Урок по ОРКСЭ 4 класс "В тебе рождается патриот и гражданин".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Технологическая карта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2._v_tebe_rozhdaetsya_patriot_i_grazhdanin.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»
Технологическая карта урока ОРКСЭ
(Светская этика)
«В тебе рождается патриот и гражданин»
4 класс
Подготовила Андреева Е.С.,
учитель начальных классов
январь, 2023г.
Технологическая карта урока ОРКСЭ (Светская этика)
Тема: «В тебе рождается патриот и гражданин».
Цели урока: формирование у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «Отечество», «долг гражданина»;
- дать представление о патриотизме и гражданственности на примере конкретных исторических и современных фактах.
•Личностные УУД: осознание себя патриотом и гражданином своей страны; формирование гражданского долга; осознание своей ответственности за судьбу Родины; мотивация учебной деятельности.
•Регулятивные УУД: умение определять цель выполнения заданий на уроке, формулирование и удерживание учебной задачи, осуществление
самоконтроля и взаимоконтроля, умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя.
•Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; анализ и обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений; выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем.
•Коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии, слушать собеседника и вести диалог, не перебивать, благодарить, использовать
специальную лексику; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; выступать с монологом.
Основные термины и понятия урока: патриот, патриотизм, гражданин, Отечество, долг.
Используемые виды оценивания: словесное оценивание, самооценивание, взаимооценивание.
Оборудование: карточки со словами: патриот, в тебе, гражданин рождается, и , патриот, гражданин; карточки с определениями
патриот; карточки с буквами слова патриот; жетоны (красные, синие, зеленые); толковый словарь С.И. Ожегова; листы А4; компьютер,
проектор, презентация.
Этап урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Адатапционный этап | 1.Начинается урок! Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой на уроке дорожи! Проверка домашнего задания. 2.Начну наш урок с цитаты древнеримского философа Марка Цицерона «Нам дороги родители, нам дороги дети, близкие, родственники, но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «Отчизна». -Как вы понимаете это высказывание? И действительно Отечество, Отчизна, родина неразрывно связаны с природой, малой родиной, домом и семьей. Мы нежно и горячо любим свою Родину, но любовь к ней должна проявляться не только на словах, но и на деле. Прочитайте слова и попробуйте составить из них предложение - тему нашего урока. На доске: патриот, В тебе, гражданин рождается, и Какую цель поставим перед собой? | Мотивирует учащихся на продуктивную работу. Подводит к теме урока, предлагает определить цель. | Настраиваются на работу на уроке. Делятся на группы, используя жетоны. Слушают учителя, из слов составляют предложение – тему урока, с помощью учителя ставят цель урока. | Личностные УУД: формирование мотивации учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять тему и цель урока. |
2. Основной этап | 1. Как вы думаете, кто такой гражданин? Гражданин - это человек, проживающий в определенной стране, обладающий правами и обязанностями этой страны. Когда человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. У каждого человека, проживающего в нашей стране, есть определенный набор прав и обязанностей, которые он должен обязательно выполнять. Они прописаны в законах нашей страны. Каждый человек должен понимать свой моральный долг перед своей страной. Соблюдение обязанностей - это и есть долг гражданина (гражданский долг). Физминутка. Ровным строем мы идём, В барабаны громко бьём. Мы летим, ка самолёт, Ускоряется полёт. Пересели в вертолёт, Поднимает в верх пилот. Поплывём на корабле, Нас качает на волне. Наши пушки метко бьют. Нашей Армии салют! Кто такой патриот? Кого можно назвать патриотом? Продолжите предложение… (выбрать) Патриот – это… это человек, который любит свою Родину это человек, который гордится Родиной это человек, который готов встать на защиту Родины это человек который предан Родине и отстаивает ее интересы Патриотизм- любовь к Родине, своему народу. Из истории нашей страны мы знаем, что многие пытались захватить её. Благодаря мужеству, героизму народа она выстояла. Защитники нашей Родины – это патриоты. Дмитрий Донской, Суворов, Минин и Пожарский, Кутузов, многие герои ВОВ. Работа с учебником с. 144-145. Чтение текста учебника о патриотизме и гражданском долге. 