«Богатырь и рыцарь, как нравственные идеалы»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Ковтуненко Светлана Викторовна

 «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kovtunenko.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                       средняя общеобразовательная школа № 291                                                                  Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по предмету                                                                 «Основы религиозных культур и светской этики»

Название работы: «Богатырь и рыцарь, как нравственные идеалы»

Название модуля: «Основы светской этики»

Автор: Ковтуненко Светлана Викторовна

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2017 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ   в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы» выполнена в рамках рабочей программы по ОРКСЭ (УМК «Школа России»), разработанной на основе программы «Основы религиозных культур и светской этики»; М: - Просвещение 20011. Направлена на формирование понятия о нравственных идеалах.    

     Данный урок в рамках курса «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Технологическая карта урока

Тема: «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы»

Тип: Изучение нового

Цели урока: 

Образовательные:

Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;
Формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности
Закрепить умение работать со словарём;                                                          Продолжить знакомство с литературными жанрами;                                                         Учиться понимать произведения художников, музыку.

Воспитательные: 

Воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской.

Дать детям представление о   нравственном образе богатыря;

Пробудить в ребёнке любовь к Родине, желание быть её защитником,

Воспитывать мужество, справедливость, доброту;

Воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства.

Развивающие:

Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников;

Развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль.

Задачи:

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты

Предметные:

Знания: Сформируют понятие о нравственных идеалах.

Знать кто такой богатырь.

Знать и различать богатырей

Умения:

Научатся понимать художественные, музыкальные произведения.

Уметь составлять устный рассказ

Уметь работать в коллективе.

Уметь работать над картиной

Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.

Уметь отражать тему

Уметь работать с информацией.

Навыки: Составление устных рассказов

Метапредметные: Регулятивные: Использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Уметь находить лексическое значение слова в словаре.

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме

Личностные: Формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Ресурсы урока:

Основные: УМК «Основы светской этики». Учебник: А.Я. Данилюк, Издательство «Просвещение» 2014, электронное приложение к учебнику ЗАО «Образование-Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2013. Дополнительные: Презентация к уроку

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

(2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

(Приложение)

(Слайд 2.) Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

Организует уточнение типа урока.

- Значит, чему будет посвящён урок?

Уточняет тематические рамки.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока

Определяют тип урока

Изучению нового.

Актуализация необходимых знаний

(5 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

Читает стихотворение:

(Слайд 3.) Изображение витязя- богатыря

Воплощен в былинах старых,

Вот стоит он, как живой, —

Бич врагов в сраженьях ярых,

Витязь Родины святой!

Меч в руках его тяжелый,

А в ногах — узорный щит...

На пиру он гость веселый,

В битвах — молнией летит!

Организует формулирование темы урока учащимися.

О ком идёт речь в

стихотворении?

Как догадались?

Какие слова помогли вам узнать богатыря?

- Сегодня мы узнаем, какие были богатыри, и есть ли они в настоящее время.

- Прочитайте пословицу: «Славна богатырями земля русская».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Кто такие богатыри? Ваши предположения.

Значение слова «богатырь» лучше всего даст толковый словарь.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?

Ответы детей

Организация познавательной деятельности

Изучение нового

 (5мин)

Цели:

- Проблемная ситуация

Организует работу по презентации  

Рассматривание картины                   В. Васнецова «Витязь на распутье».  (Слайд 4)

- Что вы здесь видите?

- Что вы видите кроме этого?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

Организует работу по формированию умений делать выводы.

- Что вы можете сказать об этом человеке?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думает этот человек?

- Что чувствует этот человек?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Как могла бы называться эта картина?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью.

На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны.

- Какую дорогу выбрал богатырь? Почему? (варианты ответов детей)

- Вернёмся к этому вопросу в конце урока.

а) Вспомним имена некоторых богатырей.    (Слайд 5, 6, 7)

Расшифруйте их:  

БОДНЫЯР   КИНИЧТИ

ШАЛЕА ПОЧИВОП

ИЯЛЬ РУМОЦЕМ

- Откуда вы узнали про богатырей?

(Открытие новых знаний. Информационная часть урока.)

- Что такое былина?

- Найдите ответ в словаре.

Закрепление нового (5 мин)

Цель:

-Научить распознавать богатырей по их образам, описывать их, различать.

Организует работу над описанием образов богатырей

А)- Главные герои былин – богатыри.

- О богатырях славных, витязях земли Русской, написано немало былин и сказок. (Обращает внимание ребят на выставку книг - былин.) 

Б) - Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам.

  - Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

- Посмотрите на картину

В.М. Васнецова. Слайд 8

- Что вы здесь видите?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

- Что вы можете сказать об этих людях?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думают богатыри?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании?

- Как могла бы называться эта картина?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

- Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён?

- Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни.

- Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?

- Что можно сказать о природ

Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

В) Характеристика Ильи Муромца. (слайд 7)

- А кто из богатырей главный?

- Какой он, Илья Муромец? (Могучий, сильный, спокойный)

- Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал.

Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле, занимались обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено, копали землю. Повторите движения, напоминающие действия богатырей.

- Организация работы в группах над созданием образа Ильи Муромца

Вывод «Создание нравственного образа Ильи Муромца» (слайд7)

Характеристика образа Добрыни Никитича по опорному тексту и вопросам учителя  

(слайд 8)

Характеристика Алёши Поповича.    (слайд 9)

Прочитайте отрывок:

 

-Какие слова не понятны? Давайте попробуем объяснить их.

- Алёша Попович говорил, что он служил не ради награды. А ради чего?

- Кому же служили богатыри: князю или народу русскому?  (русскому народу)

Рассказ о Святогоре.   – А теперь ребята я вам расскажу про богатыря, которого звали СВЯТОГОР.

 Слайд 10

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля- матушка носить его не могла. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

- Каких богатырей вы ещё знаете?

- Что их объединяет? 

Контролирующее задание (15 мин)

Цель:

- проверить умение работать с информацией;

-организовать выполнение взаимопроверки, самооценки.

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует проверку умения работать с информацией.

Организует взаимопроверку.

- Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи.  На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга.

Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый. 

(Проверка на слайде) Слайд 11

С кем приходилось сражаться богатырям? (ответы детей)

- Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

- Как вы поняли последнее предложение?

- Что значит «правила честного поединка» - Какое слово здесь самое важное?

- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

В чём заключались «правила честного поединка»?

- Послушайте отрывки из былин. Подумайте, о каком правиле честного поединка идёт в отрывке речь?

 «Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.» (Сила применялась для защиты слабых)

 «Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

 Закричал злодей-разбойник по-звериному-

 Так все травушки-муравы уплеталися,

 Да й лазоревы цветочки осыпалися,

 Темны лесушки к земле все приклонилися …

…Ай тут старыя казак да Илья Муромец

 Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

 Во свои берет во белы он во ручушки.

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

 А он стрелочку каленую накладывал

 Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

 Ему выбил право око со косицею

 Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

 Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,Мимо гнездышка повез да соловьиного.»  (Сила применялась только против сильных.)

- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

- Что вы ещё узнали про богатырей?

- Какая победа прославляла богатырей?  

- Прочитайте пословицы.

- Как вы их понимаете?

- Какие из них можно отнести к богатырям?

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Не родом богатырь славен, а подвигом»

«Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«В русском сердце честь да любовь»

«Бой отвагу любит» слайд 12

- Прочитайте название картины.

- Кто такой Александр Невский?

- Почему эту картину поместили в учебнике?

- Докажите, что его тоже можно назвать богатырём?

- Был он великим князем, полководцем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.  

слайд 13, 14

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Какой она показалась вам по настроению?

- О каких событиях идет речь? Почему вы так решили?

- Подберите прилагательные, которые могли бы описать настроение этой темы? (уверенная, суровая, сильная, раздольная, размашистая, строгая, побеждающая и т.д.)

- Это произведение вы услышали в исполнении симфонического оркестра.

- Как бы вы назвали это произведение? Поищите название в себе. Как вы чувствуете?

- Почему произведение одно, а названия у вас получились разные? Отчего так? Правильно, потому что мы все разные.

- Я рада, что вы так тонко почувствовали музыку, поняли, о чем хотел нам с вами рассказать композитор. Эту симфонию он назвал “Богатырская”.

 - А кого ещё можно назвать богатырями?  Почему?

Обобщение  

- А кого ещё можно назвать богатырями?  Почему?

- Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов.

Это Россия спасла Западную Европу от   монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад.

Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт.

Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира.

Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.  И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.

Вспомните всё, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы дополнить предложения.  Работайте парами быстро, дружно.

Я думаю, что вам поможет музыка М.П. Мусоргского. Одно из своих произведений он назвал «Богатырские Ворота».

- Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?

(слайд 21, 22, 23)

 - Кто они?

- Кого называют героем? Обратимся к словарю.

- ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Посмотрите на фотографии в учебнике на странице 51.

Прочитайте подписи к ним.

- Почему именно их разместили в учебнике?

- Чьи бы фотографии вы ещё поместили на страницы учебника?

