Программа работы академической площадки АСОУ по теме "Личностные результаты обучающихся (нравственные ценности и нравственные идеалы)"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №2 имени
В.В. Тихонова» городского округа Павловский Посад Московской области
Программа работы академической площадки АСОУ
по теме «Личностные результаты обучающихся
(нравственные ценности и нравственные идеалы)»
Краткая аннотация.
1. Актуальность программыПроблема диагностики личностных результатов обучающихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с принятием ряда документов, закрепляющих главную миссию школы – воспитывать нравственного человека, гражданина и патриота. Сегодня эта миссия закрепляется в ряде государственных документов. Так, В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание трактуется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве приоритетной задачи Российской Федерации в сфере воспитания детей объявляется развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Данное определение позволяет считать, что в качестве показателей сформированности личностных результатов можно считать нравственные ценности и нравственные идеалы, поскольку они определяют поведение человека.
Новизной исследования в процессе реализации программы является следующее: успешность личностных результатов образования ученика обусловлена успешностью опережающих системных изменений в образовательной организации в связи с реализацией Стратегии развития воспитания, Федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна заключается в выявлении и научном обосновании принциповпроектирования и мониторинга личностных результатов обучающихся в условиях инновационного развития системы воспитания; в разработке и обосновании «типовой модели развития воспитания», отвечающей вызовам времени.
2.Цели работы:
1. Обновление процесса духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников, связанного с новыми социальными условиями в стране.
2. Создание в лицее особой воспитательно-образовательной среды, в которой формируются истинные граждане и патриоты России.
3.Задачи работы:
1) развитие образовательной среды школы, направленной на формирование нравственных идеалов обучающихся как интегрированных показателей сформированности личностных результатов;
2) овладение технологиями формирования нравственных идеалов обучающихся;
3) овладение методами диагностики нравственных идеалов и способами интерпретации результатов;
4) создание условий для личностного и профессионального самоопределения школьников;
5) обобщение и распространение опыта экспериментальной деятельности;
6) развитие образовательной среды школы, направленной на формирование нравственных идеалов обучающихся как интегрированных показателей сформированности личностных результатов;
7) повышение научно-методического уровня членов педагогического коллектива в вопросах духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
4. Содержание работы:
1) разработка, апробация и внедрение:
новых элементов содержания образования и системы воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания;
методик подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров на основе применения современных образовательных технологий;
новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
новых институтов общественного участия в образовании и воспитании;
2) инновационная деятельность в сфере образования и воспитания, направленная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, кадровогообеспечения системы образования и воспитания.
5.Ожидаемые результаты работы:разработка и апробация модели системы духовно-нравственного и гражданско-патриотическоговоспитания в условиях образовательной организации;инновационных педагогических проектов, программы мониторинга личностных результатов обучающихся.
6.Имеющиеся наработки (опыт, методики, программы, публикации по теме АП и пр.)
№п/п | Наименование программы | Год реализации программы | Виды работ, выполненные в рамках реализациипрограммы |
1 1. | Программа опытно-экспериментальной деятельности по теме «Воспитательная среда общеобразовательного учреждения как фактор ценностного самоопределения школьников» (Федеральная экспериментальная площадка Федерального государственного Института семьи и воспитания Российской академии образования (ФГУИСВ РАО) | 2012-2014 гг. | Инновационные педагогические проекты:
|
Виды работ, выполненные в рамках разработанных проектов: 1.Мониторинг важных учебных качеств и гармоничности эмоциональной сферы обучающихся. 2.Исследование групповой самооценки по нравственным качествам в отношении к окружающим. 3.Мониторинг роста социальной зрелости. Анализ динамики развития навыков сравнения, анализа языковых явлений, их обобщения и умения делать выводы. 4.Школьный тест умственного развития, субтесты «аналогии, обобщения, понятия, числовые ряды». 5.Диагностика направленности интересов. 6.Проведение социометрии с целью выявления межличностных отношений в экспериментальных классах. 7.Мониторинг динамики развития приоритетных ценностных ориентаций обучающихся. 8.Мониторинг исследования структуры темперамента (по личностному опроснику Г. Айзенка). 9.Тестирование по методике «Социализация» (мониторинг степени социализированности, уровня нравственно-этической культуры и умственного развития). | |||
2 2. | Программа опытно-экспериментальной деятельности по теме «Научно-методическое проектирование и мониторинг личностных результатов образования обучающихся в условиях обновления стратегии развития воспитания и профессиональных стандартов педагога» (Экспериментальная площадка Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУДПО АПК и ППРО) Публичное представление педагогического опыта на сайте МОУ «Лицей №2» | 2017 -2019 гг. | Инновационные образовательные проекты:
|
33. | Инновационный проект «Организация квест-пространства для активизации и совершенствования научно-практической деятельности обучающихся» (Региональная инновационная площадка Московской области) | 2018-2021 гг. | Разработка квест-технологий. |
