Конспект урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

конспект урока ОРКСЭ на тему "Великомученица Екатерина" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_orkse.ppt929.5 КБ
Файл konspekt_uroka_orkse.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Святая Великомученица Екатерина

Слайд 2

7 декабря (24 ноября по старому стилю) – день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской , равно почитаемой как Православной, так и Католической церковью.

Слайд 3

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305 - 313). Живя в столице - центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Слайд 4

В глубокой печали Екатерина пошла к старцу. Он с любовью принял ее, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь Ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо - дивный дар Небесного Жениха.

Слайд 5

Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась в дворец – для знатной особы это было возможно. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкость победила их, доказав ничтожество римских богов. Император уговаривал Екатерину отказаться от веры в Единого Бога и принести жертву языческим богам. После категорического отказа мученицу долго истязали, а затем заключили в темницу. Двенадцать дней голубь приносил ей пищу, а затем явился Сам Христос в окружении ангелов, чтобы укрепить ее перед предстоящими мучениями.

Слайд 6

Максимин, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить ее обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу.

Слайд 7

Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря, построенного святым императором Иустинианом

Слайд 8

Храм святой великомученицы Екатерины села Рахманово г.о. Павловский Посад



Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                   

                                                         

«Великомученица Екатерина»

(конспект урока)

Подготовила учитель начальных классов:

Шобанова Елена Владимировна                                                                                                   

2020 г.

Конспект урока по предмету «Основы православной культуры» в 4 классе

 на тему: Великомученица Екатерина.

Цель: на примере жития Святой Великомученицы Екатерины выделять нравственные ценности, раскрыть понятия «мудрость», ценность жизни»;

развивать интерес к истории;

воспитывать духовность.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Представление темы

Учитель: - Давайте поговорим о мудрости, о ценностях жизни.

Что такое ценность? (Ответы детей)

Вывод: Ценность – это то, что человек считает самым важным для себя, что сохраняет, бережёт.

Учитель: - У каждого могут быть свои личные маленькие ценности: у кого – то красивая ручка, книга, кто – то доволен тем, что у него есть мобильный телефон, и он свысока смотрит на тех, у кого его нет.

А взрослые разве не имеют своих ценностей? Одежда, квартира, машина, деньги да и много других вещей, мы назовём их материальными ценностями. Их можно увидеть, потрогать, использовать. Но, что удивительно, чем больше у человека собирается таких ценностей, тем сильнее ему хочется их снова приобретать. Так устроен человек, что его душа стремиться к чему-то большему, а насытиться материальными ценностями не может. Это алчный человек. Чем же человек может насытить свою душу? Христиане узнавали ответ на этот вопрос из Евангелия.

А нам с вами поможет ответить на этот вопрос святая великомученица Екатерина. Она тоже искала ответ на этот вопрос и нашла его.

(Слайд 1)

Учитель: - Перед вами икона святой великомученицы Екатерины. Екатерина родилась в 3 веке в Александрии.

Что вы знаете о святой великомученице Екатерине?

  1. Рассказ о Великомученице Екатерине.

Много столетий назад ( 400 лет после Рождества Христова) в городе Александрии жила девушка по имени Екатерина. Она была единственной дочерью знатных родителей, царского рода. Родители ее очень любили и баловали. Научили ее всем наукам, доступным в то время.

(Слайд 2)

Выросла Екатерина необыкновенно красивой, умной и образованной. Слава о ней разнеслась далеко за пределы города Александрии. Со всех концов земли приезжали самые ботатые, умные и красивые юноши, и хотели жениться на ней. Но Екатерина была очень горда и говорила: « Если хотите, чтобы я вышла замуж, найдите мне человека, который был бы мне равен в благородстве, богатстве, красоте и уме». Но такого человека не находилось. Недалеко от Александрии жил пустынник. Далеко от городского шума он проводил время в тишине пустыни, в молитве и мысли о Боге. Это был человек светлого ума и праведной жизни, Много людей ходило к нему искать поддержки, совета и помощи в жизни. Мать Екатерины решила повести к нему дочь, потому что она очень огорчалась ее поведением и не знала, что с ней делать. Пустынник поговорил с Екатериной и увидел ее ум и мудрость. Он решил обратить ее к богу.

«Я знаю, - сказал он Екатерине, - одного чудного человека, который превосходит тебя во всем: красота Его – светлее солнечного сияния, мудрость Его – управляет всем миром; Он так богат, что раздает Свое богатство все время, и от этого не становится беднее; благородство Его – неизреченно и нет Ему подобного! Кроме того, у Него есть еще такие совершенства, которые даже выразить невозможно!»

