Методическая разработка занятия по теме «Рождество Христово»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Рождество Христово – это праздник, который во многих странах породил большое количество символов. В рамках этого проекта учащиеся смогут ознакомиться с историей этого праздника, его символами, с традициями и обычаями этого праздника в России и других странах.
В процессе работ, учащиеся узнают много новой и полезной информации. Смогут работать в паре, проявляя свои умения и навыки, попробовать донести до других учащихся русские традиции наших предков.
В результате работы мы пришли к выводу, что многие семьи учащихся являются православными людьми, посещают храм и знают церковные обряды.
Данная работа имеет свою практическую значимость для школьников, поскольку она формирует представление о празднике Рождества в нашей стране, о семейных традициях, позволяет учащимся познакомиться с традициями и обычаями других наров и стран. Также способствует формированию кругозора и жизненной позиции, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 703.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа- №20 Петроградского района Санкт-Петербурга
«Актуальные вопросы преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР»
Проект
Методическая разработка занятия
по теме «Рождество Христово»
выполнила: Бурянина Л.А.
|
Санкт-Петербург
2021
Оглавление
- Введение …………………………………………………………..……………….. 3
- Основная часть
- Пояснительная записка………………………………………………………..….5
- Методическая разработка………………………………………………………...8
- Заключение …………………………………………………………………………10
- Библиография ………………………………………………………………………11
- Приложение ………………………………………………………………………....12
Введение.
Тема проекта: «Рождество Христово»
Цель проекта:
Создать условия для:
- формирования у детей понимания духовно-нравственных ценностей;
- развития чувства сопричастности с русской культурой;
- воспитания уважительного отношения к культурным традициям страны.
Задачи проекта:
- анализ литературы и материалов,
- сбор материалов,
- создание макеты, визитки праздника,
- обобщение результата.
Гипотеза:
Учащиеся узнают:
- историю происхождения праздника;
- традиции празднования в Росси и других странах мира.
Ресурсы:
- методическая литература,
- Образовательные интернет ресурсы,
- наглядные пособия.
Риски проекта:
- отсутствие заинтересованности обучающихся к участию в проекте,
- уровень готовности обучающихся в исследовательской деятельности,
- возникновение дефицита времени при работе методом проектов.
Меры минимизации рисков проекта:
- четкие критерии оценивания результатов, применение новых проектных технологий, применение новых информационных технологий, использование ЭОР.
- дифференцированный подход в обучении, индивидуальная работа на уроке,
- анализ работы учителя и обучающихся после каждого этапа проекта и корректировка дальнейших действий.
Методическая разработка внеурочного занятия
Пояснительная записка
Тип внеурочного занятия: Общекультурный практикум с элементами ППО.
Целевая аудитория: учащиеся 4 класса обучающиеся по адаптированной образовательной программе ФГОС ОВЗ НОО варианта 2.2
Цели внеурочного занятия:
Образовательные:
- познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово», с основами христианского учения о Боговоплощении;
- продолжить формирование понимания символического языка иконы;
- обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения, определять и анализировать логические связи между понятиями;
- формировать ценностное отношение детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре;
- воспитывать культуру празднования Рождества Христова, семейных отношений, милосердия.
- формирование потребностей к творчеству, развитие связной речи, развивать умение использовать мимику и жесты в жизни.
Развивающие:
- Развивать самостоятельную деятельность учащихся;
- Развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение
Воспитательные:
- Прививать учащимся способность сопереживать, сочувствовать;
- Пробудить интерес к особенностям празднования Рождества Христова в России;
- Формировать ценностное отношение к православной культуре.
- воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;
Планируемые результаты УУД:
- Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- способность адекватно судить о причинах своего успеха или не успеха в учении;
- умение определять положительный эмоциональный фон, принимать его, делиться с партнером;
- Регулятивные:
- организовывать свое рабочее место;
- умение предполагать, представлять результат своей деятельности;
- Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и занятиях;
- Коммуникативные:
- устанавливать рабочие отношения, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в группе;
- умение сосредотачиваться и слушать вопросы, выдвигать свои версии, принимать мнение окружающих;
- распределять роли в коллективе, а также принимать и соблюдать установленные правила коллектива.
