КТП ОРКСЭ "Основы светской этикт" 4 класс по учебнику «Основы религиозных культур и светской этики» А.И.Шемшуриной
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Кузнецова Елена Александровна

КТП по ОРКСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" А.И.Шемшуриной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetskaya_etika.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по «ОРКСЭ» составлена на основе программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.И.Шемшуриной, для общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Министерством образования РФ 2010г, с учётом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Составлена для  4  класса  на  2014-2015учебный год

В УМК включены: А.И.Шемшурина  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» « Основы религиозных культур и светской этики»: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2013г

Цель  учебного курса:

 - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному и нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 

  Задачи курса:

  •   знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтичной и многоконфессиональной  среде на основе взаимопонимания и диалога во имя общественного мира и согласия.

Требования к результатам освоения курса

«Основы религиозных культур и светской этики» учащимися.

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  •  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  •  воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  •  наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Требования к метапредметным результатам:

  •  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Учебно-методическое  обеспечение образовательного процесса

Список  основной  литературы

А.И.Шемшурина Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.. Учебник для 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература:

Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.

Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.

Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

Остер Г. Вредные советы. М., 1998

Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

Учебно-тематическое планирование

Учебный модуль «Основы светской этики»

Разделы программы, темы

Количество часов

 Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека

1

Этикет общения.

4

Этикет

4

Этика человеческих отношений

4

Этика отношений в коллективе

4

Простые нравственные истины

4

Душа обязана трудиться

4

Посеешь поступок – пожнешь характер

4

Судьба и Родина - едины

5

Итого

34

Количество часов всего: 34

Количество часов в  неделю: 1


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Название темы

Стр.

Тип учебного занятия

1

02.09

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.

С.4-8

ИНМ

2

10.09

Добрым жить на белом свете веселей.

С.10-115

ИНМ

3

17.09

Правила общения для всех.

С. 16-19

ИНМ

4

24.09

От добрых правил – добрые слова и поступки.

С. 20 - 23

ИНМ

5

01.10

Каждый интересен.   Обобщение знаний по разделу «Этика общения»

С.24-28

ИНМ, ОСМ

6

08.10

Премудрости этикета.

С. 30-33

ИНМ

7

Красота этикета.

С.34-37

ИНМ

8

Простые школьные и домашние правила.

С. 38-41

ИНМ

9

Чистый ручеёк нашей речи. Обобщение знаний по разделу «Этикет»

С. 42-46

ИНМ, ОСМ

10

В развитии добрых чувств – творение души.

С. 48-51

ИНМ

11

Природа – волшебные двери к добру и доверию. НРК

С. 52-55

ИНМ

12

Чувство Родины. НРК

С.56-59

ИНМ

13

Жизнь протекает среди людей. Обобщение знаний по разделу «Этика человеческих отношений»

С.60-62

ИНМ, ОСМ

14

Чтобы быть коллективом.

С. 64-67

ИНМ

15

Коллектив начинается с меня.

С.68-69

ИНМ

16

Мой класс – мои друзья.

С. 70-74

ИНМ,  УКЗП

17

Ежели душевны вы и  к этике не глухи.   Обобщение знаний по разделу «Этика отношений в коллективе»

С.76-80

ИНМ, ОСМ

18

Жизнь священна.

С.82-85

ИНМ

19

Человек рожден для добра.

С.86-89

ИНМ

20

Милосердие – закон жизни.

С. 90-93

ИНМ

21

Жить во благо себе и другим.   Обобщение знаний по разделу «Простые нравственные истины»

С. 94-98

ИНМ, ОСМ

22

Следовать нравственной установке

С.100 - 103

ИНМ

23

Достойно жить среди людей.

С.104-109

ИНМ

24

Умение понять и простить.

С.110-115

ИНМ,  ЗПЗ

25

Простая этика поступков.  Обобщение знаний по разделу «Душа обязана трудиться».

С. 116-120

ИНМ, ОСМ

26

Общение и источники преодоления обид.

С.122-125

ИНМ

27

Ростки нравственного опыта поведения.

С. 126-129

ИНМ

28

Доброте сопутствует терпение.

С. 130-133

ИНМ

29

Действуй с приставкой «СО».  Обобщение знаний по разделу

С. 134-138

ИНМ, ОСМ

30

С чего начинается Родина… НРК

С.140-143

ИНМ

31

В тебе рождается патриот и гражданин.

С. 144-145

ИНМ

32

Человек – чело века.

С.150-153

ИНМ

33

Слово, обращенное к себе.  Обобщение знаний по разделу «Судьба и родина едины».

С.154

ИНМ, ОСМ

34

Обобщение. Итоговый урок.

С. 155-157

УКПЗ

ИНМ- изучение нового материала,  

ЗПЗ- закрепление первичных знаний,  

УКЗП- урок комплексного применения знаний,

ОСМ- урок обобщения и систематизация знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Тема: Справедливость и милосердие

Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Тема: Справедливость и милосердиеЦели: 1-я линия развития личности:Анализировать  и  объяснять п...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"

       Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...

Материалы для ознакомления родителей учащихся 4 классов с курсом «Основы религиозных культур и светской этики».

Материалы для ознакомления родителей учащихся 4 классов с курсом «Основы религиозных культур и светской этики». Позволяет родителям сделать выбор модуля для преподавания в конкретном классе.Курс...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», УМК «Основы религиозной культуры и светской этики» издательство «Просвещение» Шемшурин А.И.-7-е изд., 4 класс

Цель урока: формирование знаний о значимости природы как источника жизни в соответствии с нравственными вопросами;Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Способствовать раскрытию смысла выраже...

Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...