Урок по ОРКСЭ «Святые покровители семьи»
план-конспект урока по орксэ (2 класс)
Цикл уроков, посвященных теме «Православная семья» направлен на формирование у учащихся представлений о православной семье, ее ценностях, традициях, святых покровителях. Способствует формированию мировоззрения в вопросе общечеловеческих ценностей, необходимых для создания крепкой, дружной семьи. Воспитывает чувство любви и гордости за свою семью, уважение ко всем ее членам. Цикл состоит из трех уроков. На первом уроке дети рассуждают о семейных ценностях, на втором - расширяют знания о семейных традициях, на третьем – знакомятся со святыми покровителями семьи. В ходе уроков учащиеся работают над проектной задачей по созданию буклета «Секреты православной семьи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_efimova.docx | 30.88 КБ |
efimova_sv.pokroviteli_semi.pptx | 898.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»
(4 класс)
Ефимова Елена Анатольевна
Учитель начальных классов
г. Железногорск
2021 год
Тема: Святые покровители православной семьи (Третий урок из цикла «Православная семья»)
Цель: Работа над формированием у учащихся представлений о православной семье и её святых покровителях.
Задачи:
1) познакомить учащихся со святыми покровителями семьи;
2) работать над формированием уважительного и бережного отношения к своей семье;
3)работать над развитием воображения, умением логично излагать свои желания и потребности;
4) работать над развитием коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе.
Планируемые результаты
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
- находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций.
Коммуникативные УУД:
- строить монологическую и диалогическую речь;
- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
- работать по плану;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Личностные УУД:
- учиться оценивать свои и чужие поступки;
- учиться самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей
Межпредметная связь: литературное чтение, изобразительное искусство, технология, музыка.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в группах.
Оборудование:
Карточки для групповой работы, мультимедийная презентация, православная литература.
Ход урока
1. Организационный этап. Самоопределение к деятельности.
Учитель:
-Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе. Проверьте свою готовность к уроку.
(Ученики выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности, клей, линейка), правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки).
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Ребята, мы продолжаем цикл уроков. Давайте вспомним, чему он посвящён. Чтобы вам было легче, послушаем песню в исполнение детской группы «Непоседы».
«Моя Семья»
1.Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скушно,
И совсем, совсем не интересно.
А вот когда со мной мои родные,
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье,
И всегда так было, есть и будет.
Припев:
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я веселой, буду очень рада,
Если будут рядом сестренка с братом.
А еще я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка, и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья.
Вся моя семья.
2.И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я конечно
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю вас бесконечно.
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит,
Я счастливей всех на этом свете.
- Итак, как бы вы определили тему сегодняшнего урока?
– Эта песня так и называется «Моя семья»
– О каких семейных ценностях идёт речь в этой песне?
-Какие семейные традиции вашей семьи для вас самые ценные?
(Дети вспоминают, что на предыдущих уроках мы говорили о православной семье, семейных ценностях и традициях.)
-Итак, сегодня мы завершаем цикл уроков по теме «Православная семья», работу над проектной задачей.
3. Актуализация знаний.
Работа в группах
Ребята, вы вспомнили то, о чём мы говорили на прошлых уроках. А теперь я предлагаю вам выполнить задание в группах. Каждая группа получит конверт с карточками. На них записан текст притчи о дружной семье. Но текст разрезан на три части. Ваша задача – поразмыслить над содержанием, восстановить текст. Кто выполнит задание первым, озвучит нам свою работу.
(Дети делятся на две группы, выполняют задание)
Кто прав, кто виноват? ( Притча о счастливой семье)
По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина. Строптивая хозяйка никак не могла понять, как соседи умудряются жить без скандалов. В душе она завидовала им. Однажды женщина попросила мужа сходить к соседям и выяснить, почему в их жизни все гладко.
Мужчина отправился к соседнему окну и аккуратно заглянул в дом. В комнате он увидел хозяйку. Она вытирала пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина второпях поставила дорогую вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошел ее муж. Он не заметил вазы и зацепил ее. Дорогая вещь упала на пол и рассыпалась на осколки. И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнется скандал!» Но к его удивлению женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини, милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Это ты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил ее!»
Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается про секрет семейного благополучия. А муж ей отвечает: «Понимаешь, все дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас – правы…»
Обсуждение притчи.
-Эта притча раскрывает секрет благополучных отношений между супругами.
-В чем же этот секрет заключается?
-Только ли взрослые члены семьи должны соблюдать определённые правила поведения?
-А что вы должны делать, чтобы в семье поддерживался мир, спокойствие?
Давайте подытожим, что является главным для построения добрых отношений в семье:
-любовь мужа и жены друг к другу;
- любовь родителей к детям;
-почитание родителей;
-согласие;
- забота;
-терпение;
-уважение,
-прощение;
-семейные традиции
Эти правила и являются фундаментом крепкой семьи.
