Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс)
Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_2020_orkse_glazkova.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение_______________________________________________
Использование притч
в процессе преподавания курса ОРКСЭ
Итоговая работа
Срок обучения с «06 » июля 2020г. по «24» июля 2020г.
Исполнитель:
Глазкова Анастасия Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Мыски
(anastasiya_rus@bk.ru 89134077757)
Консультант:
Владимирова Лариса Михайловна,
методист кафедры
начального общего образования КРИПКиПРО
Кемерово 2020
Содержание
Введение ……………………..3
1. Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ…….. 4
2.Правила и приёмы работы с притчей на уроках ОРКСЭ…………...…7
3. Примеры организации работы с притчами……………………..…...11
Заключение …………………….16
Литература …………………….17
Приложения ……………………18
Введение
Известно, что современный ребёнок плохо знаком с притчей как жанром художественного произведения, его особенностями, не умеет рассказать притчу в той или иной ситуации, использовав те возможности, которыми обладает этот жанр. Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи.
Притча – это литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость).
Взгляд на этот древний жанр позволит нам показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности.
Цель:
изучить особенности жанра притчи и исследовать эти черты на материале притч, используемых на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»).
Задачи:
- познакомиться с литературой по теме «признаки притчи как жанра мировой литературы»
-проследить историю развития жанра притчи, изучив материал о творчестве
-рассмотреть темы, свойства и способы использования притч в учебном процессе.
- Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ
Общей целью введения предмета ОРКСЭ, является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики. Формирование у них первичных представлений о материальной и духовной культуре, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания. В то же время важным является формирование понимания того, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой.
Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества — огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который она прошла через различные исторические эпохи, впитывая в себя элементы национальных культур. [ 2; 360]
Религиозная и светская культура, основные ценности человечества представлены в учебном материале не только через высокие идеи, но и через традиции, язык, через быт людей, поскольку он и является реальной жизнью представителей каждой культуры, знакомство с которой дает возможность увидеть, услышать, почувствовать, осязать эту культуру. В учебном материале предмета большое внимание уделяется описанию содержания и деталей жизни и обихода, поведения представителей разных культур. Это и знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, языком (священные книги, притчи, словесные формы языка: приветствие, прощание, обращение и т. д.), образом жизни, повседневным поведением — т. е. течением жизни в ее реально-практических формах. [2; 339]
В то же время быт — это мир вещей, который связан с глубинными символами, с идеями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпох и культур. Через быт раскрываются те невидимые черты культуры, по которым человек узнает своего или чужого.
Одной из форм работы на уроке является знакомство и работа с притчами.
Притча - дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Греческое слово paraboly означает соположение разных вещей друг с другом с целью их сравнения. Это был технический термин для обозначения фигуры речи в древнем ораторском искусстве. Поскольку основными стилистическими приемами в притче являются сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность при анализе младшими школьниками. Несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают аллегорический и метафорический характер притч, тем не менее, им бывает трудно раскрыть их смысл и значение.
Притча – это короткий иносказательный, поучительный рассказ. Из поколения в поколение они передавались из уст в уста, но при этом не утратили своей мудрости и простоты. Они всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия.
В силу своей специфики притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания курса ОРКСЭ в 4 классе .
Главная задача учителя – организация сопереживания на каждом уроке. Учитель должен организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества.
При этом обязательно должно учитываться следующие моменты: тщательная проработка замысла урока; логическая последовательность смысловых частей учебного материала – притчи; событийный анализ притчи, как цепь «экстремальных ситуаций»; факты-раздражители для основных событий урока; «оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»; предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке; образное осмысление смысловых частей в событийной цепи притчи (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.); предвидение реакции учащихся на запланированные события.
Функции притч
- Функция зеркала.
Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.
- Функция модели.
Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
- Функция опосредования.
Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
- Функция хранения опыта.
Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции. [1;10]
- Правила и приёмы работы с притчей на уроках ОРКСЭ
Выделяют такие основные правила и приемы композиции урока:
цельность урока;
связь и взаимная согласованность всех элементов композиции;
передача через единичное общего;
контраст и повтор;
главное и второстепенное;
зрительный и звуковой ряд;
подчиненность всех закономерностей и средств композиции замыслу урока.
Рассмотрим основные композиционные элементы притчи.
Этап | Содержание деятельности |
Экспозиция или исходное событие. | Этот элемент очень важен. Экспозиция задает тональность притчи, вводит учащихся в образ, направляет внимание на главную идею, дает установку на последующую работу. |
Завязка (основное событие). | Это этап перевода исходного события в открытый педагогический конфликт; определяется проблема притчи. |
Разработка | Углубление проблемной ситуации, поиск решения проблемы |
Кульминация (центральное событие) | Критическая точка в композиции притчи, вершина эмоционального напряжения – это решение поставленной задачи, проблемы притчи. |
Развязка | Финал, главное событие – этап обобщения и формулировки выводов. Этот этап дает повод к дальнейшим, самостоятельным творческим поискам учащихся. Развязка наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы, сформулированы те основные выводы, которые по замыслу урока важно сделать в классе. В кульминации и развязке сосредоточены нравственный и эмоциональный пафос урока. |
Последействие | Самостоятельный творческий поиск. Самостоятельная творческая деятельность учащихся, вызванная потребностью еще раз встретиться с произведением искусства |
Работая с притчами можно включать в урок следующие задания:
1. Постановка вопросов.
2. Ответы на поставленные вопросы.
3. Выделение основных мыслей и ключевых понятий.
4. Иллюстрация и окончание.
5. Схема.
6. Театрализация.
При разработке вопросов к притчам, можно учитывать такие типы вопросов, как открытые вопросы – подразумевающие собственный развернутый ответ; закрытые вопросы – односложный ответ или выбор из предлагаемых ответов; ситуационные вопросы – длявыяснения сложившейся ситуации; проблемные вопросы – обнаруживают конкретные трудности, противоречия, препятствия; направленные вопросы – позволяют извлечь конкретную информацию; направляющие вопросы – вопросы, содержащие предложения; проясняющие вопросы. [5;92]
Способы использования притч в учебном процессе
- Обсуждение основной идеи и смысла истории.
- Название притчи.
- Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.
- Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения).
- Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
- Выделить ключевые понятия.
- Инсценировка по рассказу (истории)
- Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать)
- Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
- Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
- Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.)
- Сравнение нескольких притч
Одним существенным моментом при работе с притчами является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы эти притчи. В качестве примера, рассмотрим известную христианскую притчу о мытаре и фарисее.
«Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет» (Лк. 18,10-14)9. [4;182]
Глубинный смысл этой притчи останется закрытым для детей, если учитель не объяснит им характер исторической и культурной антиномии «мытарь – фарисей». На территории древней Палестины и среди иудейского народа именно фарисеи были одной из наиболее могущественных религиозных групп и выделялись своим благочестивым поведением, стремлением соблюдать силу еврейского религиозного Закона, тогда как мытари были сборщиками налогов в провинциях Римской империи и крайне непопулярными членами общества. Однако именно искренне кающийся мытарь, изображенный в этой притче, получает оправдание. С другой стороны, если вы внимательно вчитаетесь в текст молитвы фарисея, то во второй части вы не найдете ничего предосудительного: он искренне перечисляет свои добродетели, которых достиг. Именно первая часть, где фарисей сравнивает себя с другими и, более того, с мытарем, стоящим поодаль, которого ставит самым последним в ряду «грабителей, обманщиков и прелюбодеев» – это делает его молитву недостойной.
3. Примеры организации работы с притчами
1.Путники и медведица.
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым. И когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят: мертвецов зверь не трогает. [1;9]
Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!»
- Как вы думаете, что сказал один приятель другому?
- Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы.
- В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу?
- Включите в свой рассказ притчу «Путники и медведица».
2.Щедрый подарок.
Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». — А как это - щедро? — спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе». — Лучше я отдам медовик Пете,— сказал Вася. — Пусть он делит его щедро.
- Какой вопрос можно задать после прочтения этого текста? (Если ученики не сумели самостоятельно сформулировать вопрос, то это делает учитель)
- Почему Вася захотел отдать медовик Пете?
- О чём это свидетельствует?
- Что не понял из совета отца Василий?
3.Башня.
В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого до неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг нее строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю.
Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побросали работу и разбрелись в разные концы земли. А башня стала постепенно разрушаться.
- Предположите, чем заканчивается история.
4.Раввин и мыловар.
Шли однажды вместе раввин и мыловар.
-Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?
Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:
- Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?
-Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться.
-Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!
- Сформулируйте основную мысль притчу.
5. Друзья.
В Сиракузах жили два друга - Дамон и Финтий. Дамона арестовали за долги и приговорили к смерти. «Позволь мне отлучиться до вечера, чтобы устроить свои домашние дела, - попросил Дамон правителя города Дионисия,- а вместо меня останется Финтий». Дионисий рассмеялся над такой наивной уловкой, но согласился. Подошёл вечер, Финтия уже вели на казнь. Но тут, продравшись сквозь толпу, подоспел Дамон: «Я здесь, прости, что замешкался». Дионисий, увидев это, воскликнул: « Ты прощён! А мне, прошу, позвольте быть вашим другом!»
1.Работа с заголовком притчи до чтения. ( слайд с заголовком «Друзья»)
-Прочитайте, как называется притча. Как вы думаете, о чём будет текст?
-Зачем нужны друзья?
2. Первичное чтение притчи учителем. (Дети слушают притчу.)
-Оправдались ли наши предположения, текст о друзьях?
-Какие пословицы можно вспомнить, прочитав эту притчу?
(Сам погибай, а товарища выручай. Друг познаётся в беде.)
3.Беседа по содержанию. Выборочное чтение. (Слайд с содержанием текста притчи.)
-В каком городе происходило действие? Прочитайте название города.
-Кто герои притчи? Назовите имена.(Дамон и Финтий-друзья, Дионисий-правитель города Сиракузы)
-Что случилось с Дамоном?
-О чём он попросил правителя Дионисия?
-Поверил ли Дионисий. Что Дамон вернётся на казнь?
-Почему же всё-таки правитель отпустил Дамона «устроить свои домашние дела»?
(Хотел проверить его слово, дружбу.)
-Кто остался вместо Дамона в тюрьме?
-Что грозило Финтию, если бы не вернулся Дамон?
-Что спасло Финтия о т казни? (Великая дружба)
-Какое выражение в тексте показывает, как спешил Дамон, чтобы не подвести друга?
( «продирался сквозь толпу»)
-Как всё закончилось?
-Почему так милостив был правитель Дионисий к Дамону?
-Мог ли он разлучить настоящих друзей?
-Какова была просьба Дионисия к друзьям?
4.Вывод: - Чему учит нас эта притча?
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Настоящая дружба бесценна.)
Работая с притчами на уроках, хорошо использовать метод художественно-педагогической драматургии. [3;192]
Большой привлекательностью для младших школьников обладает такая форма организации учебной деятельности, как драматизация (театрализация), т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации итогов выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. [1;9]
Конечно, самыми распространенными формами урока становятся уроки-спектакли, урок - мастерская, уроки-погружения в эпоху, уроки-путешествия, уроки-экскурсии. В своей работе наше предпочтение отдается урокам- театрализации и путешествиям. В связи с тем, что сам метод «завязан» на личности автора - педагога, в нем много зависит от ситуации и реакции учащихся, требует педагогической импровизации. Опыт показал, что этот метод является трудным в освоении, но предоставляет большую свободу для педагогического творчества, для учителя.
Личностное развитие ребенка, овладение различными компетенциями идет через участие детей и в других формах проведения уроков.
