Сотрудничество Церкви и образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании учащихся
проект по орксэ (4 класс) по теме
Опыт работы по теме. Выступления учителей на семинаре 23.01.2017
Опыт работы Пугачёвой Ю.А. http://ru.calameo.com/read/001139034a07129cefb4d
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по теме Батуриной Р.В. | 45.5 КБ |
Презентация Батуриной Р.В. | 2.8 МБ |
Выступление Пугачёвой Ю.А. | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей. Право выбора изучаемого модуля возложено на родителей. Так сложилось, что в нашей школе уже несколько лет подряд свои предпочтения в выборе направления изучения ОРКСЭ родители отдают модулю «Основы православной культуры». Одним из основных доводов, которые они приводят, то что, живя в одном из городов, богатом православными традициями, наши дети обязаны к ним приобщиться.
Кроме того, целью изучения в школе «Основ православной культуры» является: помочь школьнику вырасти добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи.
В учебнике для меня есть наиболее значимые темы по формированию данных качеств. Это « Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Зачем творить добро», «Любовь и уважение».
Но вместе с тем возникает самая большая проблема – это нехватка времени. 40 минут в неделю – этого так мало, чтобы углубиться в проблему нравственных ценностей человека. Ведь за это время нужно не только дать знания учащимся, но и сделать, так чтобы произошло осмысление у ребят, которое бы привело к формированию нравственных качеств.
Выйти за рамки урока и «погрузить» учащихся в тему позволяет применение современных методов и технологий обучения. Основное место среди них занимает - метод проектной деятельности. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями, а непосредственными участниками получения знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.
Метод проектов эффективен, так как направлен на получение практического результата. Его можно применять как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В проекте для каждого ребенка всегда найдется занятие по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то развиты навыки работы с компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих или «неуспешных» – в нём заложена «ситуация успеха». Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства.
Подробнее хочу остановиться на проекте «Твори добро», который мы с моими учениками осуществили в каникулы на базе школьного летнего лагеря.
Цель проекта:
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, повышение его социальной активности и гражданской ответственности.
Для достижения цели в ходе проекта нам предстояло решить следующие задачи:
Задачи проекта:
-Оказание социальной помощи и психологической поддержки одиноким и престарелым людям;
-Пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей;
-Формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
-Формирование высокого уровня социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем;
Реализация проекта:
Для обсуждения проекта «Твори добро» были привлечены не только мои четвероклассники, но и другие учащиеся с 1 по 4 класс. При беседах с детьми мы выявляли проблемы современного общества. Ребята предложили возможные варианты решения проблем:
-Посещение Дома временного проживания пожилых людей с. Абабково
-Посадить аллею около школы
-Подарить игрушки детям Детского дома с. Таремское
-Озеленение классов
-Создание живого уголка.
Решили остановиться на одной, несомненно, очень важной и значимой. Это помощь одиноким пожилым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Мы распределили обязанности. Одна группа ребят занималась сбором информации. Другая - проводила анкету среди воспитанников лагеря «Мое место в современном обществе», с целью выявления конкретной проблемы, которую мы были бы в состоянии решить своими силами.
На вопрос «Как вы думаете, чем можно помочь пожилым людям?»
Были предложены детьми следующие варианты ответов – игрушки, сладости, поделки, доставить радость.
Чтобы порадовать пожилых людей, по результатам опроса, было решено сделать подарки своими руками и организовать концерт.
С результатами мы отправились к директору нашей школы Терентьевой Н.Ю. Она поддержала наши начинания и разрешила реализовать проект в соответствии с планом работы школьного лагеря «Звёздочка» с дневным пребыванием детей. В план реализации проекта были запланированы следующие мероприятия:
- Презентация «Святыни Павловской земли. Абабковский монастырь»
- Изготовление подарков, подготовка благотворительного концерта,
- Поездка в с. Абабково с благотворительным концертом и посещение Абабковского Свято – Георгиевского женского монастыря.
Побывали мы и в Доме временного пребывания пожилых людей с. Абабково, где познакомились с директором. Там мы убедились, что наша помощь для них не будет лишней.
Работа закипела: ребята сочиняли сценарий, искали костюмы для выступления, репетировали, готовили подарки. Когда было всё готово, мы отправились в Абабково. Встретили нас радушно. Растроганные искренними выступлениями детей зрители не сдерживали слёз радости и восхищения. В заключении праздника ребята вручили подарки, изготовленные своими руками.