Используемые технологии на внеурочном учебном занятие: на внеурочном учебном занятие используются элементы технологии сотрудничества, технология проектной деятельности.
Методы обучения: словесные, наглядные, частично – поисковые
Раздаточный материал: конверт с заданиями: текст, наглядный материал, вопросы к тексту.
Оборудование: мольберт, персональный компьютер, мультимедиа-проектор, презентация PowerPoint
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на внеурочном учебном занятие.
В структуру и содержание внеурочного занятия включены следующие методы диагностики предметных, метапредметных результатов: взаимооценивание и оценивание по образцу, устный опрос учащихся.
Результатом деятельности учащихся на внеурочном занятие является поделка и запись в личное портфолио учащегося.
Методическая разработка.
1. Организационный момент
Ребята, здравствуйте. Сегодня у нас последнее занятие в нашем проекте.
На этом внеурочном занятие вы будете работать вместе, поэтому посмотрите на своих одноклассников и улыбнитесь друг другу.
Какое у вас сейчас настроение?
Вы готовы начать?
Давайте вспомним что такое «Праздник»?
Праздник - радостное состояние души, посвященное какому-то важному событию.
Какие праздники вы знаете?
Давайте разделим праздники на 3 группы: семейные, религиозные, национальные.
Назовите, ближайший религиозный праздник.
- Самоопределение темы и цели занятия
Назовите, ближайший религиозный праздник.
Сформулируйте тему урока. Какую поставим цель и какие задачи будем решать?
- Актуализация знаний
Почему этот праздник так называется?
- Что вам известно об этом празднике?
- А вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе? А в России?
- Да, в Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество, а в России – 7 января – Рождество Христово.
- Открытие детьми нового знания.
Что бы лучше узнать этот праздник, нам нужно будет ответить на несколько вопросов.
Какое событие легло в основу этого праздника?
Как звали родителей Иисуса?
Что вам известно о них?
Как на свет появился спаситель?
Что такое ясли? Встречается ли данное слово в современной жизни?
Кто первым узнал о рождении Спасителя?
Как вы думаете, что сказал им Ангел?
Что послужило ознаменованием рождения Иисуса Христа?
Что вы знаете о праздновании Рождества на Руси и в России?
Что можно назвать символом рождества?
Для этого давайте разделимся на пары. У каждой пары есть конверт с заданиями и вспомогательными материалами.
- Самостоятельная работа в парах.
Учащиеся делятся на пары. Выполняют задания в конверте. При этом они самостоятельно без помощи учителя составляют план работы, распределяют действия и роли. Составляют часть макета праздника.
- Представление своей работы.
Каждая пара рассказывает о своей работе, представляя сделанный макет.
- Составление макета. Выводы о проделанной работе.
Работы сделанные учащимися собираются в общий макет. Учащиеся совместно с учителем делают выводы о проделанной работе, посвященной празднику «Рождество Христово». Составляют краткий рассказ опираясь на ранее изготовленный макет.
- Рефлексия
О каком празднике мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали на занятие?
Заключение.
Рождество Христово – это праздник, который во многих странах породил большое количество символов. В рамках этого проекта учащиеся смогут ознакомиться с историей этого праздника, его символами, с традициями и обычаями этого праздника в России и других странах.
В процессе работ, учащиеся узнают много новой и полезной информации. Смогут работать в паре, проявляя свои умения и навыки, попробовать донести до других учащихся русские традиции наших предков.
В результате работы мы пришли к выводу, что многие семьи учащихся являются православными людьми, посещают храм и знают церковные обряды.
Данная работа имеет свою практическую значимость для школьников, поскольку она формирует представление о празднике Рождества в нашей стране, о семейных традициях, позволяет учащимся познакомиться с традициями и обычаями других наров и стран. Также способствует формированию кругозора и жизненной позиции, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся.
Библиография.
- «Большая книга рождественских чудес» - Издательство Рипол Классик. 2014г.
- Марина Костромицкая: «Новый год и Рождество». Энциклопедия праздника, 2008 г.
- Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/11/02/issledovatelskaya-rabota-traditsii-rozhdestva,
www.google.ru/search?q=проект+Рождество+Христово
www.google.ru/search?newwindow=1&safe=strict&biw=1280&bih
https://www.google.ru/search?q=рождественский+тропарь
https://www.google.ru/search?q=макет+вертепа&newwindow
Приложение.
Раньше Рождество Христово начинали праздновать с 6 на 7 января. Пока взрослые готовили праздничный ужин, дети ждали появления первой звезды. Как только она появлялась в небе, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено. Хозяйка стелила его на стол. (Ведь именно на сено положили маленького Иисуса!) Из этого сена делали гнёздышко, в которое ставили горшок с кутьёй.
Перед ужином зажигали восковую свечу и все вместе вслух молились. Радостно и торжественно было в этот момент. И только после молитвы можно было начинать ужин.
Самое важное блюдо на столе — кутья т.к. зерна злаков (в основном использовалась пшеница) — символизируют плодородную землю, а также воскрешение и вечную жизнь, маковое молоко и мёд — изобилие на земле, а также жизнь в раю, изюм — благополучие, орехи — здоровье, а вся каша — продолжение рода.
Рождественская кутья в основном ассоциировалась с урожаем и достатком, т.е. считалось, что чем она будет сытнее и вкуснее, тем больший будет урожай и достаток в семье.
Кроме кутьи, по обычаю подавали рыбу, голубцы с грибной подливой, пироги с капустой, гречкой, блины... Еду запивали узваром — компотом из сухофруктов. На десерт подавали пышки, начинённые фруктовым джемом с тёртой булкой или маковой начинкой.
Для детей в Рождественский сочельник считается хорошим обычаем играть на свежем воздухе и танцевать вокруг ёлки. Это избавит от неудач и болезней на весь год
В рождественскую ночь до самого утра принято колядовать-ходить в гости. Дети и молодёжь поют песни — колядки, они желают хозяевам добра, достатка, здоровья. А гостеприимные хозяева взамен одаривают колядников сладостями и звонкими монетками. Чем больше колядовщиков посетит дом, тем больше радости будет в этом году.
Неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова являются рождественские вертепы. Рождественский вертеп — своеобразный кукольный театр, который показывали наши предки на Рождество Христово и на Святках. Вертепы бывали разные — большие, с рост человека, и совсем маленькие — чуть больше коробки из-под обуви. Куклы вырезались из дерева, затем их раскрашивали и одевали в одежды из цветных лоскутков.
Важным атрибутом зимнего праздника является Рождественский колокольчик. Колокольчиками можно украшать не только елку, но и вход в дом.
Рождественский звон колоколов можно услышать в церквях всего мира.
И в наши дни мы сохраняем традиции Рождества. Перед Новым Годом украшаем ёлочку игрушками (символы подарков от волхвов), шарами ( воплощение бесконечности и вечной жизни), венчаем её звездой (символ путеводной звезды), кладём сладкие подарки.
А в церквях и храмах принято выставлять неподвижные вертепы.
Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рождённому Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме: "Насекомые"
На занятии у детей формируются навыки работать в парах, самостоятельно искать информацию разными способами, разграничивать старые и новые знания. ...
методическая разработка занятия по теме"Я и мои друзья",1 класс
Материал может быть использован во внеклассной работе с учащимися 1 класса, для классного часа, для работы с Портфолио учащихся в связи с требованиями ФГОС. К методической разработке прилагается презе...
Внеклассное занятие на тему: "Рождество Христово. Святочная неделя" 4 класс
Беседа с детьми о рождестве Христовом....
Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".
Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...
Методическая разработка «Занятие по теме «Редакция» в младшей группе объединения «Юный журналист»
Методическая разработка занятия в системе дополнительного образования (отделение дополнительного образования при гимназии) на основе игровой технологии....
Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"
Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...
Методическая разработка: Занятие на тему «"Пасха – праздник светлого Христова воскресения"»
Методитческая разработка будет интересна педагогам дополнительного образования, учителям начальных кллассов. Методическая разработка призвана пробудить интерес у детей к православным христианским...