи.

•Подбор пословиц разных народов.

Пословицы недаром молвятся:
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

- Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба – это привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.

Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”.

Это не просто слова. Сейчас наши эксперты докажут это на примере двух ситуаций.

2 команда – наши эксперты.

•Ситуации.

Первая ситуация.

Два друга готовятся к зачёту по истории. У одного из них, Александра, лекции в полном порядке. У другого, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает товарищу в просьбе, мотивируя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.

Вторая ситуация.

Когда со мной случалось горе, 
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил. 
А в счастье было тяжело – 
Друзья стояли в стороне, 
Завидуя и сожалея, 
Что помогли когда-то мне.

Могут ли друзья познаваться в радости?

Выводы.

1. Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.

2. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

•3 команда – наши «законодатели».

Ребятам этой команды надо было разработать свод законов о дружбе.

– Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту значит нравственно готовить себя к предательству.

– Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

– Дружба – это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.

– Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

– Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

6. Обсудить ситуации: “Как бы вы поступили?

*Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

*Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

*Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

*Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

*Ты идёшь по улице. Два твоих друга забрали у твоей одноклассницы шапку.

*Ты спешишь к подруге (другу) поиграть на компьютере, а навстречу тебе идёт группа одноклассников делать генеральную уборку в классе. Как ты поступишь?

- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.

Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

7. Вопрос-ответ.

- Я сейчас задам вам несколько вопросов, если вы отвечаете на этот вопрос «положительно», то загибаете на своей руке пальчик, если ответ «отрицательный», то пальчик не загибаете.

*Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в  класс?

*Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?

*Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?

*Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?

*Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это?

А теперь вместе найдём ключ к этому тесту.

Возможное решение:

4-5 баллов – ты хороший товарищ.

3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.

1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам.

– У кого получилось 4 – 5 баллов?

- Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят. Это меня очень радует.

Я предлагаю сделать это в необычной форме, в форме синквейна.

8. Составление синквея.

 1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека

2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных

3-я строка – описание действия – 3 глагола

4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме

5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы.

9. Стихотворение.

*Я хочу пожелать вам:
Никогда не меняйте друзей!
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней – 
Ближе друга на свете нету.

*Никогда не теряйте друзей, 
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе.
Новым другом его не заменишь.

*И не стоит друзей обижать:
Станет раной на сердце обида.
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их сердце будет закрыта.

*Дружбу надо беречь всегда, 
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!!!

- Дружба не знает границ, она соединяет сердца не только близко живущих людей, но и тех, кого разделяют тысячи километров. Что же помогает этим людям поддерживать связь и отношения?

Письма, телефон – сотовая связь, фото и видеосъемка.

А также Интернет. Связь, которая как паутина опутала весь мир.

V. Рефлексия.

- На сегодняшнем уроке я предлагаю вам сплести нашу паутинку дружбы. Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Надо передавать клубок друг другу так, чтобы нить клубка переплеталась, как паутинка и при этом, передавая клубок, другу надо сказать хорошие добрые слова!

VI. Итог урока.

- Я вам желаю, чтобы те зёрнышки дружбы, которые мы с вами заложили, упали в плодородную землю и проросли, дали свои плоды, а вы, ребята, остались такими же дружными, добрыми, отзывчивыми, верными друзьями, чтобы в любую минуту, если понадобится вы пришли на помощь друг другу! Закончу я наш урок такими строчками

Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллели и зеленых рек,
Совершите чудо, руку протяните
Надо чтобы в дружбу верил
Каждый человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Подвиг в православной культуре"

Урок ОРКСЭ по учебнику Кураева "Основы православной культуры"Цель урока: раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига....

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».

·        освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;·        формирование ценностного отношения к «зо...

План-конспект урока ОРКСЭ 4 класс

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс...

Урок ОРКСЭ "Мой класс - мои друзья"

Урок будет интересен и полезен учителям ОРКСЭ...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.

Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...