Технологическая карта урока по ОРКСЭ Основы светской этики "Чувство Родины" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Котлова Елена Анатольевна

Технолдогическая карта урока ОРКСЭ по модулю Основы светской этики Тема "Чувство Родины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvstvo_rodiny.docx64.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ОРКСЭ  модудь «Основы светской этики»

Ф.И.О.учителя

Котлова Елена Анатольевна

Район, ОУ

Московский, ГБОУ школа № 525

Используемый УМК

«Школа России»

Предмет

ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Тема

Чувство Родины

Основные понятия

Родина, Отчизна, родное, род

Педагогическая цель

Раскрыть значение Отечества для каждого человека, учить любить и уважать свою Родину.

Задачи

Образовательные:

- изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Развивающие:

-  Развивать познавательный интерес к предмету;

-  развивать память, интерес к знаниям о родном городе, крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.

Планируемые результаты

Предметные:

Знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна»

• знание правил дружбы;

Личностные:

• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Крыма, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

• умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные:

• адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ресурсы урока

 Учебник по ОРКСЭ / А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, тетради

Ход урока

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап. (1-2 мин)

 Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. Проверить готовность к уроку

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке        

 Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.

Положите руку на сердце и повторяйте за мной:

Настраиваются на предстоящую работу в классе        

Я есть любовь,

Я есть воля,

Я есть сила,

Я есть добро,

Я есть всё прекрасное.

Я есть Человек,

Всё зависит от меня,

Всё в моих руках.

Личностные: 

смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Этап проверки домашнего задания. (4-5 мин)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Проводит опрос учащихся по пройденному материалу 1)Беседа

1)- На прошлом уроке мы сидели и размышляли в тени раскидистого дуба.

-Почему Дуб привлекал к себе всё живое?

- В чём Дуб видел смысл своей жизни?

- Чему можно научиться у природы?

2)Фронтальная работа

- Давайте проверим, как вы справились с заданием закончить предложения в тетради.
- Когда я на природе, то…

 

- Когда я прихожу в лес, я помню, что

- Когда я оказываюсь на лугу, я …

- Когда я собираю ягоды и грибы, то …

В итоге можно сказать, что природа это

3) У вас было задание нарисовать свой любимый уголок и подобрать к нему стихотворение.

Учитель:

Вы поняли значение внимательного и заботливого отношения к природе и её обитателям. Ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. Таковы законы добра в этическом смысле. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

        

Отвечают на вопросы учителя  

Проверяют правильность выполнения домашнего задания

Предполагаемые ответы детей:

 - любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.

- нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.

-  не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.

-не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю

незрелые ягоды. Не ломаю ветки.

Волшебные двери к добру и доверию

 Дети представляют свои работы

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные:

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин)

 Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление о Родине, а так же о синонимах слова «Родина», о понятии «Малая Родина». Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

Поддерживает активность, интерес и инерцию движения в работе над новым материалом        

- Давайте прослушаем песню «Наш край» (звучит песня «Наш край», музыка:Кабалевский Д., слова: Пришельц А.)

Учитель

Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы детей)

- Правильно, Родина!

- Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить? (Ответы детей)

- Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.

Тема нашего урока: «Чувство Родины», а эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”

Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»

- Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»?

- Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»?

 Работа у доски

Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова

- А какие синонимы подойдут к слову «Родина»?

- Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна»

- Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?

(На доске плакат со словами Вольтера)

А что значит «малая родина»?

Работа в группах

-Каждой группе даются слова Пословиц о Родине. Ваша задача: собрать из разрозненных слов пословицу  и объяснить ее значение:

1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

2. Где сосна взросла, там она и красна»

3. Родная земля и в горсти мила.

- Какую главную мысль выражают эти пословицы? 

Формулируют проблему, принимают цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия        

 

.

Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать

Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.

Р - родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.

Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.

И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

Н –  ненаглядная, необъятная и т.д.

А – активная, актуальная,

Предполагаемые ответы детей: родной край, Отечество, Отчизна

Отчество, отец, отчий.

Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.

Ответы детей

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.

Составляют пословицу из слов

Судьба и Родина едины

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

  1. Физминутка

Цель этапа. Создать условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания.

Организовывает проведение физкультминутки  

        

Повторяют упражнения за героями презентации          

Познавательные:

восприятие информации на слух

Личностные:

установка на здоровьесбережение

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

контролировать свои действия в коллективной работе

  1. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин)

 Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки.

Организует выполнение творческого задания  

Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.

- Составьте синквейн по теме нашего разговора: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное. Предложение.

Итак, ребята, Родина - это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, летящая в космос, и птицы, летящие на юг. Это культура и имена людей и великие открытия, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами.

Упражнение «Снежинка»

Сейчас мы с вами выполним одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте инструкцию:

  • - сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,
  • - сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, затем еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.
  • - Что мы видим? У всех листы получились разные. 

Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках,  национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Только вместе нам под силу строить дальнейшую жизнь России, как сильного демократического государства.

  Выполняют задание 

Составляют синквейн

Пример синквейна

Отчизна, Отечество, Родина, родная, любимая. Я люблю свою Родину.

Выполняют по инструкции учителя

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

 Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Объяснят домашнее задание с элементами выбора и творчества 

Задание по выбору учащихся

  1. Выполнить коллаж по теме «Моя малая Родина»
  2. Написать сочинение на тему «Что может сделать моя семья для своей Родины»
  3. О чем тебе говорит понятие «патриотизм»?        

Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов        

 

Познавательные:

определение основной и второстепенной информации

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

использование критериев для обоснования своего суждения

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока

Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

На столе у каждого из вас лежат сердечки. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я буду стараться для своей Родины…».

 (На доске плакат с контурами границ  России)

«Cердечки»  прикрепляем на доску в виде большого сердца в центре плаката.)

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат

Заполняют сердечки.

Примерные ответы детей: «Я буду стараться для своей Родины беречь природу». И т.д

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс

Урок по новому предмету в рамках ФГОС....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Технологические карты к 4 урокам курса ОРКСЭ. Основы светской этики,4 класс.

В данном проекте даны технологические карты к 4 урокам курса" ОРКСЭ. Основы светской этики "(4 класс). Темы уроков:" Россия-наша Родина"," Добро и зло", "Стыд,вина,извинение","Совесть"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики.

В материале представлена технологическая карта урока и методический материал к уроку светской этики по теме: "Дружба"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"

Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...