Тема: Рубить повсюду церкви. Духовная музыка.
методическая разработка по орксэ

Нурова Инна Леонидовна

ОДНКНР  5 класс 


Тема:  Рубить повсюду церкви. Духовная музыка.

  ПР: Личностные УУД:

формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура»;

расширить знания о известных деятелях науки и культуры.

 

Тип урока: «открытие новых знаний.»

Оборудование: ноутбук, проектор, учебники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr_5_klass_urok_13.docx29.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕНИСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

             

                     

                                   Урок 

        по основам духовно-нравственной

               культуры народов России

      Рубить повсюду церкви. Духовная музыка.

                                    5 класс

 

                                                                             Составила:                                                            

                                                                             Нурова  Инна Леонидовна,

                                                                             Педагог -библиотекарь  

                                               

                                                   с. Тенистое

ОДНКНР  5 класс  


Тема:  Рубить повсюду церкви. Духовная музыка.

  ПР: Личностные УУД:

формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура»;

расширить знания о известных деятелях науки и культуры.

Тип урока: «открытие новых знаний.»

Оборудование: ноутбук, проектор, учебники.

                                           Ход урока.

1. Организационный момент. Создание положительного настроя.

Здравствуйте,ребята!

Прозвенел звонок

Начинается урок,

Будем думать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Проверка готовности к уроку. Все готовы?

Колокольный звон (благославление на урок)

2. Актуализация знаний 

- Всегда ли Русь была православной?  

 - Что вы знаете о христианской вере?

-Когда Древняя Русь приняла христианство?

-Кто крестил Русь?

-Как вы думаете, повлияло принятие христианство на культуру Руси?

Слушание песни «Русь православная»  

-О чем поется в песне?

-Как автор называет Русь?    (Анна Сизова)

3.Определение темы и целей урока обучающимися.

Вводная беседа (диалог) с учащимися:

       - Дети, кто из вас был в церкви?

       - Слышали  ли вы там музыку?  (Нет)

       - А пение хора слышали?  (Да, он пел без музыки.)

       - В какую церковь вы ходили?

       - Понятно было вам, о чем поет хор?  (Нет, не понятно, необычная речь.)

     Как вы думаете ,о чем мы сегодня будем говорить?

         Цели какие ставим перед собой?

       - Прочитайте на доске эпиграф к нашему уроку:

                                            «Прости мне, Боже, прегрешенья

                                             И дух мой томный обнови,

                                              Дай мне терпеть мои мученья

                                            В надежде, вере, и любви.»  Иван Козлов. 

                                      (русский поэт, переводчик, из дворянской семьи   )            

     (Запись в тетрадях.) Дата ,тема, эпиграф

 Учитель :Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила православным обычаям. 

Как мы уже знаем  христианство повлияло на распространение образования.

Выделим исторические свидетельства о развитии образования.

Работа с учебником

1 ряд -1 свидетельство (с.87) запись в тетрадь

Появились книги на славянском языке.

2 ряд – 2 свидетельство(с.87)

Открытие школ и книжных училищ.

3 ряд- 3,4 свидетельство (С.87-88)

Открытие школ для девочек, библиотек.

Христианство нашло отражение в литературных произведениях. Писатели и поэты на библейские сюжеты написали произведения.

Слушание «Молитва» М. Ю. Лермонтова

- О какой молитве написал поэт? (Чудной)

- Какому православному празднику посвятил Сергей Есенин свое стихотворение?

Сергей Есенин «Пасхальный благовест» (цикл «Весна» Благовест)

Физкультминутка

Влияние христианства на архитектуру.

Учитель:  После принятия христианства повелел князь Владимир ,как говориться в летописи , «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где раньше стояли кумиры»

Работа с учебником стр.91                                                                                            1 группа-сообщение о храмах                                                                                              -Что значит «рубить храмы?» (строить)                                                                      2 группа-о молитве                                                                                                 Назвать виды молитв (молитва –благодарение, молитва-восхваление)- Каким образом повлияло христианство на архитектуру?Храмы – выдающиеся памятники архитектуры. снаружи храмы украшают резьбой, внутри – стены украшают фресками и яркой мозаикой на евангельские сюжеты. (записать в тетрадь)

7.Работа с иллюстрациями ( с.92)

- Чем храм отличается от всех остальных зданий?

- Какую форму имеют храмы?

- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?

 -Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

   Влияние христианства на музыку  учебник стр.95

- Как вы думаете , каким образом повлияло христианство на музыку?

Учитель: Значительное место в православной культуре принадлежит духовной музыке. В храмах во время службы звучит богослужебная музыка, которая пришла из Византии.

Выдающиеся композиторы Н.А.Римский – Корсаков, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский  свои произведения посвятили духовной музыке.

Слушание музыки  Дмитрия Степановича Бортнянского «Дева Днесь…»

-Как вы думаете, какому празднику композитор посвятил свое произведение?

