Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности"
план-конспект урока (история, 4 класс) по теме
Урок по ОРКСЭ по теме "Семья. Семейные ценности" был проведен в 4 классе. Целью урока являлось продолжение знакомства с традиционными религиями России и их отношением к семье. урок сопровождается слайдами. На уроке использованы различные виды деятельности: чтение , беседа, игра "Ромашка" , пересказ. Викторина проводилась в работе в парах, в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkse_4_klass.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по ОРКСЭ 4 класс
Гайнуллина Амина Алмазовна, учитель начальных классов,
МАОУ – лицей №2 г Альметьевск
Тема «Семья. Семейные ценности» Слайд 1
Цель продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье
Задачи: формирование представлений об исторической роли семьи в традиционных религиях;
воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям;
способствовать развитию творческих способностей учащихся Слайд 2
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), слайд – шоу «Семья. Семейные ценности», учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4 -5 классов под ред. А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токарева и др. ромашка, видеоролик «Гимн семьи». Выставка иллюстраций о семье, рисунков детей «Наша дружная семья».
Ход урока
Организационный момент
- Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.
Сообщение темы урока
Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. Прочитайте. Доскажите словечко.
Слайд 3
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? (СЕМЬЯ)
Назовите тему урока. О чем мы будем говорить? Что такое семья?
Словарная работа
Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова. Слайд 4
(Семья – группа живущих вместе близких родственников)
Назовите всех членов вашей семьи.
Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…)
О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.
Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья» Слайд 5
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)
На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель переворачивает лепестки ромашки с названием качеств.
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье:
Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей, и т. д.
Изучение нового материала
Работа с учебником на с 74
Православие Слайд 6
Чтение второго и третьего абзацев на с 74
- Как именуется семья в православии? (малой Церковью)
- Где устраивали свои храмы первые христиане? (в жилищах)
- Как должны жить люди в христианском браке? (В любви и верности)
Знакомство с повестью о Петре и Февронии Слайд 7
Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день.
Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.
Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно. Краткий пересказ одним из учащихся.
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.
Физкультминутка
Поднимает руки класс - это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки в стороны, пошире,
Развернули на четыре
Крепко их к плечам прижать – это пять
И за парты тихо сесть – это шесть.
Работа с учебником на с.74-75
Иудаизм Слайд 8
Чтение шестого абзаца
- Что является одной из главнейших заповедей в иудаизме? (брак и рождение детей)
- А что считалось огромным наказанием? (бездетность)
Ислам Слайд 9
Чтение в учебнике, как рассматривает брак ислам
- Какая обязанность возлагается на взрослого мусульманина? (создать крепкую семью и воспитать потомство )
- Как дети должны относиться к родителям? (почитать своих родителей)
- Кому принадлежат слова «рай находится под ногами наших матерей»? (пророку Мухаммаду)
Буддизм Слайд 10
- На какие группы делятся все верующие в буддизме? (На мирян и монахов)
- Почему для мирян в буддизме семья является важнейшей частью их жизни? (Потому что брак должен заключаться не только для счастья двоих, но и ради интересов общества. Семья – это ответственность и забота о детях, родителях, о монахах)
Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили? (любовь, рождение детей, обязанность воспитать их, забота о детях и родителях) Слайд 11
Закрепление пройденного материала (викторина).
Задание №1 (фронтальный опрос)
Назовите, какие качества святых Петра и Февронии позволили им сохранить семью? (взаимная мудрость, терпение, любовь)
Задание №2 (работа в паре)
- Предлагаю вам заполнить таблицу
Религиозные культуры | Продолжи предложение |
Христианство | Семья – это… |
Ислам | Семья – это… |
Иудаизм | Семья – это… |
Буддизм | Семья – это… |
Слова для справок: любовь, обязанность воспитывать потомство, рождение сына, ответственность и забота о детях и родителях, монахах
Задание №3 (работа в группе)
Сложить пословицы. Для каждой группы три пословицы. Какая пословица вам понравилась? Почему? Объяснить значение.
Пословицы для 1 группы
На что клад, когда над ней крыша одна. лад
Согласье в дому – достаток в дому, коли в семье
Семья сильна, раздоры в семье - пропадать всему
Пословицы для 2 группы
Вся семья вместе, и каша гуще
В родной семье еда вкуснее.
За общим семейным столом так и душа на месте.
Пословицы для 3 группы
Дом согревает не печь что цветок без запаха
Дерево держится корнями, а любовь и согласие
Семья без детей, , а человек семьёй
Итог урока. - Какие ценности являются общими для всех семей? Слайд 12
- Сегодня вы узнали о новом празднике, утвержденном президентом России в 2008 году. Как он называется? И когда празднуется? Что стало символом этого праздника? (всероссийский день семьи, любви и верности, 8 июля. Ромашка.)
Домашнее задание Слайд 13
Составьте рассказ о своей семье. Найдите пословицы и поговорки о семье
Звучит Гимн Семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" учителя начальных классов Гайнуллиной А.А.
Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" в 4 классе. Цель урока:продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье...
Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья.Семейные ценности."
Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья. Семейные ценности."...
Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе " Ценность рода и семьи".
Открытый урок был разработан в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Цели и задачи: - сформировать представление о духовных ценностя...
Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"
Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...
План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"
План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"
Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...
Конспект урока по ОРКСЭ Семья и её ценности
Раскрывается смысл семьи , её ценности....