Побледнела Екатерина и с волнением спросила: «Кто он и могу ли я Его увидеть?»

Старец дал ей икону Божией Матери с Младенцем и сказал, что она увидит этого человека, если исполнит Его повеление.

«Тут изображена Мать Его: возьми эту икону к себе в комнату и молись перед ней всю ночь; тогда , может быть , исполнится твоё желание».

Екатерина сделала так, как сказал ей старец. Во время молитвы , она, утомлённая уснула. И вот видит она во сне Божию Матерь с Младенцем. От Младенца исходят как бы солнечные лучи. Но Он все отворачивается, не хочет на неё смотреть. Божия Матерь уговаривает Сына посмотреть на Екатерину, а он отвечает, что она безобразна и убога и Он не хочет на неё смотреть . В слезах проснулась Екатерина и пошла к старцу. Она пала ему в ноги и просила его о помощи. Старец объяснил ей, что Христос не хочет знать гордых и самолюбивых ( язычников ), тех, кто Его не знает, и открыл ей всю красоту, всю радость и богатство Христова учения. Екатерина горячо поверила в Бога. Просветлённая, она пошла домой и стала крепко молиться. Устала молиться – и заснула. И вот опять она видит во сне Божию Матерь с Младенцем; Христос сияющий и радостный, обернулся к ней и сказал: « Теперь она так же богата и премудра, как была бедна и не разумна раньше; она невеста Моя вечная и нетленная» - и дал ей прекрасное кольцо.

(Слайд 3)

Екатерина проснулась с необычайной радостью на душе, она уже не думала о земных делах и полна была любви ко Христу.

В то время приехал в Александрию царь – гонитель христиан. Он велел всему народу прийти в языческий храм поклониться идолам и приносить им жертвы. Екатерина жалела, что царь язычник. Она пошла к дверям храма и обратилась к царю: «Не стыдно ли тебе поклоняться мерзким идолам, когда есть истинный Бог». Царь был поражен ее красотой и смелостью. Он подозвал ее к себе и спросил – кто она и откуда родом? «Зовут меня Екатерина, - ответила девушка, - я дочь князя, который царствовал до тебя. Я изучила всю премудрость человеческую, поняла всю суетность земных учений и стала невестой Христовой. Сама я – земля и ничто, но Бог одарил меня красотой и мудростью, чтобы люди увидели Его силу и величие. А твои идолы – ничтожны и ложны».

(Слайд 4)

Удивился царь ее словам и ответил: « Не подобает царю вступать в спор, но я позову мудрейших и ученейших людей, и они тебе докажут, что ты не права». Так он и сделал. Приехали в Александрию 50 самых ученых мудрецов, и много народу пришло послушать этот спор. С удивлением слушали они мудрые и прекрасные возражения Екатерины, они были совсем побеждены ее словами, признали ее правоту и поверили во Христа.

(Слайд 5)

Страшно разгневался злой царь и велел заключить Екатерину в тюрьму и мучить ее, а всех мудрецов - казнить.

В тюрьму он послал сказать, что помилует Екатерину и даст ей несметные богатства, если она отречется от Христа и выйдет за него замуж.

Но Екатерина была непреклонна и все время молилась. Долго была в заключении, и чудные видения хранили ее; она увидела Христа, окруженного Ангелами, и Он сказал ей: « Не бойся – Я всегда с тобой. Терпением твоим ты многих обратишь ко мне».

И, правда, все воины, которые ее сторожили, обратились ко Христу. Она говорила им, что никакие слова не могут выразить той радости, которую дает Христос любящим Его.

Вот, наконец, вывели ее на страшные мучения, но орудия пыток вдруг распались – Екатерина осталась прекрасна и невредима.

Гневу царя не было предела. Наконец, и жена царя, слушая, Екатерину, обратилась ко Христу. Тогда царь решил казнить Екатерину.

(Слайд 6)

Когда ее вели на казнь, все, кто ее любил, провожали ее и плакали. А она утешала их и говорила, что радуется, потому что скоро будет навсегда с Христом. Перед смертью она молилась: «Господи, благодарю Тебя, что Ты укрепил меня в терпении и указал истинный радостный путь».

Так всю свою мудрость, красоту и образование отдала святая Екатерина на служение Христу. Много людей, видя ее пример, тоже умерли мученической смертью.

Кровь святой Екатерины и всех мучеников – это сила и радость Церкви.

Ответы детей на вопросы:

Какая была Екатерина в юности?

Что произошло в ее жизни?

Какая стала Екатерина после этой встречи?

Почему Екатерину назвали Великомученицей?

Какое качество добродетели стало для вас примером жизни?

