конспект урока Проповедь Христа
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект  урока  Православной  культуры.  Тема:  Проповедь  Христа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_-_konspekt_ur._propoved_hrista.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Проповедь Христа

Цель (образовательная): способствовать формированию представлений о  материальном  и  духовном  богатствах  человека, умений характеризовать понятие моральных  ценностей  и  классифицировать  их  виды, умений применять  знания  в  нестандартных  ситуациях.

Цель (метапредметная): формирование  у  учащихся  алгоритма  выбора  между  добром  и  злом.

Тип урока: изучение  и  первичное  закрепление  новых  знаний.

Планируемые результаты:

        Предметные:

Научатся  определять  потребность  и  ответственность  при  моральном  выборе;

Классифицировать  основные виды потребностей;

На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между материальным  и  духовным  богатством;

Научатся  понимать  важность  и  необходимость  умения  различать  добро  и  зло,  формировать  чувство  ответственности.

        Личностные:

Оценивают свою деятельность, достижения,

Характеризуют  эмоциональное состояние и чувства окружающих,

Строят свои взаимоотношения с их учетом.

        Метапредметные:

Ставить цель, решать учебную задачу, проблему, анализируют жизненные  ситуации (регулятивные);

Выявляют  признаки  объекта, приводят  примеры, формулируют  ответы, ( познавательные);

Взаимодействуют  в  ходе  групповой  работы, ведут  диалог, участвуют  в дискуссии (коммуникативные)

Ключевые понятия урока: проповедь, Нагорная проповедь, Царство Божие.

Учебный материал: учебник Кураев А.И.  Основы православной культуры. - М.; Просвещение, 2012. – 95 с., (стр. 27–32).

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор

Дополнительный материал:

1. Страница  из  Рабочей  тетради  с  ур. № 6.

2. Карточки жизненных ситуаций «Как поступить»;

3. Гимн  Любви  апостола  Павла.

Ход урока

Организационный момент

Прекрасно  всё  на  небе,

Прекрасно – на  земле.

Прекрасно  всё  вокруг,

Прекрасно  всё  во  мне!

Актуализация  знаний

- Как переводится слово Евангелие?

- Какие  виды  православных  молитв  вы  знаете?

- Что  мы  понимаем  под  словом  Бог?

микроИтог: - Где  нам  понадобятся  эти  знания?

                       - Чему  нас  может  научить  этот  предмет?

Работа  в  Тетради  ( зад. № 1):   Ответьте (индивидуально)

  1. Какими  Вы  хотите  быть, когда  станете  взрослыми?
  2. Какими  Вас  хотят  видеть  ваши  родители?
  3. Как  Вы  думаете, хочет  видеть  вас  Бог?

Проблемная  ситуация

    Христиане  стараются  жить  по  советам  Иисуса  Христа. Несмотря  на  то что  слова  Христа  были  сказаны  более  2000 лет  назад, они  важны  для человека  любого  времени.

- Как вы думаете, почему  христиане  СТАРАЮТСЯ  жить?

- Зачем  же  нужны  какие-то  старания?

- Предположите, чему учил Христос?

Целеполагание

Давайте  вместе  определим  цели  нашей  деятельности  на  уроке: 

Узнать: Чему  учит  Христос?

Понять:  Что  такое  Нагорная  проповедь?

Разобраться:  Какие  сокровища  нельзя  украсть?

- Как вы думаете, что обозначает слово месть?

Месть – мести – место - удалять, возвращать на место, выметать, метать. То есть Вас обидели – вы «вернули» обиду, обозвали – «вернули» обидное слово, ударили – «вернули» удар… Вроде бы справедливо. Но так ли это на самом деле?

- Но  откуда мы берём злые слова, чтобы кинуть их другому? Из собственного сердца.

- А в сердце откуда зло? Мы растим его там сами.

- Сердце подобно саду. Часто так и говорят: сердце-сад души. Что взрастим, то и получим. Если сад ухоженный, то и одарит нас богатым урожаем. А если сад заброшенный? Вот так и наше сердце.

- Если мы следим за ним, за его действиями, то сердце становится добрым, чистым и мягким. От человека с таким сердцем исходит свет и радость. А если допускаем злу селится в сердце, то оно становится тёмным, заросшим колючками и каменеет. Рядом с таким сердцем неуютно, холодно и страшно.

- Как избежать окаменелости сердца?

- А вот этому Христос учил в своей  проповеди?  ( стр. 29-читают и находят дети)

Проповедь Христа – напоминание о заповедях (правилах поведения) людям, живущим на земле, подаренных Богом.

Сын Человеческий учил:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, всей крепостию твоею, и всем разумом твоим».

