«Богатырь и рыцарь, как нравственные идеалы»
методическая разработка по орксэ (4 класс)
«Основы религиозных культур и светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 291 Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Название работы: «Богатырь и рыцарь, как нравственные идеалы»
Название модуля: «Основы светской этики»
Автор: Ковтуненко Светлана Викторовна
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2017 год
Пояснительная записка
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы» выполнена в рамках рабочей программы по ОРКСЭ (УМК «Школа России»), разработанной на основе программы «Основы религиозных культур и светской этики»; М: - Просвещение 20011. Направлена на формирование понятия о нравственных идеалах.
Данный урок в рамках курса «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Технологическая карта урока
Тема: «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы» | |||||||
Тип: Изучение нового | |||||||
Цели урока: Образовательные: Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов; Воспитательные: Воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской. Дать детям представление о нравственном образе богатыря; Пробудить в ребёнке любовь к Родине, желание быть её защитником, Воспитывать мужество, справедливость, доброту; Воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства. Развивающие: Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников; Развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль. | |||||||
Задачи: Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. | |||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные: Знания: Сформируют понятие о нравственных идеалах. Знать кто такой богатырь. Знать и различать богатырей Умения: Научатся понимать художественные, музыкальные произведения. Уметь составлять устный рассказ Уметь работать в коллективе. Уметь работать над картиной Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе. Уметь отражать тему Уметь работать с информацией. Навыки: Составление устных рассказов | Метапредметные: Регулятивные: Использовать речь для регуляции своего действия. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Уметь проводить сравнение по заданным критериям Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им Уметь находить лексическое значение слова в словаре. Уметь оформлять свои мысли в письменной форме | Личностные: Формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | |||||
Ресурсы урока: Основные: УМК «Основы светской этики». Учебник: А.Я. Данилюк, Издательство «Просвещение» 2014, электронное приложение к учебнику ЗАО «Образование-Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2013. Дополнительные: Презентация к уроку | |||||||
Ход урока: | |||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||
Мотивация к деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; | |||||||
Организует проговаривание правил поведения на уроке. Организует проговаривание девиза урока. (Приложение) (Слайд 2.) Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай» Организует уточнение типа урока. - Значит, чему будет посвящён урок? Уточняет тематические рамки. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока Определяют тип урока Изучению нового. | ||||||
Актуализация необходимых знаний (5 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися | |||||||
Читает стихотворение: (Слайд 3.) Изображение витязя- богатыря Воплощен в былинах старых, Вот стоит он, как живой, — Бич врагов в сраженьях ярых, Витязь Родины святой! Меч в руках его тяжелый, А в ногах — узорный щит... На пиру он гость веселый, В битвах — молнией летит! Организует формулирование темы урока учащимися. О ком идёт речь в стихотворении? Как догадались? Какие слова помогли вам узнать богатыря? - Сегодня мы узнаем, какие были богатыри, и есть ли они в настоящее время. - Прочитайте пословицу: «Славна богатырями земля русская». - Как вы понимаете эту пословицу? - Кто такие богатыри? Ваши предположения. Значение слова «богатырь» лучше всего даст толковый словарь. Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в. «Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь». – Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они? | Ответы детей | ||||||
Организация познавательной деятельности | |||||||
Изучение нового (5мин) Цели: - Проблемная ситуация Организует работу по презентации Рассматривание картины В. Васнецова «Витязь на распутье». (Слайд 4) - Что вы здесь видите? - Что вы видите кроме этого? - Кто-нибудь может что-нибудь добавить? - Что происходит на этой картине? Организует работу по формированию умений делать выводы. - Что вы можете сказать об этом человеке? - Где это происходит? - Когда это могло происходить? - О чем думает этот человек? - Что чувствует этот человек? - Что вы чувствуете, глядя на эту картину? - Как могла бы называться эта картина? - Что вас больше всего заинтересовало в этой картине? - Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться? Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны. - Какую дорогу выбрал богатырь? Почему? (варианты ответов детей) - Вернёмся к этому вопросу в конце урока. а) Вспомним имена некоторых богатырей. (Слайд 5, 6, 7) Расшифруйте их: БОДНЫЯР КИНИЧТИ ШАЛЕА ПОЧИВОП ИЯЛЬ РУМОЦЕМ - Откуда вы узнали про богатырей? (Открытие новых знаний. Информационная часть урока.) - Что такое былина? - Найдите ответ в словаре. Закрепление нового (5 мин) Цель: -Научить распознавать богатырей по их образам, описывать их, различать. Организует работу над описанием образов богатырей А)- Главные герои былин – богатыри. - О богатырях славных, витязях земли Русской, написано немало былин и сказок. (Обращает внимание ребят на выставку книг - былин.) Б) - Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам. - Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей. - Посмотрите на картину В.