Русская духовная музыка
план-конспект по музыке по теме
Урок в 6 классе знакомит детей с музыкой Русской православной церкви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_duhovnaya_muzyka.doc | 42.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Викулова Л.В.
Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе
по теме «Русская духовная музыка».
Цель учебного занятия – знакомство с музыкой Русской православной церкви; формирование у детей нравственных представлений и чувств; развитие умения слышать и слушать, анализировать музыкальный материал.
Тип урока: урок расширения знаний.
Ход урока.
I Организационный момент.
1. Вход без музыки.
2. Музыкальное приветствие.
II. Развитие темы.
Вводная беседа (диалог) с учащимися:
- Дети, кто из вас был в церкви?
- Слышали ли вы там музыку? (Нет)
- А пение хора слышали? (Да, он пел без музыки.)
- В какую церковь вы ходили?
- Понятно было вам, о чем поет хор? (Нет, не понятно, необычная речь.)
- Чтобы разобраться, почему мы не понимаем слов песнопений в церкви, мы проведем урок на тему «Русская духовная музыка». (Запись в тетрадях.)
- Прочитайте в учебнике эпиграф к нашему уроку:
«Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере, и любви.» И. Козлов. (Запись в тетрадях.)
- История русского церковного пения начинается со времени распространения христианства на Руси еще задолго до крещения русских при святом князе Владимире (Красно Солнышко). (Показ слайда 4.) Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.
Прежде, чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. В 988г. Русь приняла христианство, и святой князь Владимир после своего крещения привез в свою столицу Киев вместе с духовенством певцов, по происхождению славян. В то же время из Греции был привезен полный церковный хор, в котором были певцы – греки. Таким образом, первые страницы истории русского церковного пения указывают на зависимость его как от пения славянской церкви, так и от пения греческой церкви. Это составляет отличительный признак истории русского церковного пения. (Слайд 5.)
Церковное пение в древности было одноголосное, унисонное, мужское. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – а capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках. Самым первоначальным и древнейшим распевом Русской Православной Церкви является «знаменный » распев, который получил свое название от слова «знамя», то есть нотный знак. (Слайд 6.) Запись музыки осуществлялась безлинейными знаками. Позднее знаменная нотация получила название крюковой, по названию одного из главных ее знаков – крюка.. Эти распевы отличаются глубокой эмоциональностью, рисуют определенные образы и картины.(Слайд 7.)
- Послушайте и спойте старинный знаменный распев.
(Учитель демонстрирует пример, дети повторяют.)
- Первые русские композиторы церковного пения – С.А. Дехтярев, Д.С. Бортнянский, М.С.Березовский (Слайд 8) – были самыми видными преемниками итальянской школы в пении, но русские композиторы не копировали итальянскую музыку, а творчески освоили ее достижения и написали духовно-музыкальные сочинения, соответствующие потребностям русского богослужебного пения.
- Когда вы были в церкви, вы обратили внимание на купол, потолок храма? Наше нёбо устроено так, что когда мы поем, звук идет в нёбо, тогда он получается звучным. А в церкви специально создается такой архитектурный ансамбль, при котором вверху купола с окнами или без них (Слайд 9). Пение как бы улетает вверх, к Богу, делается нежнее, звучнее, прозрачнее, звук делается «неземным». Это тоже сложилось издавна. Присутствие икон в церкви создает свой православный мир, в который человек приходит сам и несет на излечение свою душу.
О значении церковного пения хорошо говорят святые отцы церкви: (Слайд 10).
Значение духовного пения заключается в том, что оно способствует живейшему участию верующих в богослужении, воспитывает их, делает лучше, способствует глубокому усвоению человеческих истин. «Церковное пение есть действенная связь земли с небом».
- В начале ХХ века хоровое церковное пение в России достигло большого расцвета, Почти во всех православных русских храмах, даже в больших селах, были хорошие хоры. Наиболее выдающиеся хоры того времени – Придворная певческая капелла Московский Синодальный хор, хор Архангельского (в Петербурге), хор Юхова (в Москве), капелла Д.Иванова (в Москве) и др. Хор пел во время церковных служб и во время дворцовых праздников и увеселений, участвовал в спектаклях – это о Придворной певческой капелле. С 1837 года руководителями этой капеллы были М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев – все известные русские композиторы. (Слайд 11).