3. (Слайд 7)

В настоящее время мощи Великомученицы Екатерины находятся в Монастыре Святой Екатерины (Синайский монастырь) - один из самых древних непрерывнодействующих христианских монастырей в мире. 

Память святой Екатерины чествуется во всем православном мире с особым благоговением и торжественностью (7декабря). В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем; весьма многие из православных и инословных христианок носят ее имя.

Сообщение ученика о храме в селе Рахманово. (слайд 8-11)

Единственный храмовый комплекс в селе Рахманово, в котором вы живете, наследник старинной церкви XVI века, напоминающий своим архитектурным стилем Кремль в Москве. В с. Рахманово собственный храм появился не так давно – чуть боле столетия назад. Для памятников архитектуры этот срок не является рекордным. Дело в том, что своя церковь была тут и раньше, но ее снесли из-за старости и негодности. Первые упоминания об этой постройке датируются письменными источниками XVI столетия (неизвестно точно, когда был построен храм). Тогда здесь стояла церквушка, освященная во имя Параскевы Пятницы. Стоял она на холмике, рядом с ткацкой мануфактурой, одной из нескольких, прославивших населенный пункт. Позже вокруг того храма выросло кладбище, ставшее главным сельским некрополем. Ну а еще позже, когда Российская империя не могла себе позволить больших трат, особенно это касалось глубинки, строение просто-напросто снесли. Церковь Параскевы Пятницы пришла в упадок из-за времени, а денег на ремонт не нашлось. Больше столетия прихожане Рахманово ходили в соседнее Павлово (ныне это как раз Павловский Посад), в храм Воскресения Господня. А вот новое сакральное место в Рахманово ведет свою историю с конца XIX века. Тогда известный местный промышленник, владелец фабрик, статский советник Флор Ермаков дал собственной жене Екатерине 100 тыс. рублей. На эти деньги было велено построить храм в любом месте, где того пожелает женщина. Вообще деятель этот был известным благодетелем. В старости он распродал свое имущество, закрыл мануфактуры, а деньги раздал бедным и выделил на строительство обителей, богаделен и приютов. В доме купца была также организована благотворительная столовая, а по его завещанию почти 3 млн. рублей получили святые места и просто нуждающиеся. А вот Екатерина, уроженка Павловского Посада, решила построить храм в Рахманово, выбор был сделан благодаря отсутствию в селе своей церкви. Под него выделили 34 десятины, в 1904 г. составил проект архитектор Орлов, а в 1906 г. сооружение уже высилось над поселением. Год спустя в честь вмч. Екатерины (покровительницы Е.К. Ермаковой) и Параскевы Пятницы (как напоминание о первой церкви в Рахманово) освятили ключевой престол. Боковые приделы освящены во имя исповедника Корнилия Сотника и мученицы Пелагии Тарсийской (покровителей родителей Екатерины). Как и многие другие церкви, в 1938 г. храм был закрыт советской властью, интерьеры разграблены, пострадали и фасады. В здании организовали почту, потом тут же открыли колхозный склад, а еще позже – станцию связи. Лишь в 1990 г. работа Екатерининской церкви возобновилась, была проведена реставрация.

В 1990 г. прихожанам пришлось восстанавливать церковь практически с нуля. За 10 лет реставрации удалось полностью восстановить внешний и внутренний облик прихода в Рахманово. Были обновлены стены, потолки и полы. На поверхности нанесли новые росписи, максимально повторяющие утраченные. Частично восстановили и оригинальные мозаики, старый иконостас. Взамен потерянных колоколов приобрели новые, а всю церковную территорию обнесли обновленной оградой. Во дворе создали небольшой пруд.

В 2019 году состоялось принесение частицы мощей вмч. Екатерины.     (слайд 12)

Все желающие, оказавшиеся в Рахманово, могут свободно посетить Екатерининскую церковь. Здесь неизменно тихо и приятно, все дышит спокойствием.

Итог урока.

-За что мы почитаем святую Екатерину?

-Чему бы я хотел научится у святой?

-В акафисте святая Церковь называет св. вмц. Екатерину - «невеста Христова премудрая».

-Что означает это слово «премудрость»?

-Для чего Господь дает нам знания? Не для удовлетворения страстей, не для достижения земного благополучия, а во славу Божию, для Богопознания, для нашего соединения с Богом.

-Святая Екатерина – как достигшая Божественной премудрости - покровительница, всех учащихся. Когда на пути школьного учения будут подстерегать нас трудности, мы можем просить помощи у святых, которые почитаются особыми покровителями учащихся, в том числе и у святой Екатерины.

-Какие выводы для себя вы можете сделать, исходя из нашего урока?

-Что показалось вам наиболее интересным?

-О чем бы вам хотелось больше узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...