Разработка урока ОРКСЭ по теме: В тебе рождается патриот и гражданин
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока ОРКСЭ по теме: В тебе рождается патриот и гражданин
Раздел 4. Судьба и родина едины
Цель: Воспитывать чувства патриотизма, чувства долга перед Родиной, чувства ответственности за свои поступки.
Задачи:
- Показать значение родины в жизни каждого человека.
- Выявить отношение учащихся к проблемам патриотизма;
- Развивать у учащихся познавательный интерес к памятным местам, к участникам ВОВ, выпускникам, служивших в горячих точках;
- Развивать критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции.
Оборудование: компьютер, экран.
Форма проведения: урок
Подготовительная работа:
- Анкетирование с учащимися
- Памятки для учащихся
Ход
В последнее время все чаще мы можем услышать слова “Родина”, “Гражданин”, “Патриот”, “подвиг”, “служение”…
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, учеба, работа. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – всё это и есть наша Родина.
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встает
Старый сад, в саду – смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной красивый двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок,
...Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Родина! Это слово с детства знает каждый, потому что, как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. Давайте попробуем дать определение слову “Родина”.
Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.
А как вы, ребята, понимаете лексическое значение слова “Гражданин”?
Гражданин – это житель какой-то страны, имеющий права гражданства.
Гражданин – это, прежде всего человек, неравнодушный, знающий и любящий свою Родину.
Обращение к стр.144-145 учебника Совпало ли наше мнение с мнением авторов учебника?
Слово “гражданин” с более древних времен имеет глубокое значение, связанное со свободой, правами и обязанностями. И уже в то далекое для нас время потерять статус гражданина было большим позором.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы узнаете обо всех законах, можете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, учитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, можете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, приумножать её славу и беречь её богатство.
Исчерпывающий ответ на этот вопрос мы слышим в песне, которую исполняет Марк Бернес “С чего начинается Родина?” (звучит песня)
А как вы, сегодняшние школьники, понимаете, кто такой патриот?
Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину.
Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.
В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине?
Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?
Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим и дорожим ею.
Какие черты характера свойственны патриоту?
Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, стойкость, великодушие, честность, мужество, верность, уверенность в себе, умение любить, сострадание, доброта, самоотверженность, терпение, смелость, решительность, благодарность. (Учащиеся выходят и записывают слова на доску, как лучики к солнышку в центре которого слово ПАТРИОТ)
Анализ анкетирования учащихся.
- Когда ты произносишь слово “Родина”, что ты можешь себе сразу представить?
- Хотелось бы тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если – да, то почему?
- Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?
- Кого из известных тебе людей можно назвать патриотом своей Родины?
- Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему?
- Считаешь ли ты себя патриотом своей Родины? В чем это проявляется?
- Интересуешься ли ты историей, культурой своей Родины? Поддерживают ли тебя родители в этом? Какие памятные места твоей Родины ты посетил(а), чем тебе это запомнилось?
- Чтобы о своей Родине ты хотел с гордостью рассказать, если бы у тебя была возможность встретиться со своим сверстником – представителем другой страны?
Кого можно считать патриотом? Кто же он - настоящий патриот России?
Быть патриотом,… Что же это значит?
А это значит - Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
Честь и достоинство нашей Родины всегда защищала доблестная армия.
Нам тоже есть, кем гордится – это, конечно наши ветераны. которые ушли на фронт защищать нашу Родину. (встреча с ветеранами ВОВ) . Можно с родителями военнослужащими.
Это наши памятные места, где находятся памятники воинам, погибшим в ВОВ. Вспоминаем по результатам экскурсии по городу и с помощью мультимедийного сопровождения, памятные места.
Стр.146-148 Чтение и обсуждение были ,, От детей сорок четвертого года,,
Физкультминутка.
Жура – Жура - журавель,
Облетел ты сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
“Где же лучшая земля?”
Он ответил, пролетая:
“Лучше нет родного края!
Обсуждение ситуаций.
Класс делится на группы, каждой из которых предлагается обсудить одну ситуацию и затем поделиться с классом своими выводами.
Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их прадедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? (Памятные места, тем более своих предков – это святое. Если не поехал, тем самым проявил свое неуважения к своему прадедушке. Игру можно будет скачать и поиграть в другой раз).
Ситуация 2. В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка “нерусская”. Как ты поступишь? (Россия многонациональная страна. И все люди в нашей стране, которые получили гражданство, равноправны. Поэтому, к каждому нужно относиться с уважением.)
Ситуация 3. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте? (Родители никогда не будут против, чтобы их дети поучаствовали в таком мероприятии, тем более это на долгие годы садятся деревья. Вы можете гордиться и рассказывать в будущем своим детям об этом и привозить их на экскурсии на это место).
Ситуация 4. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что учитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав? (Да, прав, так как это неуважение к своей стране со стороны учащихся).
“Что значит быть патриотом?
Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.
Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Как пробудить в человеке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.
Патриотами не рождаются, ими становятся. Так что – всё в наших руках! Кто если не вы!
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, и солнце,
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию –
Без нее нам не жить,
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!
(Е.Синицын)
Подведение итогов .
“Что значит быть патриотом?” - давайте ответим с вами на наш поставленный вопрос в начале урока. (Ответы учащихся).
Какой вариант подходит вам?
1. Я могу считать себя патриотом
2. Я не считаю себя патриотом
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу. Н.Коган
Памятка для учащихся
- Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
- Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
- Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
- Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
- Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных.
- Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.
- Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.
- Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
- Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
- Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
Домашнее задание. Напиши о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство"
Целью данного урока являются раскрытие ценностных понятий "честь" и "достоинство"....
Разработка урока ОРКСЭ по теме "Дружба"
При разработке урока использованны приемы технологии ТРКМ: синквеин,прием "Дерево предсказаний", прием "ключевые термины"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОРКСЭ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ» В 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» АВТОРЫ: А.Л. БЕГЛОВ, Е.В. САПЛИНА, Е.С. ТОКАРЕВА, А.А. ЯРЛЫКАПОВА
Данный урок по ОРКСЭ позволяет познакомить учащихся с тем, как в традиционных религиях России относятся к семье....
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"
Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....
Урок ОРКСЭ по теме «В тебе рождается патриот и гражданин»
Методическая разработка урока ОРКСЭ по модулю "Светская этика". Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций /А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение,2016...
Урок по ОРКСЭ 4 класс "В тебе рождается патриот и гражданин".
Технологическая карта....