Содержание, сроки и этапы деятельности АП
№п/п | Перечень мероприятий | Содержание мероприятия, методы деятельности | Необходимые условия для реализации программных мероприятий | Прогнозируемые результаты реализации мероприятия | ||
2021 г. (подготовительный этап) | ||||||
1 1. | Педагогический совет «Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474 и Стратегия развития воспитания - инструменты успешной реализации государственной политики в сфере образования» | Изучение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. № 204 и от 21 июля 2020г. № 474 и Стратегии развития воспитания; выступления педагогов | Организация деятельности исследовательской лаборатории педагогов лицея; проведение установочных семинаров, деловых игр | Материалы педагогического совета; публикация выступлений на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность» | ||
22. | Обучение на курсах повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации: «Управление качеством воспитательной работы: диагностика личностных результатов обучающихся»; «Профориентация обучающихся в образовательной среде школы» | Лекции, семинары, самостоятельные и контрольные, работы, тестирование по темам дополнительных профессиональных программ повышения квалификации | Лекции, семинары, самостоятельные и контрольные, работы, тестирование по темам дополнительных профессиональных программ повышения квалификации | Удостоверения о повышении квалификации по темам по темам дополнительных профессиональных программ повышения квалификации | ||
3 3. | Круглый стол с участием научного руководителя академической площадки АСОУ и педагогов-инноваторов МОУ «Лицей №2» по теме «Инновационная деятельность лицея как одно из важных условий повышения уровня духовно-нравственной культуры и гражданско-патриотического самосознания обучающихся». | Коллективное формирование тезауруса, библиографии; изучение инструкций, функционала; определение индивидуальных тем инновационных педагогических проектов педагогов-инноваторов; утверждение планов индивидуальной работы педагогов; разработка положения об исследовательской лаборатории педагогов-инноваторов»; коллективное обсуждение презентационных материалов. | Организация деятельности исследовательской лаборатории педагогов-инноваторов лицея; проведение установочных семинаров, деловых игр | Материалы круглого стола; публикация методических материалов, индивидуальных тем исследований педагогов-инноваторов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность» | ||
2022 г. (формирующий этап) | ||||||
14. | Заседание Координационного совета лицея по инновационной деятельности | Организация инновационной деятельности в соответствии с программой и планом. | Создание комплекса управленческих условий для реализации программы | Материалы заседания Координационного совета лицея по инновационной деятельности; публикация материалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность» Публикации | ||
25. | Заседание творческого объединения педагогов-инноваторов | Отслеживание хода инновационной деятельности участников. Фиксация промежуточных результатов. | Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности | Материалы заседания творческого объединения педагогов-инноваторов; публикация материалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность» | ||
36. | Заседание Координационного совета лицея по инновационной деятельности. | Сопоставление исходных данных с полученным результатом, обобщения и выводы, описание модели новой системы, процесса; мониторинг результатов реализации инновационных педагогических проектов по воспитанию, оценка результатов; внесение изменений в ход и содержание инновационной деятельности, снятие негативных последствий | Реализация комплекса управленческих условий для осуществления инновационной деятельности | Материалы заседания Координационного совета лицея по инновационной деятельности; публикация материалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность» | ||
2023г. (внедренческий этап) | ||||||
17. | Заседание творческого объединения педагогов-инноваторов | Подготовка материалов для тиражирования (печатных и видео):методических рекомендаций;описания мероприятий; описания опыта работы педагогов-инноваторов;публикаций, статей | Организация деятельности исследовательской лаборатории педагогов-инноваторов лицея. Участие в конференциях по диссеминации опыта работы по формированию и диагностике личностных результатов обучающихся | Материалы заседания творческого объединения педагогов-инноваторов; публикация материалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность» | ||
28. | Заседание Координационного совета лицея по инновационной деятельности. | Оформление научно- методической продукции для применения в широкой педагогической практике; выпуск тематического номера лицейского журнала «Методист». | Реализация комплекса управленческих условий для обобщения результатов инновационной деятельности | Защита инновационных педагогических проектов на заседании Координационного совета лицея по инновационной деятельности; размещение видеоматериалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность» | ||
39. | Круглый стол с участием научного руководителя академической площадки АСОУ и педагогов-инноваторов МОУ «Лицей №2» по теме «Результаты инновационной деятельности лицей в рамках академической площадки АСОУ по теме «Личностные результаты обучающихся (нравственные ценности и нравственные идеалы)» | Внедрение результатов инновационной работы, распространение положительного опыта на другие субъекты (образовательные организации городского округа Павловский Посад) | Реализация комплекса управленческих условий для внедрения результатов инновационной деятельности | Представление инновационных педагогических проектов на круглом столе; размещение видеоматериалов на сайте лицея в разделе «Инновационная деятельность» |
- Возможность диссеминации (конкретные направления, мероприятия и пр.).
