разработка урока ОРКСЭ по теме Икона
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Гулькевичский район х. Тельман
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 х.Тельман
муниципального образования Гулькевичский район
имени Героя Советского Союза В.И.Ермолаева
УРОК ОРКСЭ
ИКОНА
4 КЛАСС
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
УЧИТЕЛЬ ОРКСЭ
МБОУ СОШ № 6 ИМ. В. И. ЕРМОЛАЕВА
БУГАЕВА ЛАРИСА ИГОРЕВНА
2020 ГОД
Тема урока: ИКОНА
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование понимания значения икон для христиан.
Ключевые понятия: икона, образ, нимб, молитва перед иконой.
Планируемые результаты урока:
Личностные: обладают знаниями о ценности культурных достижений и
необходимости бережного отношения к ним.
Предметные: представление о понятиях « Икона», молитва «перед иконой», «ценность».
Метапредметные: получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников, постановки учебной задачи, навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, навыки слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока.
Материалы к уроку:
- Мультимедиапроектор, компьютер.
- Карточки «Отличия иконы».
- Учебник «Основы православной культуры».
- Презентация.
В ходе урока учащиеся узнают:
- Что такое икона.
- Кого изображали на иконах.
- Отличие иконы от живописной картины.
- Икона – святыня, культурная и историческая ценность.
Этапы урока |
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. |
2. Проверка домашнего задания. - Ребята, а где мы можем встретиться с богом? - Для чего и почему люди идут в храм? Посмотрите, пожалуйста, на слайды № 2-3 Определите, на каком фото изображен храм? (среди всех изображений есть фото часовни нашего хутора) |
3. Актуализация опорных знаний и введение в новую тему. - Я предлагаю вам посмотреть видеоролик, который приготовила Алена со своей мамой, и определить тему сегодняшнего урока. (Икона) Видеоролик - Что вы знаете об иконах? - Что хотели бы узнать? |
4. Изучение нового материала. 1) Постановка задачи урока. - А где мы можем получить информацию об иконах? А еще мы можем узнать об иконах в таких святых местах как церковь, храм, часовня. Сегодня у нас необычный урок. При определении храмов вы заметили фото нашей часовни, это неспроста! Сейчас мы с вами отправимся в часовню, где вы познакомитесь с некоторыми иконами, которые там находятся. Идем в часовню. 2) Слово учителя -Ребята, мы находимся у часовни, которую в 2007 году построил Козин Николай Васильевич. Он родился, провёл детство и юность в нашем хуторе, а сейчас проживает в Москве. Давайте вспомним, как необходимо вести себя в таких местах (мальчики снимают головные уборы, вопросы задаются шепотом). Заходим в часовню. -Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное, изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение. -Перед нами икона Божией Матери Казанская. Её история тесно связана с судьбой Российского государства. Обретение произошло в г. Казани, на городском пепелище, по настоянию местной девочки. Ей во сне явилась Царица Небесная и наказала найти свой образ. Случилось это в 16 в. Чудеса стали совершаться сразу после того, как святыню перенесли в храм — прозрели двое слепцов. Местный архиерей Гермоген, впоследствии всероссийский Патриарх, составил повесть о чудесных явлениях. Казанской Богородицей благословляют молодых после венчания. -А вот Владимирская икона Божией Матери. Попала в Россию из Византии, как и многие другие чудотворные лики. Сначала находилась в женской обители недалеко от Киева, затем Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир (1115 г.), так и появилось название. Молятся об избавлении от недугов, о примирении с ближними. -Следующая икона – Святая Троица. Такая святыня должна находиться на почетном месте в любом доме, где есть крещеные люди. Господь — источник жизни, от Него зависит наше существование. Ежедневные молитвы читаются перед ликами, также любую просьбу можно адресовать Иисусу Христу, Богу Отцу или Духу Святому: об успехе добрых начинаний; о здоровье и благополучии близких; о решении то бытовых проблем; о прощении грехов и даровании спасения души. В виде трех Ангелов изображены ипостаси Всемогущего Бога. Рублев запечатлел Троицу в момент совета, где обсуждается план Искупления. В центре, по мнению отцов церкви, находится Отец, по левую сторону от молящихся — Сын, справа — Дух Святой. На столе чаша, где символически изображается искупительная Жертва. -Икона Преподобный Серафим Саровский. Известный старец земли русской, который при жизни удостоился визита Божией Матери. Не был образован, не составлял трудов и не говорил проповедей. Но все знали и любили батюшку Серафима. Мудрыми духовными очами он видел каждого посетителя насквозь. Но никогда не осуждал, а только наставлял добрым словом. Монах говорил, что цель человеческого бытия — обрести Духа Святого. Для этого главное постоянство и вера. Батюшка составил даже особое молитвенное правило для тех, кто тяжело трудится в продолжении дня. Сам же он общался с небесными жителями очень много, заступаясь за род людской. Когда старец был жив, многие искали у него поддержки и утешения. Так продолжается и после его отшествия в мир иной. Он поможет разогнать черноту отчаяния, обрести духовные силы, избавиться от тяжких искушений. Способен преподобный Серафим отогнать физические хвори. Помогает успешно вести торговые дела — но только тем людям, которые не стараются «надуть» ближнего. Изображается чудотворец в монашеских одеждах, это ряса, черная мантия. Седые волосы и борода, взгляд собранный, внимательный. В левой руке держит четки — непременный атрибут иноков. Правая