Технологическая карта урока по ОРКСЭ Основы светской этики "Чувство Родины" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Технолдогическая карта урока ОРКСЭ по модулю Основы светской этики Тема "Чувство Родины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuvstvo_rodiny.docx | 64.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по ОРКСЭ модудь «Основы светской этики»
Ф.И.О.учителя | Котлова Елена Анатольевна |
Район, ОУ | Московский, ГБОУ школа № 525 |
Используемый УМК | «Школа России» |
Предмет | ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» |
Тема | Чувство Родины |
Основные понятия | Родина, Отчизна, родное, род |
Педагогическая цель | Раскрыть значение Отечества для каждого человека, учить любить и уважать свою Родину. |
Задачи | Образовательные: - изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики. Развивающие: - Развивать познавательный интерес к предмету; - развивать память, интерес к знаниям о родном городе, крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами. Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным. |
Планируемые результаты Предметные: | • Знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна» • знание правил дружбы; |
Личностные: | • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Крыма, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; • умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве. |
Метапредметные: | • адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач; • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Ресурсы урока | Учебник по ОРКСЭ / А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, тетради |
Ход урока
Содержание этапов урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. Проверить готовность к уроку | ||
Создает эмоциональный настрой на работу на уроке Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Положите руку на сердце и повторяйте за мной: | Настраиваются на предстоящую работу в классе Я есть любовь, Я есть воля, Я есть сила, Я есть добро, Я есть всё прекрасное. Я есть Человек, Всё зависит от меня, Всё в моих руках. | Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть…) Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | ||
Проводит опрос учащихся по пройденному материалу 1)Беседа 1)- На прошлом уроке мы сидели и размышляли в тени раскидистого дуба. -Почему Дуб привлекал к себе всё живое? - В чём Дуб видел смысл своей жизни? - Чему можно научиться у природы? 2)Фронтальная работа - Давайте проверим, как вы справились с заданием закончить предложения в тетради.
- Когда я прихожу в лес, я помню, что - Когда я оказываюсь на лугу, я … - Когда я собираю ягоды и грибы, то … В итоге можно сказать, что природа это … 3) У вас было задание нарисовать свой любимый уголок и подобрать к нему стихотворение. Учитель: Вы поняли значение внимательного и заботливого отношения к природе и её обитателям. Ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. Таковы законы добра в этическом смысле. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.
| Отвечают на вопросы учителя Проверяют правильность выполнения домашнего задания Предполагаемые ответы детей: - любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту. - нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту. - не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав. -не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки. Волшебные двери к добру и доверию Дети представляют свои работы | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: понимание нравственного содержания поступков окружающих людей Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление о Родине, а так же о синонимах слова «Родина», о понятии «Малая Родина». Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний. | ||
Поддерживает активность, интерес и инерцию движения в работе над новым материалом - Давайте прослушаем песню «Наш край» (звучит песня «Наш край», музыка:Кабалевский Д., слова: Пришельц А.) Учитель Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы детей) - Правильно, Родина! - Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить? (Ответы детей) - Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине. Тема нашего урока: «Чувство Родины», а эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину” Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей) Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина» - Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? - Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? Работа у доски Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова - А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? - Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна» - Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»? (На доске плакат со словами Вольтера) А что значит «малая родина»? Работа в группах -Каждой группе даются слова Пословиц о Родине. Ваша задача: собрать из разрозненных слов пословицу и объяснить ее значение: 1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. 2. Где сосна взросла, там она и красна» 3. Родная земля и в горсти мила. - Какую главную мысль выражают эти пословицы? | Формулируют проблему, принимают цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия
. Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами. Р - родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д. О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д. Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д. И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д. Н – ненаглядная, необъятная и т.д. А – активная, актуальная, Предполагаемые ответы детей: родной край, Отечество, Отчизна Отчество, отец, отчий. Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом. Ответы детей Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины. Составляют пословицу из слов Судьба и Родина едины | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Цель этапа. Создать условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания. | ||
Организовывает проведение физкультминутки
| Повторяют упражнения за героями презентации | Познавательные: восприятие информации на слух Личностные: установка на здоровьесбережение Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе |
Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки. | ||
Организует выполнение творческого задания Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях. - Составьте синквейн по теме нашего разговора: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное. Предложение. Итак, ребята, Родина - это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, летящая в космос, и птицы, летящие на юг. Это культура и имена людей и великие открытия, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами. Упражнение «Снежинка» Сейчас мы с вами выполним одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте инструкцию:
Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Только вместе нам под силу строить дальнейшую жизнь России, как сильного демократического государства. | Выполняют задание Составляют синквейн Пример синквейна Отчизна, Отечество, Родина, родная, любимая. Я люблю свою Родину. Выполняют по инструкции учителя | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации |
Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения. | ||
Объяснят домашнее задание с элементами выбора и творчества Задание по выбору учащихся
| Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов
| Познавательные: определение основной и второстепенной информации Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения |
Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | ||
Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины. А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны? На столе у каждого из вас лежат сердечки. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я буду стараться для своей Родины…». (На доске плакат с контурами границ России) «Cердечки» прикрепляем на доску в виде большого сердца в центре плаката.) | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат Заполняют сердечки. Примерные ответы детей: «Я буду стараться для своей Родины беречь природу». И т.д | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс
Урок по новому предмету в рамках ФГОС....
Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.
Технологические карты пяти уроков в 4 классе....
КТП ОРКСЭ "Основы светской этикт" 4 класс по учебнику «Основы религиозных культур и светской этики» А.И.Шемшуриной
КТП по ОРКСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" А.И.Шемшуриной...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Технологические карты к 4 урокам курса ОРКСЭ. Основы светской этики,4 класс.
В данном проекте даны технологические карты к 4 урокам курса" ОРКСЭ. Основы светской этики "(4 класс). Темы уроков:" Россия-наша Родина"," Добро и зло", "Стыд,вина,извинение","Совесть"....
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики.
В материале представлена технологическая карта урока и методический материал к уроку светской этики по теме: "Дружба"....
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"
Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...