       

      Прежде, чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. В 988г. Русь приняла христианство, и святой князь Владимир после своего крещения привез в свою столицу Киев вместе с духовенством певцов, по происхождению славян. В то же время из Греции был привезен полный церковный хор, в котором были певцы – греки.

      Церковное пение в древности было одноголосное, унисонное, мужское. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – а capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках. Самым первоначальным и древнейшим распевом Русской Православной Церкви является «знаменный » распев, который получил свое название от слова «знамя», то есть нотный знак.

     

     - Первые русские композиторы церковного пения – С.А. Дехтярев, Д.С. Бортнянский, М.С.Березовский– были самыми видными  преемниками итальянской школы в пении, но русские композиторы не копировали итальянскую музыку, а творчески освоили ее достижения и написали духовно-музыкальные сочинения, соответствующие потребностям русского богослужебного пения.

     - Когда вы были в церкви, вы обратили внимание на купол, потолок храма? Наше нёбо устроено так, что когда мы поем, звук идет в нёбо, тогда он получается звучным. А в церкви специально создается такой архитектурный ансамбль, при котором вверху купола с окнами или без них (Слайд 9). Пение как бы улетает вверх, к Богу, делается нежнее, звучнее, прозрачнее, звук делается «неземным». Это тоже сложилось издавна. Присутствие икон в церкви создает свой православный мир, в который человек приходит сам и несет на излечение свою душу.

      Значение духовного пения заключается в том, что оно воспитывает верующих, делает лучше.

       - В начале ХХ века хоровое церковное пение в России достигло большого расцвета, Почти во всех православных  русских храмах, даже в больших селах, были хорошие хоры. Наиболее выдающиеся хоры того времени – Придворная певческая капелла Московский Синодальный хор, хор Архангельского (в Петербурге), хор Юхова  (в Москве), капелла Д.Иванова (в Москве) и др. Хор пел во время церковных служб и во время дворцовых праздников и увеселений, участвовал в спектаклях – это о Придворной певческой капелле. С 1837 года руководителями этой капеллы были М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев – все известные русские композиторы.  (Слайд 11).

 (Слушание в аудиозаписи «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова).

          - Какая это музыка по характеру?   (Плавная, величавая, мудрая, равнодушная к делам житейским, спокойная, чистая, скромная, душевная.)

     - Хочется ли вам Быстро двигаться под такую музыку или что-то другое приходит на ум? Что вы себе представляете, слушая такую музыку?  (Двигаться быстро не хочется. Хочется посидеть и подумать о смысле жизни, музыка успокаивает, снимает стресс и печаль. Человек освобождается от «грехов». Хочется совершать добрые поступки.)

        - Да, ребята, итог прослушивания или исполнения духовной музыки – очищение души, пробуждение в себе лучших качеств, желание помочь ближнему, отрешение от земной (мирской) суеты. Такая музыка лечит душу.

 III. Обобщение.

    - На сегодняшнем уроке мы познакомились с русской духовной музыкой, церковным пением.

   -  Какова роль церковного пения? Зачем оно нужно человеку, что оно дает? (Бессмертие души. Снимает стресс. Связь земли и неба, Учит делать добро и т.д.)

    IV. Итог урока.

Что нового узнали? Чему научились?

Д/з  стр.91-97 сообщение-презентация о Царь -колоколе

Хочется закончить наш урок пожеланиями добра, любви и взаимопонимания .

     В заключении прочитаю стихотворение  «Не позволяй душе лениться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская духовная музыка

Урок  в 6 классе знакомит детей с музыкой Русской православной церкви....

Методическая разработка урока по предмету «Музыка» для учащихся 7-х классов "Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова"

Подвести учащихся к мысли о духовном  совершенствовании через духовные музыкальные образы.Обобщить  знания о музыке И. С. Баха;продолжить развивать слушательский  опыт семиклассников, с...

презентация "Духовная музыка"

Данная презентация к уроку  по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...

Сотрудничество Церкви и образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании учащихся

Опыт работы по теме. Выступления учителей на семинаре 23.01.2017 Опыт работы Пугачёвой Ю.А. http://ru.calameo.com/read/001139034a07129cefb4d...

Урок музыки в 1 классе "Повсюду музыка слышна"

В данном материале всё для проведения урока по музыки...

«Формирование взаимодействия школ и церкви в сфере духовно-нравственного воспитания».

Выступление на Круглом столе в ОМЦ Южного округа в рамках обмена опытом по духовно-нравстенному воспитанию. Работа учителей школ района с Русской православной церковью....

Технологическая карта урока музыки на тему «Повсюду музыка слышна» (1 класс)

Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 1Учебник: НауменкоТема урока: «Повсюду музыка слышна»Тип урока: урок усвоения новых знан...