2. «Расшифруй слово». Каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику патриоту. П- преданный А-активный Т-трудолюбивый Р-решительный И-интересующийся О-ответственный Т-терпеливый 3.Многие люди отдали жизнь, своё сердце людям, которые живут сейчас, благодаря их не прожитой жизни… Рассказ учащихся о земляках, воевавших в ВОВ. (Ахтырский Вячеслав Иванович и Воробьёв Иван Григорьевич ) Выстоять и победить в этих воинах людям помогли такие чувства как: любовь к Родине-патриотизм, потребность человека стоять на страже Отчизны - гражданственность и долг гражданина своей страны. | Организует беседу. Организует физминутку. Организует работу с понятием «патриот» и несколькими определениями к нему. Организует работу с учебником. Организует работу в группах. Использует приём «Расшифруй слово». Предлагает учащимся заранее подготовившим материал, рассказать о земляках ВОВ | Вступают в обсуждение. Выполняют упражнения. Высказывают свои предположения, делают выводы. Читают определения в учебнике. Работают в группах: обсуждают, предлагают слова. По окончании работы дети представляют результаты исследований и объясняют свой выбор. Учащиеся подготовившие выступления, рассказывают. Остальные слушают. | Личностные УУД: осознание себя патриотом и гражданином своей страны; формирование гражданского долга. Регулятивные УУД: умение определять цель выполнения заданий на уроке, формулирование и удерживание учебной задачи, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной. Коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии, слушать собеседника и вести диалог, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; выступать с монологом. |
3. Творческий этап. | 1.Сейчас идёт Специальная Военная Операция (СВО) по освобождению бывших регионов Украины от нацистов. Многие сотни российских военнослужащих и добровольцев демонстрируют истинный патриотизм и самоотверженность. Мы должны понимать, как тяжело тем, кто днём и ночью несёт нелёгкую службу по защите нашего Отечества. И человеку, находящемуся далеко от дома, необходима поддержка. Что бы вы хотели пожелать нашим бойцам? Творческая работа «Письмо солдату» (Письма отправляются военнослужащим). 2.Рефлексия «Что я могу делать, чтобы быть патриотом и гражданином своей страны?» (Хорошо учиться, изучать историю, традиции своей страны, хранить память о людях, подаривших нам мирное небо над головой, помогать друг другу, выполнять правила и обязанности и т. п.) Урок закончим исполнением гимна РФ. 3. Домашнее задание: с. 149 «Домашнее задание» | Организует творческую работу. Организует рефлексию. | Пишут письмо солдату, по желанию оформляют рисунком. Высказывают свои умозаключения. | Личностные УУД: осознание себя патриотом и гражданином своей страны; формирование гражданского долга; осознание своей ответственности за судьбу Родины. Регулятивные УУД: умение выполнять задания, удерживая учебную задачу; осуществление самоконтроля. |
Методический материал.
1.Слова для вывода темы: патриот, В тебе, гражданин рождается, и
2. Слова для выведения понятий: гражданин, гражданский долг, патриот, патриотизм.
3. Карточки для расшифровки.
П |
А |
Т |
Р |
И |
О |
Т |
4. Информация об участниках ВОВ.
Ахтырский Вячеслав Иванович родился 3 марта 1922 года в деревне Ильясово Луховицкого района. После 6 класса Вячеслав Иванович продолжил обучение в г. Коломна. 29 мая1941г. его забирают на учения в особые войска. Так как началась война их отправляют учиться то в один город ,то в другой.
10 апреля 1942г. Ахтырский В. И. окончательно покинул школу.
14 апреля 1942 г. перешел в 702 окз БАО г. Буденовск и начал работу пиромеханника. (Вел учёт невзорвавшихся снарядов, организовывал хранение боевых и т.п.)
Вячеслав Иванович бережно хранил карту, на которой отмечен весь его боевой путь, а также дневник. Его он вел с 1942 по 1946 год, в свободное время между боями. Также не забывал писать письма родственникам.
