Технологическая карта к уроку «Основы православной культуры» по теме : «Милосердие и сострадание»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Никольская Наталья Викторовна

Цель урока:

Обучающиеся  знакомятся с православным значением слов «милосердие» и «сострадание».

 

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

 

 

Планируемые предметные результаты:  познакомить с этимологией и смыслом слов «милосердие», «сострадание»; осознать суть христианского отношения к ближнему.

 

 

Планируемые метапредметные результаты:

  • познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

 

Планируемые личностные результаты: воспитывать у обучающихся чувства гуманного отношения к людям, любви, милосердия и сострадания; подвести детей к мысли, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_miloserdie_nikolskaya_n.v.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Этап

 урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Время

Формируемые УУД обучающихся

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Мотивационно-ориентировочный этап урока

1

2.

Организационный момент

Проверка домашнее

го задания

1. «Век живи, век учись»

 -Ребята, на доске план нашего урока. В  пословицах и поговорках от отца к сыну, от деда к внуку  передавал народ  заветные правила жизни.

-Нарушение правил осуждалось и являлось грехом.  А что такое грех?

-Как различать добро и зло в своих поступках?

-Народная мудрость гласит: «Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрёшься». Как понимаете эту пословицу? Как прожить жизнь, не совершая  греха?

Вступительное слово учителя.

Задает обучающимся наводящие вопросы.

Обучающиеся знакомятся с планом урока.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

 -Жить по заповедям, данными нам Богом.

2

Прогнозирование своей деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

Обогащение  духовного  мира детей россыпями народного слова.

3

4.

Вводная беседа.

Актуализация знаний.

Физкультминутка

2. «Ум хорошо, а два лучше»

-Для вас  я приготовила пословицы, но  все слова в них перепутались. Попробуйте в парах собрать пословицу  и подумать, к какой заповеди она может относится, а три  ученика по теме «Заповеди» поработают самостоятельно с  карточками.

.

-«Лучше  со грехом жить, чем разбогатеть бедняком» (« Не кради»);

 -«Нечего правду гневить, Бога  надо говорить («Не лги»);

- «Потеряешь лишнего – последнее пожелаешь» («Не завидуй»);

-«Почитает, тот не погибает вовеки кто родителей» («Почитай отца и матерь свою»);

 -«На месте вся семья,  так и душа вместе» («Не прелюбодействуй»);

-Проверьте и оцените свою работу.

-Попробуйте одной мыслью обобщить содержание всех заповедей?

3. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

- А к какой бы заповеди вы отнесли этот фрагмент?

Просмотр притчи «Отец и сын»

-Как вы думаете, любит ли отец сына? А сын отца? Простит  ли отец сына за такой поступок?

 -Только ли к отцу и матери мы должны  относится с любовью? Какими ещё словами можно назвать готовность помочь или простить кого-нибудь?

- Ребята, как вы думаете, какие из этих понятий  будут сегодня темой нашего разговора, если  речь идёт о бескорыстной помощи и добрых делах во благо человека?

-Чеи милосердие отличается от дружбы?

-Определим  задачи урока.

 4.«Делу - время,  потехе - час»      

-Проверим, кто из вас сможет помочь маме испечь кулич к празднику Пасхи.

-Встаньте, хлопните в ладоши, если этот продукт не подходит для кулича.

«Я в кулич кладу корицу,

Мёд туда же будет литься,

Ванилина порошок

И овса большой мешок.

Огурцов насыплю я.

А вот бабушка моя

Сыпала туда муку,

Яйца будут наверху.

В куличе нужна вода,

Ром туда кладу всегда.

А ещё изюм, цукаты,

Гвозди, молотки, лопаты.

Творог, масло, простоквашу,

А ещё молитву нашу.

Соль и сахар, и цемент.

И кулич готов в момент!

Перед  работой в парах обучающимся  раздаются карточки с индивидуальными заданиями, а также Лист контроля.

Учитель, в процессе работы обучающихся, оказывает помощь каждой паре по мере необходимости.

Проверка выполнения задания с помощью (обратной связи) -ПК

Наглядный метод

ЭОР – СД

Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Вместе с учениками определяет цель урока.  

Заполнение таблицы на доске.

Знали

Хотим узнать

Узнали

Любовь

добро

Милосердие

Сострадание

Индивидуальная работа.

Выполнение заданий по карточкам (3 человека). Знакомство с Листом контроля, уточнение критериев оценки.

Работа в парах

Вывод:

-Чем больше отдам себя другим людям, тем больше благ приобретет моя душа. Содержи душу в чистоте. Старайся жить без греха.

-«Почитай отца и матерь свою»

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

 -Что такое милосердие, сострадание?

Зачем нужно быть милосердным?

5

7

2

Поиск и выделение необходимой информации.

Развитие логических УУД: анализ, обобщение, сравнение.

Развитие внимания

Прогнозирование своей деятельности.