«Царствие Божие внутри вас».

«Что пользы человеку, если он весь мир приобретёт, а душе своей повредит?»

«Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему другую…»

«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас».

«…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

микроИтог: Что должен понять человек, чтобы оказаться в царстве Христа? Что мешает людям исполнять заповеди?

Обращаю внимание учащихся, что это учение (какими должны быть люди) очень современно. Все эти заповеди нами сейчас должны быть востребованы. Всем хочется внимания, доброты. А раз хочется нам, значит это необходимо и людям находящимся с нами рядом. Ребята могут привести примеры из жизни, которые соответствуют заповедям в Нагорной проповеди.

Работа  в  Тетради  с пословицами ( зад. № 3):

Сделайте  свой  выбор.  Объясните  свою  позицию.

  • Худой  мир  лучше  доброй  ссоры.
  • Если  всех  жалеть, никакого  здоровья  не  хватит.
  • Мстят  только  слабые  люди, сильные  умеют  прощать.

Жизнь наша дана на добрые дела.

Злой не видит, что есть добрые люди.

О БОГАТСТВЕ   (из учебника)

Христос не советовал видеть цель жизни в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

«Сокровища на Небе» - это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть. У тебя могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.

Духовные сокровища Евангелие связывает с «Небом» потому, что Бог не позволяет душе исчезнуть. Даже если тело, которым душа управляла, окончило свою жизнь, душа остается. Но свои «нажитки» (добрые и плохие) она приносит на Небо – пред лицо Бога.

Земные богатства и радость - не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости.

Христос учил так, как никто до Него: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы».

Тот, кто поймет эти слова как разрешение ничего не делать, не работать, не учиться, будет неправ. Просто иногда забота о своем завтрашнем дне мешает поступить по-человечески уже сегодня. Мол, если я сегодня вступлюсь за слабого, то могу навлечь на себя гнев кого-то большого и сильного. Такой человек решает: чтобы мне и завтра было хорошо, я сегодняшний день проживу по присказке «моя хата с краю».

Это ложная мудрость. Нельзя ради завтрашних страхов или надежд отказываться от исполнения своего человеческого долга сегодня.

Работа  в  Тетради  ( зад. № 2):

микроИтог:  

- Какие  же  богатства  никогда  не  исчезнут?

     Моральные нормы, которые дают человеку образец поведения, т.е. рекомендуют, как можно и должно поступать в том или ином случае. 

     Человек  всегда сам решает, как ему следует поступать, какое правило морали исполнять, а может быть, и не исполнять. В жизни каждый из нас должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение.

Например, у вас два яблока: одно из них - большое и красивое, другое - похуже. К вам пришла подруга. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай ему, но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу.

Вы задумались: как поступить?

Вот это и есть выбор поступка.

Работа в группах.

Каждой группе предложен короткий рассказ Василия Александровича Сухомлинского. Предлагаю ознакомиться с ним и совместно ответить на поставленные вопросы.

Карточки жизненных ситуаций «Как поступить»:

Приложение1. Сухомлинский В.А. Зайчонок

Приложение 2. Сухомлинский В.А. Бабушка отдыхает

Приложение 3. Сухомлинский В.А. Бабушка и Петрик

Представление ответов группами. Обсуждение и дополнение их классом. микроИтог:

Работа по учебнику  стр. 31. Важно, чтобы ребята определили новизну отношений Бога и человека. Ответ на стр. 31 - Иисус Христос пришёл послужить людям. Это для христиан важный пример проживания жизни православной традиции.

микроИтог: Да, самый строгий и могущественный контролер — наша совесть. Совесть все видит и все знает, дает внутреннюю критическую оценку нашего выбора и наших поступков. Перед ней в первую очередь нам и приходится держать ответ.

       Следует помнить, что выбор поступка всегда имеет определенные последствия как для окружающих, так и для нас лично. А за последствия приходится отвечать. Выбор и ответственность взаимосвязаны.

       Готовых ответов на все случаи жизни нет  и  не  будет никогда. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор. Академик Д.С. Лихачев составил такую заповедь: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое»!

Домашнее задание  (на  выбор):

1. Перечитайте  статью  учебника  вместе  с  родителями. Возьмите  у  них  интервью  о  том, в  чём  её  смысл?

2. Подберите  материал  о  людях, совершающих  хорошие, добрые  поступки.

3. Нарисовать рисунки, выражающие истинные богатства.

Итоги  урока – «Интервью»

- Чему  учит  Христос?

- Что  такое  Нагорная  проповедь?

- Какие  сокровища  нельзя  украсть?

- Какие  сокровища  нужно  собирать  на  земле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...