Заключение
Таким образом, притча, своего рода загадка, которую можно задать ученикам на уроке. Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. При работе с притчей педагог ненавязчиво выходит на духовно-нравственное воспитание, общечеловеческие категории и ценности. Притча является тем учебным материалом, который учит сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории. Притча отображает конфликтную ситуацию и часто дает возможные способы ее решения. Притча – носительница традиций, а значит, она становится посредником в межкультурных отношениях.
Педагог должен помнить, что на уроках ОРКСЭ, необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремиться педагог. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.
Одна древнерусская притча предполагает такой рецепт обретения телесного и душевного здоровья: «Накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия, сварить на огне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полной надеждою ожидать исцеления».
Литаратура
- Детская Библия. Библейские рассказы в картинках [Текст]/ Сост. Борислав Арапович и Вера Маттемияки. – Москва; Российское Библейское общество, 1995. – с.258, 339, 370, 380.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов[Текст ]/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16 – е изд., испр. – М: Русский язык, 1984. – с.310, 315, 737.
- Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи) [Текст] // Журнал «Русский язык в школе», Ν6, 1997. – с.9 – 15.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа[Текст] /Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.
- 100 великих гениев[Текст ]/ Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2005. – с.191 – 192.
Приложение.
Урок по ОРКСЭ на тему: «Добро и зло».
Цель: ознакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло» как основными этическими понятиями
Задачи:
- Обучающая: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно оценивать себя и других; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Развивающая: развивать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах.
Воспитывающая : воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.
Ключевые слова: добро, зло.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск «Светская этика», толковый словарь С.И. Ожегова, учебник.
Педагогические технологии: решение проектных задач, здоровьесберегающее.
Формы и виды работы : беседа, устное высказывание на тему, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, работа с текстом рассказа и притчи.
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
(звучит песня «Если добрый ты…»)
Если добрый ты…
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться
Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
- Тема, цель, задачи урока.
Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?
А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?
Тема нашего урока «Добро и зло».
- Создание эмоционального настроя: «Подари минутку радости».
(Работа парами.)
Ребята подарите, глядя в глаза, друг другу минутку радости, скажите добрые слова.
- Организация деятельности учащихся: создание проблемной ситуации. Чтение стихотворения «Друг напомнил мне вчера» А. Барто, подготовленным учеником и обсуждение проблемы.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
- Изучение нового.
Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
- Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? ( словарь)
А что нам говорит наш учебник . Чтение статьи учебника.
Работа с тренажером.
Ответы на вопросы.
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
6.Театрализация.
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
По рассказу В.А. Осеевой «Три товарища»
- Где в данном рассказе добро, где зло?
7.Работа с пословицами .
Соедините части и получите пословицы.
* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).
*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).
* Добрые слова и железные ворота открывают. ( Про добро).
*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).
* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).
* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).
Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.
8.Физминутка под музыку.
9.Закрепление.
1)Работа с интерактивными моделями.
2)Притча о добре и зле.
Послушайте притчу и подумайте, чему она нас учит?
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.
Вывод: Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.
Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
10. Чтение учащимися наизусть стихотворений.
Люди! Я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Дружат пусть над светлым небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости,
В гости приглашайте, приходите в гости!
11. Итог урока.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках».
12.Домашнее задание.
3)Работа со сказками.
Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Запишите 5 добрых и 5 злых героев русских народных сказок.
Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло.
Вам за урок я говорю БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...
ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ
Данный материал позволяет рассмотреть применение притчи на уроках ОРКСЭ, а так же и на других уроках. Представлены виды притч, направления, методика применения....
«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ ».
Работа с притчами на уроках ОРКСЭ....
«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ»
Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Мастер-класс «Притча – как один из активных методов преподавания курса ОРКСЭ»
Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа. Чаще всего мы применяем притчу на уроках ОРКСЭ. Все понимают, что курс ОРКСЭ – это соединение обучения...
Использование активных и интерактивных методов в преподавании курса ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Статья адресована педагогам курса ОРКСЭ (модуль светская этика)...