Планируемая апробация и внедрение результатов программы, полученных после её реализации
№ п/п | Перечень организаций, участие которых планируется в качестве площадки для апробации и (или) внедрения результатов проекта (программы) | Место нахождения организации | Согласие организации |
11. | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 городского округа Павловский Посад Московской области | 142500, Московская область, Павловский Посад, улица Мира, д.1 | Информационное письмо-согласие № 36 от 17.03.2021 МОУ СОШ №18 имени Н.В. Менчинского городского округа Павловский Посад Московской области на проведение апробации и внедрение результатов программы на его территории |
№п/п | Перечень мероприятий | Содержание мероприятия, методы деятельности | Необходимые условия для реализации программных мероприятий | Прогнозируемые результаты реализации мероприятия |
1 | Круглый стол с участием представителей МОУ СОШ №18 – площадки для апробации и внедрения результатов программы | Подготовительная работа по подготовке площадки для диссеминации опыта работы; изучение положения о Федеральной инновационной площадке | Организация деятельности исследовательской лаборатории МОУ СОШ №18;проведение установочных семинаров, деловых игр | Материалы круглого стола; публикация методических материалов на сайте МОУ СОШ №18 в разделе «Инновационная деятельность» |
2 | Круглый стол с участием представителей МОУ СОШ №18 – площадки для апробации и внедрения результатов программы | Внедрение результатов инновационной работы, распространение положительного опыта. Представление модели системы духовно-нравственного и гражданско-патриотическоговоспитания в условиях общеобразовательной организации. | Реализация комплекса управленческих условий для внедрения результатов инновационной деятельности | Представление инновационных педагогических проектов на круглом столе; размещение видеоматериалов на сайте МОУ СОШ №18 в разделе «Инновационная деятельность» |
Диссеминация (конкретные направления, мероприятия и пр.).
Руководитель организации-заявителя и.о. директора МОУ «Лицей №2» О.А.Боброва __________________ «____»_______2021 г. | Руководитель структурного подразделения АСОУ Кирсанова В.Г. ________________ «____»______2021 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"
Эссе на тему " Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"...
Исследовательская работа на тему: "Может ли прп.Сергий Радонежский стать нравственным идеалом младшего школьника."
Данная работа запланирована на 3 года обучения. Представляю пока только первую часть, так как только начала работать над данной темой....
Анализ работы инновационной площадки по теме "Гражданское становление личности и духовно-нравственное воспитание как одно из направлений деятельности школы
Представлен аналитический материал инновационной работы за 2018-2019 учебный год...
Работа по формированию духовно-нравственных идеалов, экологическое воспитание школьников
Отчёт о проделанной работе...
Итоговая работа Кротовой И.С. Курсы «Формирование духовно-нравственных ценностей личности в процессе реализации курса «Основы православной культуры»
Конспект урока "Золотое правило этики"...
Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Нравственные ценности, идеалы, принципы".
Данный урок построент с учетом новых требований ФОП начального образования и с использованием интерактивных приемов....
«Формирование нравственных ценностей в рамках уроков основ православной культуры», способы организации деятельности обучающихся при изучении «ОРКСЭ» (из опыта работы)
. Тема «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» неразрывно связана с культурой нашего Отечества, его историей, великим наследием и трудами наших совре...