М. Васнецова. Слайд 8 - Что вы здесь видите? - Кто-нибудь может что-нибудь добавить? - Что происходит на этой картине? - Что вы можете сказать об этих людях? - Где это происходит? - Когда это могло происходить? - О чем думают богатыри? - Что вы чувствуете, глядя на эту картину? - Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании? - Как могла бы называться эта картина? - Что вас больше всего заинтересовало в этой картине? - Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться? - Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён? - Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни. - Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён? - Что можно сказать о природ Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?» В) Характеристика Ильи Муромца. (слайд 7) - А кто из богатырей главный? - Какой он, Илья Муромец? (Могучий, сильный, спокойный) - Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал. Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле, занимались обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено, копали землю. Повторите движения, напоминающие действия богатырей. - Организация работы в группах над созданием образа Ильи Муромца Вывод «Создание нравственного образа Ильи Муромца» (слайд7) Характеристика образа Добрыни Никитича по опорному тексту и вопросам учителя (слайд 8) Характеристика Алёши Поповича. (слайд 9) Прочитайте отрывок:
-Какие слова не понятны? Давайте попробуем объяснить их. - Алёша Попович говорил, что он служил не ради награды. А ради чего? - Кому же служили богатыри: князю или народу русскому? (русскому народу) Рассказ о Святогоре. – А теперь ребята я вам расскажу про богатыря, которого звали СВЯТОГОР. Слайд 10 Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля- матушка носить его не могла. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. - Каких богатырей вы ещё знаете? - Что их объединяет? Контролирующее задание (15 мин) Цель: - проверить умение работать с информацией; -организовать выполнение взаимопроверки, самооценки. Организует, помогает. направляет, дает советы. Организует проверку умения работать с информацией. Организует взаимопроверку. - Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи. На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга. Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый. (Проверка на слайде) Слайд 11 С кем приходилось сражаться богатырям? (ответы детей) - Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями. - Какие слова не понятны? Давайте объясним их? - Как вы поняли последнее предложение? - Что значит «правила честного поединка» - Какое слово здесь самое важное? - Какие слова не понятны? Давайте объясним их? В чём заключались «правила честного поединка»? - Послушайте отрывки из былин. Подумайте, о каком правиле честного поединка идёт в отрывке речь? «Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.» (Сила применялась для защиты слабых) «Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному- Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися … …Ай тут старыя казак да Илья Муромец Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, Во свои берет во белы он во ручушки. Он тетивочку шелковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повез его по славну по чисту полю,Мимо гнездышка повез да соловьиного.» (Сила применялась только против сильных.) - Какие слова не понятны? Давайте объясним их? - Что вы ещё узнали про богатырей? - Какая победа прославляла богатырей? - Прочитайте пословицы. - Как вы их понимаете? - Какие из них можно отнести к богатырям? «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» «Не родом богатырь славен, а подвигом» «Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать» «Любишь кататься, люби и саночки возить» «В русском сердце честь да любовь» «Бой отвагу любит» слайд 12 - Прочитайте название картины. - Кто такой Александр Невский? - Почему эту картину поместили в учебнике? - Докажите, что его тоже можно назвать богатырём? - Был он великим князем, полководцем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день. слайд 13, 14 - Какие чувства вызвало у вас это произведение? - Какой она показалась вам по настроению? - О каких событиях идет речь? Почему вы так решили? - Подберите прилагательные, которые могли бы описать настроение этой темы? (уверенная, суровая, сильная, раздольная, размашистая, строгая, побеждающая и т.д.) - Это произведение вы услышали в исполнении симфонического оркестра. - Как бы вы назвали это произведение? Поищите название в себе. Как вы чувствуете? - Почему произведение одно, а названия у вас получились разные? Отчего так? Правильно, потому что мы все разные. - Я рада, что вы так тонко почувствовали музыку, поняли, о чем хотел нам с вами рассказать композитор. Эту симфонию он назвал “Богатырская”. - А кого ещё можно назвать богатырями? Почему? Обобщение - А кого ещё можно назвать богатырями? Почему? - Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт. Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран. Вспомните всё, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы дополнить предложения. Работайте парами быстро, дружно. Я думаю, что вам поможет музыка М.