Война закончилась 9 мая 1945 года в 2 часа ночи. Их часть находилась в 20 км от Берлина. Но Ахтырский Вячеслав Иванович еще 2 года находился вне дома.
9 мая, в 6 часов утра, ему было дано задание отвезти пустую тару из-под авиабомб из г. Деетц. 3 июня ездили с батальоном на экскурсию в Берлин. Там сделали фото у Рейгстага. Затем вернулись в г. Штраусберг, где сделали много памятных фотографий.
В июле его батальон уехал, Вячеслав Иванович остался один сторожить боеприпасы.
12 августа 1945 г. Прибыл в Тутово и стал снова служить в своем батальоне.
12 сентября 1945г. его батальон оправился в г. Барт собирать боеприпасы, а 22 сентября 1945г. они их подорвали.
30 октября 1945г. ему вручили награды.
Все это время Вячеслав Иванович скучает о доме. 23 января 1946г он переходит из702 БАО в 7 окз АТП и работает завскладом.
Весь 1946 г. Ахтырский, находясь в Германии скучает по родным местам. Только в феврале 1947 г. он вернулся на Родину. В декабре 1947г. Вячеслав Иванович женился. У него родилось трое детей.
Ахтырский В.И. начинает увлекаться рисованием и пчеловодством. В последние годы, он проживал по адресу: Московская область, г. Луховицы, ул. Куйбышева д 380. В настоящий момент его уже нет в живых, но память о нем будет жить вечно.
https://infourok.ru/tvorcheskaya-rabota-na-temu-uchastnik-vov-ahtirskiy-vi-3087853.html
Иван Григорьевич Воробьёв прошёл путь от лётчика до командира авиационной эскадрильи. Принимал участие в боях на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Кубани и Крыма.
Всего за время войны он совершил 179 боевых вылетов на штурмовике «Ил-2», сбил 3 вражеских самолёта. Также за время войны два раза был подбит (в 1942 и 1944 годах), оба раза садился на вынужденную посадку.
Иван Григорьевич удостоен звания Герой Советского союза.
С 1951 года Воробьёв был лётчиком-испытателем авиационного завода № 30 в Луховицах. Участвовал в испытаниях пассажирских самолётов «Ил-14» и «Ил-18», сверхзвуковых истребителей «Су-9» и «МиГ-21», а также их различных модификаций. 24 января 1965 года в свой 45-й день рождения Иван Григорьевич Воробьев разбился на самолете МИГ-21. Летчик делал всё, что мог, но, когда понял, что высота критическая, принял решение катапультироваться. Из-за малой высоты парашют не успел раскрыться, и летчик-испытатель погиб. Погиб, выполняя свой служебный долг.
https://vk.com/wall-77853462_33717
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль образовательного учреждения в становлении патриота и гражданина
Давно ведутся споры между семьёй и школой: "Кто чаще видит детей?", "Кто должен заниматься воспитанием подрастающего поколения?" Я попыталась разобраться в этом вопросе на основе гражданско - патриоти...
Урок ОРКСЭ по теме «В тебе рождается патриот и гражданин»
Методическая разработка урока ОРКСЭ по модулю "Светская этика". Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций /А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение,2016...
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «МАСТЕР-КЛАСС ПЕДАГОГА: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА РОССИИ 21 ВЕКА»
К участию допускаются работники образования.всех уровней (педагоги, учителя, воспитатели, тьюторы, вожатые, наставники и пр.), образовательных учреждений России (дошкольн...
Разработка урока ОРКСЭ по теме: В тебе рождается патриот и гражданин
Разработка урока по ОРКСЭ...
Урок по ОРКСЭ "Люблю тебя, моя Россия!"
По тематике курса этот урок позволяет расширить знания и представления о Родине. Цель: формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Роди...
ОРКСЭ «В тебе рождается патриот и гражданин».
Методическая разработка урока ОРКСЭТема: «В тебе рождается патриот и гражданин»....