Тема: Рубить повсюду церкви. Духовная музыка.
методическая разработка по орксэ
ОДНКНР 5 класс
Тема: Рубить повсюду церкви. Духовная музыка.
ПР: Личностные УУД:
формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура»;
расширить знания о известных деятелях науки и культуры.
Тип урока: «открытие новых знаний.»
Оборудование: ноутбук, проектор, учебники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnknr_5_klass_urok_13.docx | 29.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕНИСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Урок
по основам духовно-нравственной
культуры народов России
Рубить повсюду церкви. Духовная музыка.
5 класс
Составила:
Нурова Инна Леонидовна,
Педагог -библиотекарь
с. Тенистое
ОДНКНР 5 класс
Тема: Рубить повсюду церкви. Духовная музыка.
ПР: Личностные УУД:
формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура»;
расширить знания о известных деятелях науки и культуры.
Тип урока: «открытие новых знаний.»
Оборудование: ноутбук, проектор, учебники.
Ход урока.
1. Организационный момент. Создание положительного настроя.
Здравствуйте,ребята!
Прозвенел звонок
Начинается урок,
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Проверка готовности к уроку. Все готовы?
Колокольный звон (благославление на урок)
2. Актуализация знаний
- Всегда ли Русь была православной?
- Что вы знаете о христианской вере?
-Когда Древняя Русь приняла христианство?
-Кто крестил Русь?
-Как вы думаете, повлияло принятие христианство на культуру Руси?
Слушание песни «Русь православная»
-О чем поется в песне?
-Как автор называет Русь? (Анна Сизова)
3.Определение темы и целей урока обучающимися.
Вводная беседа (диалог) с учащимися:
- Дети, кто из вас был в церкви?
- Слышали ли вы там музыку? (Нет)
- А пение хора слышали? (Да, он пел без музыки.)
- В какую церковь вы ходили?
- Понятно было вам, о чем поет хор? (Нет, не понятно, необычная речь.)
Как вы думаете ,о чем мы сегодня будем говорить?
Цели какие ставим перед собой?
- Прочитайте на доске эпиграф к нашему уроку:
«Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере, и любви.» Иван Козлов.
(русский поэт, переводчик, из дворянской семьи )
(Запись в тетрадях.) Дата ,тема, эпиграф
Учитель :Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила православным обычаям.
Как мы уже знаем христианство повлияло на распространение образования.
Выделим исторические свидетельства о развитии образования.
Работа с учебником
1 ряд -1 свидетельство (с.87) запись в тетрадь
Появились книги на славянском языке.
2 ряд – 2 свидетельство(с.87)
Открытие школ и книжных училищ.
3 ряд- 3,4 свидетельство (С.87-88)
Открытие школ для девочек, библиотек.
Христианство нашло отражение в литературных произведениях. Писатели и поэты на библейские сюжеты написали произведения.
Слушание «Молитва» М. Ю. Лермонтова
- О какой молитве написал поэт? (Чудной)
- Какому православному празднику посвятил Сергей Есенин свое стихотворение?
Сергей Есенин «Пасхальный благовест» (цикл «Весна» Благовест)
Физкультминутка
Влияние христианства на архитектуру.
Учитель: После принятия христианства повелел князь Владимир ,как говориться в летописи , «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где раньше стояли кумиры»
Работа с учебником стр.91 1 группа-сообщение о храмах -Что значит «рубить храмы?» (строить) 2 группа-о молитве Назвать виды молитв (молитва –благодарение, молитва-восхваление)- Каким образом повлияло христианство на архитектуру?Храмы – выдающиеся памятники архитектуры. снаружи храмы украшают резьбой, внутри – стены украшают фресками и яркой мозаикой на евангельские сюжеты. (записать в тетрадь)
7.Работа с иллюстрациями ( с.92)
- Чем храм отличается от всех остальных зданий?
- Какую форму имеют храмы?
- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?
-Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
- Как вы думаете, зачем нужны колокола?
- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?
Влияние христианства на музыку учебник стр.95
- Как вы думаете , каким образом повлияло христианство на музыку?
Учитель: Значительное место в православной культуре принадлежит духовной музыке. В храмах во время службы звучит богослужебная музыка, которая пришла из Византии.
Выдающиеся композиторы Н.А.Римский – Корсаков, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский свои произведения посвятили духовной музыке.
Слушание музыки Дмитрия Степановича Бортнянского «Дева Днесь…»
-Как вы думаете, какому празднику композитор посвятил свое произведение?