П. Мусоргского. Одно из своих произведений он назвал «Богатырские Ворота». - Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают? (слайд 21, 22, 23) - Кто они? - Кого называют героем? Обратимся к словарю. - ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Посмотрите на фотографии в учебнике на странице 51. Прочитайте подписи к ним. - Почему именно их разместили в учебнике? - Чьи бы фотографии вы ещё поместили на страницы учебника? - Докажите, что на фотографиях (на слайде) тоже изображены богатыри. (Слайды 15, 16, 17, 18, 19) Синквейн Слайд 20 Богатырь доблестный, храбрый сражается, защищает, спасает Богатырь – отважный и честный человек. мужество | Рассматривают картины великих художников, изображавших богатырей. Расшифровывают имена богатырей. Находят ответы на вопросы в словарях. Работают в группах. Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри». (слайд 8) Ответы детей Физкультминутка. слайд 9 Для разминки используется музыка А.Пахмутовой “Богатырская сила”. Делятся на группы. Выбирают тему, распределяют обязанности в группе. Работа в группах 1 группа - Прочитайте текст и придумайте к нему вопросы. «Сидел он сиднем 30 лет, а вылечили его старички – дали испить водицы. Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела благословления нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду чёрного, крестьянского». Примерные вопросы: - Что за беда с ним приключилась? - Кто его от той беды избавил? - Что означает выражение «Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести». 2 группа «Прямо ехать – убитому быть! Влево ехать – женатому быть! Вправо ехать – богатому быт Все судьбой сие предписано!» Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам по себе говорит: «Это Бог с тобой, что – судьбой; Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!» Примерные вопросы: - Какую дорогу выбрал Илья Муромец? - Как он рассуждал выбирая этот путь? - Почему Илья Муромец выбрал прямую дорогу? 3 группа На светошную сторону Наезжал Илья Муромец: Перезвоны колокольные, Перепевы богомольные. Окружали Илью Муромца В башлыках люди черные – Зазывают Илью Муромца, Уговаривают витязя Бросить русский православный закон. За измену перемётную Всё сулят сулу великую, И почёт, и уважение, И вельможное служение. Говорит Илья Муромец: «А не надо мне посулов золотых! На вельможное служение Не сменяю я свой русский закон!» Примерные вопросы: - К чему склоняют Илью Муромца в святошной стороне? - Что значит сулить сулу? - Какой героический поступок совершает Илья? Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника. - О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет» Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Алеша Попович. - Чем он отличается от остальных? - Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Алёша Попович отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал. Чтение отрывка на опорной карточке: Тут князь Владимир начал Алёшеньку чествовать, пожаловал город, одёжу драгоценную. Поднялся Алёша Попович и говорит: - Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать!..» Ответы на вопросы учителя. Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка Работа с учебником (стр. 50 – 51) Чтение 3 абзаца. Чтение 4 и 5 абзацев Чтение 6 и 7 абзацев. Работа с пословицами. Рассматривание картины П.Корина «Александр Невский Слушание: А. П. Бородин. Вторая симфония (фрагмент I части) Ответы детей Мозговой штурм. Работа в парах Заслушивание получившихся выводов.
Ответы учащихся Синквейн. Работа в группах. | ||||||
Рефлексия деятельности (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | |||||||
Организует фиксирование содержания. - Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь. - Вернёмся к картине В.Васнецова Витязь на распутье». Слайд 21 Организует самооценку учебной деятельности. - Почему же богатырь выбирает дорогу, которая ведёт к смерти? - А вы можете стать богатырями? Организует рефлексию. | Отвечают на вопросы учителя. Мальчик читает стихотворение: Жил Илюша-богатырь, Славной он Руси служил. От татар и от хазар Родину он защищал. Очень мощный был Илья: Победил он Соловья. Тот умел свистеть сурово. Так что дверь сносил дубову. Вот я вырасту немного В армию пойду, друзья, А потом, вот честно слово, Стану умным, добрым, смелым - Буду точно, как Илья. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.
В этом году во всех школах вводится новый предмет "Основы мировых религий и светская этика". Как и многие педагоги я проходила курсовую подготовку по данному предмету. И этот доклад писала и защищала ...
Эссе на тему "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"
Эссе на тему " Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-103925-1366993935.jpg)
Урок ОРКСЭ 4 класс Тема "Нравственные идеалы"
Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы. Джентльмен и леди"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-183737-1484232875.jpg)
Урок "Нравственные идеалы. Богатыри" , курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Урок подготовлен с использованием устройства MIMIO....
Урок ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы"
Былины, богатыри, пословицы и поговорки, тест, презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-104495-1390489394.jpg)
Нравственные идеалы. Богатыри. Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"
Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" предназначен для учащихся 4 классов. Конспект урока содержит презентацию с музыкальным сопровождением....