Технологическая карта по ОРКСЭ(модуль "Основы православной культуры") 4 класс на тему "Заповеди"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Технологическая карта по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") 4 класс на тему "Заповеди"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapovedi_1_tehkarta.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга
Урок ОРКСЭ. Десять заповедей (1часть)
Модуль: Основы православной культуры.
Загороднева Маргарита Александровна,
первая квалификационная категории,
учитель ОРКСЭ
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка
Данный урок разработан на основе рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры)» для обучающихся 4 класса, которая является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС начального общего образования (АООП ФГОС НОО).
Программа составлена на основе авторской рабочей программы по Основам православной культуры А. А. Кураева (Просвещение, 2010).
Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект (УМК, автор-составитель Т.А. Берсенева), который состоит из методического пособия и DVD-диска для учителя, а также рабочей тетради на печатной основе (две части) для обучающихся.
Разработанный УМК одобрен кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.
Класс: 4, урок 9.
Технологическая карта урока
Тема урока: Десять заповедей (1 часть) | ||
Тип урока: урок открытия нового знания. | ||
Цель урока: формирование представления об основаниях, по которым можно различать добро и зло, о Библейских заповедях. | ||
Задачи: 1. Познакомить учащихся с 10 заповедями Бога, данными Моисею. 2. Создать условия для совершенствования личной ответственности за свои поступки на основе православного учения о заповедях Бог. 3. Обсудить с детьми поступки, которых можно назвать добрыми, плохими, лживыми, завистливыми. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: Уточнение понятия «заповедь». Понимание ответственности человека за свои поступки. | Метапредметные: Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, делать выводы, работать в группах. Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Личностные: Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов, обсуждения, наблюдения. |
Ресурсы урока: презентация, учебник А.В. Кураева Основы православной культуры, раздаточный материал, словари. | ||
Ход урока | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |
Мотивация к деятельности | ||
1. Организация начала урока. СЛАЙД 1 - Проверим готовность к уроку. - Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества, закрепим имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое. Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение. | Определяют готовность к уроку. | |
Актуализация необходимых знаний | ||
- Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир по-другому, называется – природа. У природы есть свои законы, правила, по которым она живет? - Какие? - А что будет, если эти законы нарушатся и не будут соблюдаться? - Человек – это часть природы. Человечество – все люди, живущие на земле. У людей есть свои законы, свои правила жизни? - Какие законы и правила жизни человека вы знаете? - Как должны люди относиться друг к другу? - Ребята, попытайтесь сформулировать правила, чтобы помочь людям организовать их совместную жизнь, чтобы в обществе был порядок. - Вы назвали много различных правил, которые люди должны соблюдать по отношении друг к другу. - Как мы отличаем добрые дела от злых? - Зачем Бог дал нам совесть? - Как вы думаете, в древности были свои правила и законы? - Сегодня на уроке мы поговорим с вами о тех законах, которые люди в древности получили от Бога. | -Да, есть свои правила и законы -Смена времен года, круговорот воды в природе, земля вращается вокруг солнца, мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит и многие другие. -Ученики высказывают предположения о том, какие могут быть последствия. Общий вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа. -Да, есть. -Правила для учащихся, правила этикета, законы страны. -Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу и т.п. Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. - Отличаем добрые дела от злых с помощью нравственного закона, который называем совестью. -Бог дал нам внутренний нравственный закон, дал нам совесть, чтобы защитить и уберечь нас на жизненном пути. Анализируют, высказывают свои предположения. | |
Организация познавательной деятельности | ||
1. Словарная работа -У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Мы, к сожалению, не всегда различаем, что хорошо, а что плохо. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Бог дает в дополнение к внутреннему закону внешний закон – заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. СЛАЙД 2-3 Работа со словарем: -Ребята, как вы понимаете слово «заповедь»? -Давайте найдем определение слова «заповедь» в толковом словаре. Прочитайте его. Толковый словарь Ожегова С.И. заповедь 1. изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание Заповедь - религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. - Выделите главные слова в этом определении 2. Изучение нового материала - Откроем учебник с. 58. Прочитаем второй и третий абзацы. СЛАЙД 4 - Заполните таблицу, которая лежит у вас на парте. (Приложение 1) - Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея? Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой. Эти шесть заповедей мы рассмотрим более подробно. СЛАЙД 5-6 3.Исследовательская работа с текстом. СЛАЙД 7 - А сейчас мы прочитаем, разберём и дополним данные в таблицу. (Чтение заповедей в учебнике (об отношении человека к человеку) с остановками на заповеди и в ходе беседы заполнение таблицы (листок на парте) (Приложение 2) Физминутка -Доброе утро! - птицы запели. Добрые люди встают с постели ; Прячется вся темнота по углам, Солнце вошло и идет по делам! 4.Закрепление изученного материала - Задание 1. Какая заповедь нарушена? СЛАЙД 8-9 -Задание 2. По пословицам определите, о какой заповеди сказано? СЛАЙД 10 Шила в мешке не утаишь. Кто сам врет, другим не верит. И собой не хвалюсь и людей не хаю. Лучше по миру сбирать, чем чужое брать. Знает кошка, чье мясо съела. Легко добыто, легко и прожито. Худой мир лучше доброй драки. Не убьешь словом, да опозоришь. Не бранись: не чисто во рту будет. Не коси глаз на чужой квас. В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется. Кто чужого желает, скоро свое потеряет. Друг познается в несчастии. Любишь розу, так терпи шипы. С виду хорош, а продаст за грош. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. Почитай учителя как родителя. | Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Анализируют, высказывают свои предположения. (Заповеди – это… (законы, правила, обязанности христианской жизни). Читают определение в словаре. - Религиозное предписание, моральная норма. Читают текст. Заполняют таблицу. Работают с текстом учебника стр. 58-60. Находят ответы на вопросы и заполняют таблицу. Дети машут руками Показывают, как просыпаются, подтягиваются Разбегаются, прячутся за стулом Возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте. Отвечают на вопросы.( 5-я. Почитай отца твоего и мать твою. Неуважение к учителю. 6-я. Не убивай. Обижает девочку. 8-я. Не кради. Срывают урок, крадут время и возможность получить знания.) - 9-я. Не лги. -8-я. Не кради. -6-я. Не убивай. -10-я. Не завидуй. -7-я. Не прелюбодействуй. -5-я. Почитай отца твоего и мать твою. | |
Рефлексия деятельности | ||
Итог. - Назовите имя пророка, получившего заповеди - Как называются каменные доски, на которых были записаны заповеди? -В какой книге записаны заповеди? - Сколько всего заповедей дал Бог человеку? - Гора, на которой Моисею были даны заповеди. - Как называются правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло? Рефлексия. - Какие заповеди вам были известны? - О каких вы узнали на этом уроке? - Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем? - Понравилось ли вам выполнение заданий на уроке? Каких? - Что показалось наиболее трудным? - Что было самым интересным? - Как вы думаете, зачем нужно соблюдать заповеди? Что будет , если люди не будут их придерживаться? - Да, ребята. Представим мир как игру в футбол. Если каждый игрок будет играть по своим правилам, то получится игра? - Все верно. Мы живем в обществе. И чтобы жить в нем дружно и мирно, необходимо соблюдать определенные правила – заповеди. Иначе в мире наступит беспорядок и хаос. СЛАЙД 11 - Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. | - Пророка, получившего заповеди звали Моисей. - Каменные доски, на которых были записаны заповеди называются скрижали - Заповеди записаны в Библии. -Всего Бог дал человеку 10 заповедей. Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой. - Гора Синаи - Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло, называются заповеди Анализируют, высказывают свои предположения - Если не соблюдать заповеди, в мире наступит беспорядок. Каждый будет делать, что хочет. -Нет. Так как не будет единых правил. |
Список литературы
1. Амбарцумов Ф. Н. Основы православия. Пособие Детской миссии
2.Кураев А. В. Основы православной культуры. Учебник для 4-5 классов. М.: «Просвещение» 2012. – 95с.
3. Священник Алексей Мороз, Берсенева Т. А. Добрые уроки наставления. СПб. : «Сатисъ» 2010.- 239 с.
4. Священник Тимофей, Берсенева Т. А. Уроки о здоровье и добродетели.
М.: «Паломник» 1999. – 111
Приложение 1
Кто? | Когда? | Где? | Зачем? | Что? |
Приложение 2
Заповедь | От чего предостерегает заповедь? | Как советует поступить любящее сердце? |
От убийства, от ненависти к другим людям | Нужно быть милосердным, не агрессивным, «не рубить с плеча» | |
«Не кради» | От воровства; и убийца, и вор бесчеловечны | |
«Не лги» | Бога не обманешь | |
«Не завидуй» | От зависти, зависть мешает радости |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс
Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...
Технологические карты к курсу "Основы православной культуры"
Методическое пособие к урокам православной культуры по программе А.В. Бородиной "Основы православной культуры" для учащихся 1 - 4 классов....
Технологическая карта урока "Войдём в православный храм".
Технологическая карта урока....
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4....
Технологическая карта к уроку «Основы православной культуры» по теме : «Милосердие и сострадание»
Цель урока: Обучающиеся знакомятся с православным значением слов «милосердие» и «сострадание». Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основны...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)
Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...