Урок музыки в 1 классе "Повсюду музыка слышна"
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Кисельникова Ольга Васильевна

В данном материале всё для проведения урока по музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povsyudu_muzyka_slyshna.docx22.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 « ПОВСЮДУ МУЗЫКА СЛЫШНА»

Цель урока: показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке.

Музыкальный материал: русские народные песни-заклички.

Проблема урока: как рождается музыка?

Дополнительный материал: мультимедийная презентация «Повсюду музыка слышна».

Ход урока.

  1. Организационный момент:
  • К нам на урок снова пришла Муза. Она хочет познакомить нас с необычным человеком. Что этот человек делает? (пишет музыку).(слайд 1)
  • А как называют такого человека, который пишет музыку? (Композитором).(слайд 2)
  • Кого мы называем композитором? (Человека, который пишет музыку).
  • Что нужно знать композитору, чтобы услышать и «рассказать» музыку? (знать ноты, играть на инструменте). (слайд 3)
  • Представим, что композитор написал музыку. Мы её слышим? (нет, мы видим нотки) (слайд 4)
  • А что нужно сделать, чтобы все музыку услышали? (музыку нужно исполнить)
  • Посмотрите, композитор Чайковский написал музыку, девочка на рояле её исполняет, но в зале нет никого. Люди могут услышать музыку? ( нет, нужно, чтобы музыку кто-то слушал).
  • Правильно нужны слушатели.
  • А вы хотите стать композиторами? Что нужно сделать нам, чтобы стать композиторами? (Петь, выучить нотки и играть на музыкальных инструментах).
  • Но ведь мы не умеем играть на музыкальных инструментах! Как же быть? А вот как. У каждого из вас есть свой, непохожий ни на какой другой, музыкальный инструмент – это голос. Им мы и воспользуемся.
  1. Ролевая игра «Играем в композитора».

Заклички — это один из видов закликательных песен языческого происхождения, в наше время это небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.

Заклички которые представляют собой обращение к солнцу, почитают его как живое существо: к солнцу обращаются с просьбами обогреть, принести тепло и свет, желают его скорейшего появления.

  1. Давайте познакомимся с первым четверостишием - «Солнышко». К нему есть иллюстрация.

***

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

***

Солнышко-ведрышко,

Прогляни, просвети!

На яблоньку высокую,

На веточку зеленую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

Разбор содержания:

  • К кому обращаются дети?
  • Как его называют?
  • Чего больше в четверостишии - изображения солнышка или отношения к нему детей?
  • С какой интонацией необходимо выразить это обращение? Пробуя различные интонации, дети выбирают одну. Например, интонацию просьбы. Мелодия основывается на нисходящем движении, так как характерный жест - поклон.

Дети импровизируют исполнение песенки-заклички «Солнышко».

  1. Второе четверостишие - «Дождик». Чтение текста.

***

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай

***

Дождик, дождик, перестань!

Я поеду во Рязань

С ключиком, с замочком,

С аленьким цветочком!

А ты, радуга-дуга.

Отворяй-ка ворота» —

Ключиком, замочком,

Аленьким цветочком!

Разбор содержания:

  • К кому обращаются дети?
  • Что от него хотят?
  • С какой интонацией выражается это обращение? Выясняют, что одной из разновидности интонации просьбы являются её строгие формы произношения.

Получилась песенка-закличка.

  1. Марш (фр. marche — буквально «шествие», «движение вперёд», от marcher — «идти») — музыкальный жанр; сложился в инструментальной музыке в связи с необходимостью синхронизации движения большого числа людей: движения войск в строю, церемониальных и праздничных шествий

Третий  стихотворный текст - «Трим, трам, трам».

***

Трам,трам,трам!

Слушай барабан!

Его зовут «там-там»,

И он гремит, как ураган.

Повсюду слышно: «Трам, трам!»

Выбирается задорная интонация марша. Исполняется как песня-марш.

  1. Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии

Четвертый  стихотворный текст - «Баю, баюшки, баю».

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Баю-бай-бай!

Баю-бай-бай!

Разбор содержания:

  • Какой должна получиться наша музыка? {Нежной).
  • Можно ли голосом изобразить покачивание колыбели? Как она качается? {Вверх, вниз).
  • Значит, и звуков будет всего два: верхний и нижний. (Дети поют на двух звуках «баю-бай», изображая покачивание колыбели). Получилась колыбельная песенка.

5. Песня – считалка

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

 глянь на небо-птички летят,

Колоколочики звенят диги-дон, диги-дон

Выбегай из круга вон!

  1. Вывод:
  • Какими по настроению получились наши песенки? {Радостная, строгая, призывная, задорная, нежная).
  • Кто нам подсказал, как писать музыку?(Нам подсказали солнышко, дождик, считалка, марш, колыбельная).
  • Какие песенки вам больше всего понравились?
  1. Хоровое пение
  • А мы с вами поем песни похожие на колыбельную? Назовите их. (песня «Неваляшка» Д. Тухманов)
  • Правильно. В этой песне мелодия тоже движется так, как будто покачивается, как кукла Неваляшка. Давайте споем её.

Спит в кровати

Кукла Катя...

Оловянный

Спит солдатик.

А бедняжка - Неваляшка

Всё стоит - вздыхает тяжко!

И не спит. Ах!

И не спит. Ах!

Почему она не спит? Ах!

Даже мишки-шалунишки

Спят уютно в старой книжке.

А бедняжка - Неваляшка

Всё стоит - вздыхает тяжко!

И не спит. Ах!

И не спит. Ах!

Ты в окно напротив глянь-ка!

Там несчастный Ванька-встанька,

Также , как и Неваляшка,

Всё стоит - вздыхает тяжко.

И не спит. Ох!

И не спит. Ох!

Почему они не спят?

Тили-тили-тесто!

Жених и невеста!

Тили-тили-тесто!

Жених и невеста!

Ваньке-встаньке тяжко,

Тяжко Неваляшке.

Вздыхают о друг дружке!

Это не игрушки!

Да - с!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыка повсюду слышна»

Конспект урока музыки в 1 классе...

Повсюду музыка слышна. 1 класс.

Данный урок учит детей  различать на слух звучание музыкальных инструментов; развивает навыки музыкального восприятия путём обогащения разнохарактерными интонациями; обогащает духовный мир детей....

Повсюду музыка слышна

План открытого урока...

"МУЗЫКА ВСЮДУ СЛЫШНА"

ПРЕЗЕНТАЦИЮ "МУЗЫКА ВСЮДУ СЛЫШНА"  ИСПОЛЬЗОВАЛАНА ЗАНЯТИИ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ В1 КЛАССЕ.БЕСЕДА О РАЗНООБРАЗИИ МУЗЫКИ И ЕЁ РОЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА .ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ ДЕТИ С ИНТЕРЕСОМ П...

Внеурочное мероприятия во 2 классе Повсюду музыка слышна

Внеклассное мероприятие во 2 классе на тему "Повсюду музыка слышна" проводилось с целью воспитать у детей любовь к музыке....

Внеурочное мероприятие "Музыка повсюду слышна"

Внеурочное мероприятие на тему "Музыка повсюду слышна", 2 класс....

Технологическая карта урока музыки на тему «Повсюду музыка слышна» (1 класс)

Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 1Учебник: НауменкоТема урока: «Повсюду музыка слышна»Тип урока: урок усвоения новых знан...