- Докажите, что на фотографиях (на слайде) тоже изображены богатыри. (Слайды 15, 16, 17, 18, 19)

Синквейн Слайд 20

Богатырь

доблестный, храбрый

сражается, защищает, спасает

Богатырь – отважный и честный человек.

мужество

Рассматривают картины великих художников, изображавших богатырей.

Расшифровывают имена богатырей.

Находят ответы на вопросы в словарях.

Работают в группах.

Рассматривание картины

В. Васнецова «Богатыри». (слайд 8)

Ответы детей

Физкультминутка.  слайд 9

Для разминки используется музыка А.Пахмутовой “Богатырская сила”.

Делятся на группы. Выбирают тему, распределяют обязанности в группе.

Работа в группах

1 группа

- Прочитайте текст и придумайте к нему вопросы.

 «Сидел он сиднем 30 лет, а вылечили его старички – дали испить водицы. Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела благословления нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду чёрного, крестьянского».

Примерные вопросы:

- Что за беда с ним приключилась?

-  Кто его от той беды избавил?

- Что означает выражение «Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести».

 2 группа 

 «Прямо ехать – убитому быть!

 Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать – богатому быт

Все судьбой сие предписано!»

Во глубоком раздумье Илья.

Он стоит, сам по себе говорит:

«Это Бог с тобой, что – судьбой;

Я готов и с судьбиной на бой!

Только выбрать какую судьбу,

Чтобы с нею вступить мне в борьбу?

Мне в походах жена не нужна,

Мне богатство не надобно.

Ах, поеду, молодец, я туда,

Где показано убитому быть!»

Примерные вопросы:

- Какую дорогу выбрал Илья Муромец?

- Как он рассуждал выбирая этот путь?

- Почему Илья Муромец выбрал прямую дорогу?

 3 группа

На светошную сторону

Наезжал Илья Муромец:

Перезвоны колокольные,

Перепевы богомольные.

Окружали Илью Муромца

В башлыках люди черные –

Зазывают Илью Муромца,

Уговаривают витязя

Бросить русский православный закон.

За измену перемётную

Всё сулят сулу великую,

И почёт, и уважение,

И вельможное служение.

Говорит Илья Муромец:

«А не надо мне посулов золотых!

На вельможное служение

Не сменяю я свой русский закон!»

Примерные вопросы:

- К чему склоняют Илью Муромца в святошной стороне?

- Что значит сулить сулу?

-  Какой героический поступок совершает Илья?

Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри.  Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника.

- О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет»

Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.  

Алеша Попович.

- Чем он отличается от остальных?

- Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Алёша Попович отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал.

Чтение отрывка на опорной карточке:

Тут князь Владимир начал Алёшеньку чествовать, пожаловал город, одёжу драгоценную. Поднялся Алёша Попович и говорит:

- Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать!..»

 Ответы на вопросы учителя.

Самостоятельная работа учащихся.    

Взаимопроверка

Работа с учебником

(стр. 50 – 51)

Чтение 3 абзаца.

Чтение 4 и 5 абзацев

Чтение 6 и 7 абзацев.       

Работа с пословицами.  

Рассматривание картины П.Корина «Александр Невский

Слушание: А. П. Бородин. Вторая симфония (фрагмент I части)

Ответы детей

Мозговой штурм.      

Работа в парах 

Заслушивание получившихся выводов.

 

Ответы учащихся

Синквейн.  Работа в группах.      

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания.

- Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь.

- Вернёмся к картине В.Васнецова Витязь на распутье».  

Слайд 21

Организует самооценку учебной деятельности.

- Почему же богатырь выбирает дорогу, которая ведёт к смерти?

 - А вы можете стать богатырями?

Организует рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя.

Мальчик читает стихотворение:

Жил Илюша-богатырь,

Славной он Руси служил.

От татар и от хазар

Родину он защищал.

Очень мощный был Илья:

Победил он Соловья.

Тот умел свистеть сурово.

Так что дверь сносил дубову.

Вот я вырасту немного

В армию пойду, друзья,

А потом, вот честно слово,

Стану умным, добрым, смелым -

Буду точно, как Илья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

В этом году во всех школах вводится новый предмет "Основы мировых религий и светская этика". Как и многие педагоги я проходила курсовую подготовку по данному предмету. И этот доклад писала и защищала ...

Эссе на тему "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"

Эссе на тему " Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"...

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема "Нравственные идеалы"

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы. Джентльмен и леди"...

Урок ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы"

Былины, богатыри, пословицы и поговорки, тест, презентация...

Нравственные идеалы. Богатыри. Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" предназначен для учащихся 4 классов. Конспект урока содержит презентацию с музыкальным сопровождением....