Семья бесконечно дорога каждому человеку, она является для него «малой церковью». Поэтому молитва о семейном благополучии занимает важное место в жизни каждого христианина. К сожалению, не всегда всё складывается хорошо. Случаются между домашними раздоры, угрожают болезни кого-либо из домочадцев, конфликты на работе и т.д. Но если верующие родители и дети обращаются за помощью к Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам – нет сомнений, что всё сложится наилучшим образом.
Конечно, не стоит прибегать к помощи высших сил только в тех случаях, когда произошла какая-то беда. Возносить молитвы о семейном благополучии и счастье семьи надо постоянно.
Семейная молитва имеет особую силу, она угодна Богу, так как цель её – оберечь детей и родителей, привести их к тому, чтобы семья пребывала в мире и духовном единении.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Работа с выставкой православной литературы
-Сегодня на урок вы принесли православную литературу. Давайте рассмотрим эти книги.
- Вот перед нами Детский молитвослов. Это не просто сборник молитв. Каждый из его разделов предваряет статья, повествующая о вере, Таинствах Церкви, о верном отношении к молитве и ее творению. Особое место отведено Иисусовой молитве, которая помогает каждому человеку расти в благочестии.
-Кто-то из вас принёс Библию для детей. В ней красочные иллюстрации и простой, понятный современному ребенку язык изложения информации, который позволяет понять сущность добра и зла, выбрать правильные ориентиры в жизни, узнать о своих прародителях и то, о чем говорится в Ветхом и Новом Заветах.
- Одной из книг, нашей выставки является книга «Житие святых для малышей». В ней священник С. Бегиян повествует о земном пути обычных людей и объясняет о том, почему они стали святыми и смотрят на нас с икон со строгостью и любовью, так, что кажется, будто они знают о нас все.
Старец Макарий Оптинский сказал, что чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело…
В 2010 году в России впервые отмечался День православной книги. В этот день стало хорошей традицией дарить друг другу эти книги.
Хорошо, что в ваших семьях есть такая литература.
У каждой семьи есть свои святые покровители, к помощи которых мы взываем.
Сегодня на уроке мы поговорим о святых покровителях наших семей.
Рассказ учителя о святых покровителях семьи
Семья святых Богоотцов Иоакима и Анны (Слайд 2)
Святые Иоаким и Анна являются наиглавнейшими покровителями супружества, потому что своим благочестием и надеждой на Бога превысили всякую меру и настолько угодили Ему, что сподобились чести стать родителями величайшей из людей – Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Иоаким и Анна жили праведной жизнью, творили добрые дела, однако люди презирали их за бездетность, которая считалась у израильтян наказанием за грехи, ведь из каждой семьи мог произойти давно ожидаемый еврейским народом Мессия и все хотели, чтобы он появился на свет именно в их роду.
Святые супруги не теряли надежды, ежегодно ходили в храм молиться Богу о даровании чада, а между собой имели глубокое понимание, уважение и согласие. В преклонном возрасте Господь даровал Иоакиму и Анне дитя – архангел Гавриил возвестил Анне, что она родит девочку.
Предание гласит, что Господь этим укреплял веру других людей, которые могли видеть, что Бог не оставил праведников даже тогда, когда все решили что надежды не осталось. Дочь благочестивой четы была названа Марией, как повелел Ангел и стала самой значимой женщиной в человеческой истории.
Теперь праздник Рождества Пресвятой Богородицы служит великим утешением для бездетных супругов.
Семья царственных страстотерпцев Николая II и Александры Фёдоровны (Слайд 3)
Семья последнего русского императора Николая Второго также может служить наилучшим примером христианского брака. И сам император и императрица и их дети всегда нежно любили друг друга и старались облегчать друг другу общие труды.
Многое об их удивительной семейной идиллии можно узнать из дневников царственной четы и их детей, а также из их личной переписки и сохранившихся мемуарных свидетельств ближайшего окружения.
Дочери царя настолько любили друг друга, настолько желали всегда быть вместе, что даже придумали для своей компании общую аббревиатуру “ОТМА” – “Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия”. Они были единодушны всю жизнь и остались едиными и после смерти, разделив печальную судьбу отца-государя и матери.
Дети императора проявляли искреннее благочестие по отношению к святыням и заботу о бедных и больных, например служили сёстрами милосердия в Первую мировую. Цесаревич Алексей также принимал участие в делах милосердия, несмотря на тяжелейшее генное заболевание, которым страдал, а также был очень скромен в быту.
Сами царь и царица постоянно слали друг другу нежные письма и старались максимально большее время проводить вместе, особенно в храме или совершая домашнюю молитву. Самые сложные решения в жизни государь также принимал, советуясь со своей супругой.
Святой Иоанн Кронштадтский и его супруга Елизавета (Слайд 4)
Иоанн Кронштадтский был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Свою проповедь о Господе Иисусе Христе он направил к людям со сложной судьбой, среди которых много было отчаявшихся людей, подверженных страсти пьянства, насилия, жестокости. Помощью Божией и большими трудами добился он того, что многие принесли Богу искреннее покаяние и исправили свою жизнь.
