Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Козлова  Кристина Васильевна

КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_po_orkse_4_k.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур.», авторов А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова, «Просвещение», 2014. Для реализации рабочей программы используется учебник «Основы мировых религиозных культур», 4 класс, авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, издательство «Просвещение», 2011 год.

                                 Планируемые предметные результаты

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России; – понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

 – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

 Выпускник получит возможность научиться:

 – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Содержание курса

Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

        Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

        Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

        Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

        Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

 Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (27 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.

Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

Приложение 1

Тематическое планирование по основам мировых религиозных культур 4 класс (34 ч)

Сквозная

нумерация

№ п/п

внутри

темы

Темы учебного занятия

Тема № 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1 ч

1

1

Россия - наша Родина.

Тема № 2 Основы мировых религиозных культур - 27 ч

2

1

Культура и религия

3

2

Культура и религия

4

3

Возникновение религий. Древнейшие верования

5

4

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

6

5

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

7

6

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

8

7

Хранители предания в религиях мира

9

8

Человек в религиозных традициях мира

10

9

Священные сооружения

11

10

Священные сооружения

12

11

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

13

12

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

14

13

Искусство в религиозной культуре

15

14

Искусство в религиозной культуре

16

15

Творческие работы учащихся.

17

16

Подведение итогов. Контроль знаний.

18

17

Религии России

19

18

Религии России

20

19

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

21

20

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

22

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

23

22

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

24

23

Религиозные ритуалы в искусстве

25

24

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

26

25

Праздники в религиях мира

27

26

Семья, семейные ценности

28

27

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

Тема № 3 Духовные традиции многонационального народа России  - 6 ч.

29

1

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

30

2

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

31

3

Подготовка творческих проектов.

32

4

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

33

5

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

34

6

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...