(Слушание в аудиозаписи «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова).
Среди частных русских духовных хоров лучщим являлся хор, который организовал известный церковный композитор и талантливый дирижер Александр Андреевич Архангельский. Он был первым, кто ввел в состав хора женские голоса вместо голосов мальчиков (до этого все церковные хоры состояли из мальчиков и мужчин). Хор исполнял все лучшие духовно-музыкальные произведения Римского-Корсакова, Чайковского, Чеснокова, Калинникова, Гречанинова.
Послушаем церковно-славянский хор П. Чеснокова «Ангел вопияше». (Звучит аудиозапись и показ слайдов церквей, соборов, икон – 13,14,15,16,17,18,19,20).
- Какая это музыка по характеру? (Плавная, величавая, мудрая, равнодушная к делам житейским, спокойная, чистая, скромная, душевная.)
- Хочется ли вам Быстро двигаться под такую музыку или что-то другое приходит на ум? Что вы себе представляете, слушая такую музыку? (Двигаться быстро не хочется. Хочется посидеть и подумать о смысле жизни, музыка успокаивает, снимает стресс и печаль. Человек освобождается от «грехов». Хочется совершать добрые поступки.)
- Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.
- Да, ребята, итог прослушивания или исполнения духовной музыки – очищение души, пробуждение в себе лучших качеств, желание помочь ближнему, отрешение от земной (мирской) суеты. Такая музыка лечит душу.
- Давайте разберем средства музыкальной выразительности церковного пения. (Слайд 21) (Мелодия плавная, выражает различные образы и состояния. Много подголосков. Динамика – от pp до ff. Темп – спокойно, плавно, медленно. Дикция – ясность, разборчивость произношения. Звуковедение – связное, плавное, используется цепное дыхание. Тембр – звук округлый, не открытый).
III. Обобщение.
- На сегодняшнем уроке мы познакомились с русской духовной музыкой, церковным пением.
- Какова роль церковного пения? Зачем оно нужно человеку, что оно дает? (Бессмертие души. Снимает стресс. Связь земли и неба, Учит делать добро и т.д.)
В заключении прочитаю стихотворение Александра Дмитриевича Кастальского, которое еще раз позволит нам кратко проследить историю русского церковного пения:
Собегалися речки песенны
Речки песенны, что из дальних стран.
Одна реченька – Цареградская,
Друга реченька-то славянская:
Старосербская, да Болгарская.
Сошлись реченьки, слились песенны
В стольном Киеве, на Руси святой.
И запел, завел старый Киев-град
Песню церковную, старокиевскую.
Уж из той реки большой знаменной
Растеклись ручьи во все стороны
По лицу земли святорусские.
Вся запела Русь песни Божии.
По восьми гласам служба правила,
По крюкам, знаменам Бога славила,
По обителям, по скитам пошло
Пенье красное, сладкозвучное.
Где дьяки поют зычным гласом,
Где же братья поустроены
Клиры чинны и степенны.
А и сладостно в храмах Божиих:
Хоры стройны, умилительны
Со мальцы-детьми ведут пение.
Гласы мужеские с гласы детскими
Сочетаются, соливаются
И к подножию Бога вышнего
Золотой трубой поднимаются.
Но не всякому дан тот высокий дар
Бога песнею славословить.
Дар учительства песней Божией
Дар усики песней творчества.
IV. Итог урока.
Выставление оценок. Выход из класса тихо, без музыки.
Домашнее задание. Посещение церкви, слушание духовной музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».
IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...
Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки"
Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему: "М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки"...
Интегрированный урок русского и музыки
Интегрированный урок русского языка и музыки «Звучащий образ Родины», написание орфограмм корня....
"Ты откуда, русская, зародилась, музыка?"
Презентация к уроку музыки в 4 классе по программе Сергеевой, Критской, Шмагиной "Ты откуда, русская, зародилась, музыка?"...
Методическая разработка урока по предмету «Музыка» для учащихся 7-х классов "Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова"
Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.Обобщить знания о музыке И. С. Баха;продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, с...
презентация "Духовная музыка"
Данная презентация к уроку по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...
Тема: Рубить повсюду церкви. Духовная музыка.
ОДНКНР 5 класс Тема: Рубить повсюду церкви. Духовная музыка. ПР: Личностные УУД:формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;формир...