В юности, собираясь принять священный сан, святой Иоанн женился на Елизавете Константиновне Несвицкой, дочери протоиерея Андреевского собора в Кронштадте. Вступив в брак они совместно решили принять на себя обет девства и посвятить себя молитве и служению ближним. При этом чета воспитывала, как своих детей, двух дочерей сестры Елизаветы Константиновны, Анны – Елизавету и Руфину.
Блаженная Ксения Петербургская (Слайд 5)
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII. В юности она вышла замуж за придворного певчего полковника Андрея Фёдоровича Петрова, который вскоре внезапно умер.
После смерти мужа Ксения продала дом и раздала все свое имущество бедным и приняла подвиг юродства ради Христа, частенько появляясь перед людьми в мундире своего мужа и называя себя Андреем Фёдоровичем. Молодую женщину, которая беспрестанно молилась и говорила иносказательно, вначале сочли сумасшедшей, но вскоре заметили, что её молитва помогает в трудных обстоятельствах, а пророчества сбываются.
Блаженная Ксения предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, и замужество одной бедной девицы. После кончины у ее гроба совершалось много знамений и чудес.
Так, по молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника, поэтому невесты молятся ей о ниспослании благочестивых женихов.
Святитель Николай Чудотворец
Святитель Николай – один из самых почитаемых на Руси святых. Он родился в 258 году в Малой Азии. Позже благочестивый христианин Николай стал епископом портового города Миры Ликийские, много проповедовал, благотворил и даже, как гласит Предание, принял участие в Первом Вселенском соборе.
5) Первичное закрепление
-А сейчас мы послушаем ваши доклады, которые вы готовили дома, о святых покровителях ваших семей.
Доклады учащихся.
6) Практическая работа
Итогом наших занятий на уроках, посвящённых православной семье, станет буклет, который вы изготовили сами. Нам осталось сейчас вклеить ваш доклад на пустую страницу в буклете. Приступайте к работе.
-Чего не хватает нашему буклету, как вы думаете, ребята? Правильно, ему нужно придумать название.
Обсуждение вариантов названия, оформление титульного листа.
Выставка изготовленных буклетов.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
На последней странице буклета изобразить генеалогическое древо или герб своей семьи.
8) Рефлексия (подведение итогов)
-Итак, закончился целый цикл наших уроков.
-Чему он был посвящён?
-Какие секреты дружной семьи вы запомнили?
-О каких святых покровителях семьи вы узнали?
Используемая литература:
Анисков В. Т. Православие на Ярославской земле. От крещения до наших дней / В. Т. Анисков, А. Р. Хаиров ; под общ. ред. В. Т. Анискова. - изд. 2-е, доп. - Ярославль: [б. и.], 2007. - 238 с.: ил.
Бенчев И. Иконы ангелов: образы небес. посланников / И. Бенчев; пер. с нем.: С. К. Дмитриев.- М.: Интербук-бизнес, 2005. - 254 с.: ил.
Борисова А. В. История мировых религий: христианство: учеб. пособие для студентов / А. В. Борисова, О. В. Трофимова, Е. В. Спиридонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2007. - 107 с.
Бородина А. В. Основы православной культуры : пособие для учителей / А. В. Бородина. - изд. 3-е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2007. - 261 с. - (История религиозной культуры).
Воронцова И. В. Православные таинства и обряды / И. В. Воронцова. - М.: Вече, 2006. - 306 с.: ил. - (Русское православие).
Екименкова В. М. Вера исцеляет сердца : из опыта преподавания православной этики учащимся 1 - 10 классов / В.М. Екименкова. - М.: Ковчег, 2001. - 159 с.: ил. - (Православие в школе).
Ерохина Т. И. Православие и русская культура: учебное пособие для учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ / Т. И. Ерохина, И. Н. Чижова; под ред. Т. А. Степановой; Департамент образования Яросл. обл. - Ярославль; Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья святых Богоотцов Иоакима и Анны
Семья царственных страстотерпцев Николая II и Александры Фёдоровны
Святой Иоанн Кронштадтский и его супруга Елизавета
Блаженная Ксения Петербургская
Святитель Николай Чудотворец
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ на тему "Семья"
Урок по ОРКСЭ на тему "Семья"...
Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" учителя начальных классов Гайнуллиной А.А.
Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" в 4 классе. Цель урока:продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье...
Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности"
Урок по ОРКСЭ по теме "Семья. Семейные ценности" был проведен в 4 классе. Целью урока являлось продолжение знакомства с традиционными религиями России и их отношением к семье. урок сопровождаетс...
Открытый урок по ОРКСЭ на тему "Семья"
Семья – это главное в жизни ребёнка. В семье ребёнок растёт и развивается, включается в разнообразные виды деятельности, которые влияют на формирование ценностей и идеалов в будущем. Основными целями...
Конспект урока по ОРКСЭ ,тема : « Христианская семья»
Конспект урока по ОРКСЭ...
Урок по ОРКСЭ "Род и семья – исток нравственных отношений"
Конспект урока, презентация....
Урок по ОРКСЭ на тему: "Семья"
Открытый урок на городском семинаре по ОРКСЭ на тему «Семья»....