Постановка цели учебной задачи.

Развитие речи обучающихся

Операционно-исполнительский этап урока

5

Открытие нового знания.

5. «Красна речь с притчею»

1. -Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?».

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

-Попробуйте и вы, работая в группах, найти в ней значение интересующих нас понятий, которые мы зафиксируем в виде кластера.

-«На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит? А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение. Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему».

  -Расскажите, что у вас получилось?

- Молодцы! Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, кто нуждается в твоей помощи. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!» Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

3) Запишем новые понятия в наш Православный словарик.

Комментирует,  направляет работу учащихся.

Проверка работы в группах.

 

.-Моя семья и мои друзья. Это и есть мои ближние (близкие)».

Ребята работают в группах: распределяют роли, слушают выразительное чтение товарища, анализируют текст, составляют кластер

Каждая группа представляет свой кластер

КЛАСТЕР:

Милосердие

- милое сердце – бескорыстная помощь ближнему – сострадание –

-милостыня-

любовь к человеку

Обучающиеся  ведут

Тетради по ОПК и Православный словарик (В течение учебного года идёт Конкурс на лучшую тетрадь по ОПК)

12

Развитие логических УУД: анализ, обобщение, сравнение.

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог

Воспитание аккуратности, развитие творчества

6

Закрепление изученного на уроке.

6. «Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить»

1)Просмотр и обсуждение  презентации  «Милосердие и сострадание»

2) -Какие акции милосердия вы знаете или принимали в них участие?

- В условиях современного общества всё чаще встречаются люди, готовые совершенно бескорыстно потратить несколько часов  на доброе дело. Таких людей называют – волонтёры.  

-Какую акцию можно провести в классе, чтобы помочь детям детского дома?

-Предложите свой вариант помощи престарелым людям.

2) А я предлагаю желающим ребятам поучаствовать в проекте « Подарки  к Рождеству» - сделать поделку своими руками и подарить первокласснику.

Метод обучения – наблюдение. Учащиеся получают информацию в виде рассказа учителя  с использованием ИКТ

5

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают  ответы обучающихся.

Рефлексивно-оценочный этап урока

7

Подведение

итогов урока.

Контроль полученных

 знаний.

Приём «Незаконченное предложение»

  1. -Наш урок подходит  к концу.

-Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

-Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в обществе?

-Что нового открыли вы сегодня для себя?

-Кого бы мы и за что сегодня похвалили?

 - Помогите мне, пожалуйста, закончить мысли:

- Больше всего я хочу…

 - Я могу…

 - Хорошо, что сегодня на уроке…

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.  

Вместе с учениками формулирует основные тезисы параграфа.

Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; оценивает работу детей

Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока, работая  с таблицей «Знали –Хотим  узнать – Узнали»

Знали

Хотим узнать

Узнали

Любовь

добро

Милосердие

Сострадание

Чтобы стать милосердным нужно быть внимательным к людям, оказывать им помощь, сотрадать.

5

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

8

Домашнее

задание.

7. «Дома и стены помогают»

1) –Прочитайте и обсудите дома с родителями статью в учебнике на с 42-45;

2) Выполните задания электронного приложения к учебнику по теме.

8. «Кончил дело – гуляй смело!»

- Все молодцы! Спасибо за урок!

Задает домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание

2

Воспитание трудолюбия

ПРИЛОЖЕНИЕ

А)Карточки для индивидуальной работы:

1.Заполни таблицу:

Плохой поступок (грех)

Как можно его исправить?

2. Заполни таблицу:

Заповедь

Что нужно делать, чтобы претворить её в жизнь?

3. Заполни таблицу:

Болезнь души

Рецепт для лечения души

Зависть

Ложь

Воровство

Б) ПОСЛОВИЦЫ для работы в парах:

- «Лучше  жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»

 - «Нечего Бога гневить, надо правду говорить» 

- «Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь»

 - «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»

- «Вся семья вместе, так и душа на месте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"

Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...

Технологические карты к курсу "Основы православной культуры"

Методическое пособие к урокам православной культуры по программе А.В. Бородиной  "Основы православной культуры" для учащихся 1 - 4 классов....

урок по курсу"Основы православной культуры " по теме- Милосердие и сострадание

Разработка урока по Основам Духовно-нравственного культуры  народов России ,  блок Основы православной культуры, урок № 12....

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Милосердие и сострадание"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Милосердие и сострадание"...

Фрагмент урока по модулю "Основы православной культуры" по теме "Милосердие и сострадание"

В данномматериалае представлен фрагмент урока по организации работы с притчей по теме "Милосердие и сострадание"...

Конспект урока по православной культуре на тему"Милосердие и сострадание"

Конспект урока по православной культуре на тему"Милосердие и сострадание"...

Технологическая карта урока Основы православной культуры по теме «Подвиг»

Технологическая карта урока Основ православной культуры по теме "Подвиг"...