рука приподнята в благословении. - Святитель Николай. Изображение старца в одеянии епископа можно увидеть в любом православном храме, так велика к нему народная любовь. В родном городе молодой священник был известен за свое доброе сердце. Он быстро откликался на любую беду, помогал каждому. Со временем его выбрали епископом. И тогда святитель продолжал заступаться за бедняков, неправедно осужденных. Строил храмы, нес людям Благую весть. На святом лике изображается старец с седыми волосами. Глаза его выражают одновременно и строгость, и милосердие. Епископ Мир Ликийских бережно держит Евангелие, правая рука посылает благословение молящимся. Николай Угодник поддерживает в любых добрых делах, но особо покровительствует морякам и тем, кто путешествует — недаром его лик часто помещают в автомобилях. Помогает удачно выдать замуж дочерей, прекратить раздоры, исцеляет недуги. -Ребята, а вы обратили внимание, что в часовне горят свечи? Свечи ставят за здравие живущих и за упокой усопших людей. Возьмите свечу и решите – за упокой или за здравие вы ее поставите. (Дети ставят свечи). Выходим из часовни и останавливаемся около мозаики Иисуса Христа. -Ребята, перед нами образ святого, выполненный в технике мозаики. Чье это изображение? (Иисуса Христа). -В нашем хуторе существует поверье, если прислониться к этому образу ладонью, щекой или лбом, и мысленно попросить святого о чем –либо, то это обязательно исполнится. Давайте и мы с вами попросим Иисуса Христа о добром, светлом, хорошем! (Дети подходят парами и загадывают желания). Возвращаемся в школу. |
3) Работа с учебником и раздаточным материалом (иллюстрации икон и картин). Работа в парах. - Рассмотрите изображения на вашем столе. Что их объединяет? Как можно назвать одним словом? - Какое изображение здесь лишнее и почему? -Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека, изобразить Божественный свет в душе. А картина для того, чтобы ею любоваться. Православные иконы пишутся по определенным правилам. Эти правила называются иконописным каноном. (Если дети затрудняются, обращаемся к учебнику с. 52-54) - Золотой фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней стеной комнаты. А в Евангелии Свет - это одно из имён Бога и одно из Его проявлений. Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». - Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? -Откуда исходит свет? -Верно, главная особенность икон в том, свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. - Найдите тень на иконе. Нет тени на иконе, в ней не осталось места для зла, нет тьмы. Все пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. Слайд 4. - Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого? - Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож?(на солнце) - А что даёт солнце всему живому? (жизнь, свет, тепло) - Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Слайд 5. -Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир. Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона сопутствовала христианину на протяжении всей жизни: от рождения до смерти. Ей встречали рождение и смерть, ей благословляли на свадьбу и в дальний путь, освещали новый дом и посевы. Слайд 6. - Иконы почитали в домах, отводя им передний угол, напротив входа, чтобы кланяться им сразу с порога. В царских палатах, купеческих домах устраивали особые комнаты – образные, где удалялись для молитвы перед иконами утром и вечером. В «красном углу» стояли не только Образы Иисуса Христа и Божьей Матери, но и почитаемых святых. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Слайд 7 |
5. Итог урока. - Справились мы с задачей урока? - Что такое икона? Что расскажете дома своим близким? - Что на уроке показалось интересным? - Захотелось ли побывать в храме и рассмотреть иконы? |
6.Домашнее задание Прочитать учебник с. 52-55, ответить на вопросы Творческая работа по выбору: рассказ «Иконы в нашем доме», презентация «Почитаемые иконы России», «Чудотворные иконы», фото «Именные иконы». |
7. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Мы сегодня заглянули в мир духовный. Окном в этот мир послужила икона. Оцените свои достижения на уроке. Покажите, с каким настроением уходите с урока (смайлики). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство"
Целью данного урока являются раскрытие ценностных понятий "честь" и "достоинство"....
Разработка урока ОРКСЭ по теме "Дружба"
При разработке урока использованны приемы технологии ТРКМ: синквеин,прием "Дерево предсказаний", прием "ключевые термины"...
Урок ОРКСЭ на тему "Икона"
урок по ОПК и ОРКСЭ на тему "Икона" составлен по ФГОС, имеется презентация, что позволяет сдела урок более привлекательным. Включает в себя групповую работу учащихся....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОРКСЭ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ» В 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» АВТОРЫ: А.Л. БЕГЛОВ, Е.В. САПЛИНА, Е.С. ТОКАРЕВА, А.А. ЯРЛЫКАПОВА
Данный урок по ОРКСЭ позволяет познакомить учащихся с тем, как в традиционных религиях России относятся к семье....
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"
Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....
Технологическая карта и презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Икона"
Технологическая карта и презентация к урроку ОРКСЭ по теме "Икона"...
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Икона" (4 класс)
Цель урока: Формирование знаний об иконе и её роли в православной культуре.Планируемые результаты:Предметные:1) определять различие картины и иконы;2) познакомиться с основными нормами светской ...