В процессе реализации этого проекта ребята поняли, что вокруг есть очень много людей, которые нуждаются в помощи, и они в состоянии им помочь. Пусть им удалось решить далеко не все проблемы пожилых людей, но слёзы радости, растроганных бабушек и дедушек, которые хоть на время помолодели душой, забыли о болезнях, они не забудут никогда. И я думаю, это будет толчком к свершению других добрых дел, которые приведут к формированию нравственных качеств, которые
являются целью изучения в школе « Основ православной культуры».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проект: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, повышение его социальной активности и гражданской ответственности. Задачи проекта: Оказание социальной помощи и психологической поддержки одиноким и престарелым людям; Пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей; Формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков; Формирование высокого уровня социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем.
Возможные варианты решения проблем : Посещение Дома временного проживания пожилых людей с. Абабково ; Посадить аллею около школы; Подарить игрушки детям Детского дома с. Таремское ; Озеленение классов; Создание живого уголка.
План реализации проекта: Мероприятие Сроки выполнения Обсуждение проблем социального общества 18 – 20 июня 2. Выявление наиболее актуальной проблемы, проведение социологического опроса 21 -22 июня 3. Посещение администрации школы 25 июня 4. Посещение Дома временного проживания пожилых людей с. Абабково 27 июня 5. Привлечение спонсоров 25 – 29 июня 6. Изготовление подарков, подготовка и проведение благотворительного концерта 2 – 19 июля 7. Презентация «Святыни Павловской земли. Абабковский монастырь 13 июля 8. Поездка в с. Абабково с благотворительным концертом и посещение Абабковского Свято – Георгиевского женского монастыря 19 июля 9. Подготовка презентации о проведении социального проекта «Твори добро» 20 – 21 июля
Изготовление подарков
Репетиция концерта
Выступление в Доме временного проживания пожилых людей
Выступление в Доме временного проживания пожилых людей
Выступление в Доме временного проживания пожилых людей
Посещение Абабковского Свято-Георгиевского женского монастыря
Вернулись не с пустыми руками
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа с. Абабково
Сотрудничество Церкви и образовательного учреждения в духовно – нравственном воспитании учащихся
Подготовила:
Пугачева Юлия Александровна
учитель начальных классов
2017 г
Сотрудничество Церкви и образовательного учреждения в духовно – нравственном воспитании учащихся.
В настоящее время наиболее актуальной является задача воспитания у подрастающего поколения системы общечеловеческих ценностей.
Воспитание нравственной культуры ребенка, обогащение его внутреннего мира, развитие чувства патриотизма, милосердия и гражданской гордости – в целом гармоничное развитие личности является важнейшей задачей для коллектива МБОУ ОШ с. Абабково.
Какой именно образ получит ребёнок, зависит от действий тех, кто кладёт на него свою печать воспитания.
С – 2 Святитель Димитрий Ростовский в восемнадцатом веке писал: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит – доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, - то и останется на ней».
Задача школы – воспитание не только высокообразованного человека, но и высоко духовного. Духовное совершенствование личности невозможно без нравственного внутреннего закона. И здесь не обойтись без помощи Церкви.
Нашей школе повезло.
С – 3 Совсем рядом с нашим селом находится Абабковский Николаевский Георгиевский женский монастырь ( во имя святых Великомученников Николая – воина и Георгия Победонсца), один из 10 женских монастырей Нижегородской и Арзамасской епархии, основанный по благословению преподобного Серафима Саровского в 1818 году. В 1928 году монастырь и община были закрыты, началась разруха. В 1930 году два красивых храма были взорваны. Чего только не было на территории монастыря после его закрытия: и совхоз, и дом отдыха, и Ленинградское военно- топографическое училище, и пионерский лагерь, и детская исправительная колония для девочек. Вообщем монастырь за это время был почти полностью разрушен. И, вот в 1995 году началось возрождение, а 14 мая 2005 года заложили первый камень в основании Покровского собора. В следующем году монастырь будет отмечать 200-летие.
С – 4 На протяжении ряда лет школа поддерживает связь с настоятельницей Абабковского монастыря – матушкой Никоной, совершаем экскурсии в разное время года, по приглашению матушки Никоны часто бываем в детском доме при монастыре в гостях у ребят - учащихся нашей школы, оказываем посильную помощь монастырю. Каждая экскурсия в монастырь – событие, открытие неизвестного, прикосновение к душе, её очищение, дети, да и мы, взрослые, узнаём очень многое из истории христианства, и значение веры в жизни человека. По – отечески добро, без назиданий общаются батюшка и матушка Никона с учащимися, отвечают на многочисленные вопросы. И многие ребята затем приходят в храм, приводя уже с собой родителей.