Прежде, чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. В 988г. Русь приняла христианство, и святой князь Владимир после своего крещения привез в свою столицу Киев вместе с духовенством певцов, по происхождению славян. В то же время из Греции был привезен полный церковный хор, в котором были певцы – греки.
Церковное пение в древности было одноголосное, унисонное, мужское. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – а capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках. Самым первоначальным и древнейшим распевом Русской Православной Церкви является «знаменный » распев, который получил свое название от слова «знамя», то есть нотный знак.
- Первые русские композиторы церковного пения – С.А. Дехтярев, Д.С. Бортнянский, М.С.Березовский– были самыми видными преемниками итальянской школы в пении, но русские композиторы не копировали итальянскую музыку, а творчески освоили ее достижения и написали духовно-музыкальные сочинения, соответствующие потребностям русского богослужебного пения.
- Когда вы были в церкви, вы обратили внимание на купол, потолок храма? Наше нёбо устроено так, что когда мы поем, звук идет в нёбо, тогда он получается звучным. А в церкви специально создается такой архитектурный ансамбль, при котором вверху купола с окнами или без них (Слайд 9). Пение как бы улетает вверх, к Богу, делается нежнее, звучнее, прозрачнее, звук делается «неземным». Это тоже сложилось издавна. Присутствие икон в церкви создает свой православный мир, в который человек приходит сам и несет на излечение свою душу.
Значение духовного пения заключается в том, что оно воспитывает верующих, делает лучше.
- В начале ХХ века хоровое церковное пение в России достигло большого расцвета, Почти во всех православных русских храмах, даже в больших селах, были хорошие хоры. Наиболее выдающиеся хоры того времени – Придворная певческая капелла Московский Синодальный хор, хор Архангельского (в Петербурге), хор Юхова (в Москве), капелла Д.Иванова (в Москве) и др. Хор пел во время церковных служб и во время дворцовых праздников и увеселений, участвовал в спектаклях – это о Придворной певческой капелле. С 1837 года руководителями этой капеллы были М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев – все известные русские композиторы. (Слайд 11).
(Слушание в аудиозаписи «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова).
- Какая это музыка по характеру? (Плавная, величавая, мудрая, равнодушная к делам житейским, спокойная, чистая, скромная, душевная.)
- Хочется ли вам Быстро двигаться под такую музыку или что-то другое приходит на ум? Что вы себе представляете, слушая такую музыку? (Двигаться быстро не хочется. Хочется посидеть и подумать о смысле жизни, музыка успокаивает, снимает стресс и печаль. Человек освобождается от «грехов». Хочется совершать добрые поступки.)
- Да, ребята, итог прослушивания или исполнения духовной музыки – очищение души, пробуждение в себе лучших качеств, желание помочь ближнему, отрешение от земной (мирской) суеты. Такая музыка лечит душу.
III. Обобщение.
- На сегодняшнем уроке мы познакомились с русской духовной музыкой, церковным пением.
- Какова роль церковного пения? Зачем оно нужно человеку, что оно дает? (Бессмертие души. Снимает стресс. Связь земли и неба, Учит делать добро и т.д.)
IV. Итог урока.
Что нового узнали? Чему научились?
Д/з стр.91-97 сообщение-презентация о Царь -колоколе
Хочется закончить наш урок пожеланиями добра, любви и взаимопонимания .
В заключении прочитаю стихотворение «Не позволяй душе лениться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская духовная музыка
Урок в 6 классе знакомит детей с музыкой Русской православной церкви....
Методическая разработка урока по предмету «Музыка» для учащихся 7-х классов "Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова"
Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.Обобщить знания о музыке И. С. Баха;продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, с...
презентация "Духовная музыка"
Данная презентация к уроку по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...
Сотрудничество Церкви и образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании учащихся
Опыт работы по теме. Выступления учителей на семинаре 23.01.2017 Опыт работы Пугачёвой Ю.А. http://ru.calameo.com/read/001139034a07129cefb4d...
Урок музыки в 1 классе "Повсюду музыка слышна"
В данном материале всё для проведения урока по музыки...
«Формирование взаимодействия школ и церкви в сфере духовно-нравственного воспитания».
Выступление на Круглом столе в ОМЦ Южного округа в рамках обмена опытом по духовно-нравстенному воспитанию. Работа учителей школ района с Русской православной церковью....
Технологическая карта урока музыки на тему «Повсюду музыка слышна» (1 класс)
Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 1Учебник: НауменкоТема урока: «Повсюду музыка слышна»Тип урока: урок усвоения новых знан...