С – 5 Важное место для воспитания духовного мира ребёнка занимают православные праздники Рождество Христово, Святки, Пасха, Семик, Троица. При подготовке и проведении праздничных мероприятий дети не просто получают информацию, а проживают ситуацию праздника, что имеет огромное эмоциональное воздействие на каждого ребёнка. Особенностью праздников в нашей школе является то, что его создают сами дети, их родители и педагоги. И здесь является очень важной поддержка Церкви и семьи. По приглашению Матушки Никоны ребята нашей школы участвуют в рождественской ёлке, устраивают праздники в детском приюте, в школьном лагере участвуют в празднике Семик и Троица.
С – 6 Стало традицией отмечать праздник Семик. Это женский праздник перед Троицей. Получив благословение матушки Никоны мы готовим яичницу, украшаем березку, разучиваем русские народные игры, танцы и т. д. В этом нам помогает фольклорный ансамбль «Жаворонки», руководит им Домашенкова Л. П. Занимаются в этом ансамбле ребята старших классов, а вот истории праздников, игры ребята младших классов изучают на внеурочной деятельности на занятии: «Праздники, традиции и ремесла народов России».
Ребята старших классов помогают в уборке территории вокруг храма, помогают на огороде, в теплицах.
С – 7 Учащиеся 4 класса несколько уроков ОРКСЭ проводят в монастыре. Темы уроков: Православная молитва, Христос и его Крест, Храм, Икона, Монастырь. На урок ОРКСЭ, внеклассные мероприятия, классные часы учителя приглашаю матушку или сестер. В монастыре работают родители и выпускники нашей школы. По благословению матушки Никоны экскурсию и урок в монастыре может провести мама ученика 4 класс Харитонова О. В. Ребята с удовольствием слушают ее рассказы, это им интересно, легче все запоминается.
С – 8 Рядом с обителью есть святой источник, где ещё в 19 веке было явление образа Спаса Нерукотворного. Учащиеся посещают святой источник, который находится недалеко от монастыря. Приводят в порядок территорию, сажают цветы, ухаживают за родником.
С – 9 Матушка Никона и ее сёстры не теряют связь и с жителями села. Их можно встретить не только в школе и на православных праздниках, но и на светских: День села, День Победы и т. д.
С – 10 По благословению матушки проводились паломнические поездки в храмы и монастыри г. Мурома, Суздали, Владимира.
С – 11 Наша школа сотрудничает не только с Абабковским монастырем, стало традицией участвовать в конкурсах «Пасха красная», в Сретенских детско – юношеских краеведческих чтениях, благотворительной ярмарке поделок, игрушек, изготовленных своими руками. Все эти мероприятия проводит Павловское благочиние.
С – 12 На уроках ОРКСЭ ребята очень часто задают вопросы, на которые мне бывает трудно ответить. Тогда ребята под моим руководством обращаются к сайту http://pavlovo.blagochin.ru/ в раздел гостевая книга и задают вопросы администратору, получают на них ответы.
На этом наше сотрудничество с церковью не заканчивается. В феврале мы запланировали поездку в Троицкий Островоёзерский монастырь, который расположен на выезде из г. Ворсмы на острове. Стоит отметить, что это единственная в Нижегородской области островная обитель.
Несколько лет мы ведем исследовательскую работу «Церковь села Абабково» для школьного музея. В музее уже есть макет нашей церкви и фотография. С ребятами 4 класса мы выяснили, почему наше поселение является селом. Село в России до революции 1917 года чётко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь — село, таким образом, являлось центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Как – то об этом у нас уже стало забываться.
Но оказывается уже начале XVIII века в селе Абабково была построена деревянная церковь, которая два раз сгорела дотла, и только святая икона великомученика Георгия обнаружена была нетленной. После пожара деревянную церковь отстроили заново. Место для строительства церкви наши предки выбирать умели. В самом центре села между двух озер красовалась церковь. Все вокруг утопало в зелени. В 1795 году владелицей села Натальей Яковлевной Прокофьевой возведен каменный трехпрестольный храм он получил название Троицкий. В 1930-1932 году сельский храм был разрушен, а на месте некогда стоявшей церкви был установлен обелиск погибшим сельчанам. В 1995 году на месте сельской церкви установили небольшую часовенку, возле которой совершаются богослужения в дни памяти 9 мая и 22 июня. Пока мы еще мало знаем о наше церкви, но я думаю, что у нас все еще впереди. Я вижу, что ребятам это интересно.
Я считаю, что все проводимые нами мероприятия воспитывают в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, любовь к близким, умение трудиться, беречь природу и т.д.
Духовно-нравственное воспитание школьников должно основываться на традициях русской культуры, а именно на одной из ведущих основ культурно-нравственного наследия нашего народа – этике православия. Обращение к системе православных ценностей в школе – реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.
Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...