Внеурочное занятие по теме "Храм в жизни человека"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Цель. 1. Ознакомить с ролью православных храмов в жизни русских людей.
2.Познакомить с правилами поведения в православном храме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hram_v_zhizni.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по теме «Православный храм в жизни христиан»
Цель. 1. Ознакомить с ролью православных храмов в жизни русских людей.
2.Познакомить с правилами поведения в православном храме.
I.Орг.момент.
Посмотрите друг на друга,улыбнитесь друг другу,пожелайте хорошего настроения.А что вы хотите пожелать мне?
II. Слово учителя.
Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие.Познакомимся с историей возникновения храмов и их значением в жизни православных христиан.
Жизнь православных христиан на Руси была неразрывно связана с жизнью храма.Каждый воскресный день они учавствовали в Божественной литургии. В храм приносили новорожденных для совершения Крещения. В Таинстве Венчания начиналась жизнь молодой семьи. Церковь отпевала почившего христианина, провожая его в жизнь вечную.
Вначале на территорию славянских племен с проповедью о Христе пришел апостол Андрей Первозванный. Именно он построил первый православный храм на территории Руси.Затем великая княгиня Ольга после того, как сама приняла веру православную начала возводить церкви. Но настоящее массовое строительство началось после крещения Руси князем Владимиром Красное Солнышко.Строительство любого города, поселения начиналось со строительства храма. Место всегда выбиралось самое живописное, на возвышенности.Россия - страна лесов, поэтому издревле сложилось, что храмы стоились сначала только из дерева.На Руси возник обычай строить обетные, или обыденные церкви. Особенно много их строили во времена эпидемий, голода, мора, войн. Жители шли в лес, рубили деревья и свозили их на место строительства и за один день выстраивали церковь. Тут же освящали ее, молились. Если не помогало, строили еще одну. Конечно, дерево не долговечный материал, поэтому самые первые церкви не дошли до наших времен.
Самая древняя из церквей - Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Слайд №2. Она еще несет на себе отголоски византийской культуры храмостроительства. т.к. христианство и пришло к нам их Византии. Но впоследствии русские церкви приобрели свои неповторимые характерные черты. Одна из них - многоглавие, т.е. храмы имеет несколько куполов. Число их может доходить до 33.
Сначала купола выполнялись в виде луковок - символов света лампадного огонька, затем появились маковки - символ горящей в небеса свечи. Так же часто использовалась шлемовидная форма на храмах , построенных в честь великих побед. Слайд № 3.
Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность.
Скажите,какого цвета купола в храме Успения Пресвятой Богородицы в станице Успенской?Что символизирует этот цвет?
Свет в церковь проникал сквозь узкие окна, находящиеся высоко от пола, под самым куполом, это так же символично. В церкви царил полумрак, так же как и жизнь человеческая проходит в неведении, в грехах, но взгляд все равно стремится туда - к небесам, к свету к Царствию небесному. Храм - это по сути дела спасительный ковчег для каждого человека, так же, как когда-то для Ноя, спасшегося во время великого потопа. В основании храма чаще всего лежит прямоугольник как прообраз того ковчега корабля,продолговато устроенного, с двух сторон притворы имеющего.Позже основанием храма стал являться круг - как вечность царствия небесного,
И крест - как основа христианства - символ спасения любого человека.
А так же основание может выглядеть в виде восьмиугольника - Вифлеемской звезды, символа рождения Иисуса Христа.
Но что бы ни лежало в основании храма - алтарь всегда обращен в сторону востока - туда, где восходит Солнце - символ Христа, в противоположность западу - месту, Гед царство сатаны.
Вся жизнь христианина связана с храмом. Все самое лучшее, первое несли христиане в храм. И нее удивительно, ведь храм - место, где незримо присутствует сам Христос. Родился человечек - его крестили, женился - венчали, при болезни - соборовались, исповедовались, а когда уходил человек из этого мира, то его отпевали. Слайд № 4.
Каждый прихожанин очень любит свой храм. И они на самом деле прекрасны и неповторимы - русские храмы. В храмостроительство вкладывался весь талант, любовь, русского человека. И в настоящее время современные архитекторы порой дивятся на дело рук прежних мастеров - зодчих - так называли раньше архитекторов.
Неповторимы храмы, и у каждого есть свое название. Каждый храм освящен в честь либо великой победы, в честь православного праздника, православного святого, или в память о ком-либо.
Сердцем духовной жизни России был Московский Кремль.Чаще всего христиане входили в него через Спасские ворота,над которыми был помещен образ Всемилостливого Спаса. Указом царя Алексея Михайловича было велено проходить под образом благочестиво: с крестным знамением и непокрытой головой. Самым главным собором Российского государства был Успенский собор Московского Кремля. Слайд № 5. В нем молился перед Куликовской битвой святой благоверный князь Дмитрий Донской. Здесь венчались на царство русские государи. В соборе восходили на церковный престол российские патриархи (главные священнослужители).Поднимаемся по ступенькам храма и попадаем в притвор православного храма. Здесь в древние времена стояли некрещеные люди. Слайд 6.Уважительно войдя в храм, мы увидели и узнали о его внутреннем устройстве. Главная часть храма- алтарь, в котором находится Горнее место и святой Престол—места особенного присутствия Божия. Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Иконостас, на котором размещаются иконы Иисуса Христа, Матери Божией, святых апостолов, пророков, освещенные разноцветными огоньками лампад(масляных светильников), отделяет алтарь от четверика (средней части храма).Четверик—это место, где собираются молящиеся люди. Он знаменуетсобой земной мир. Иконостас не просто стена (перегородка) между алтарем и средней частью храма, а он символически (незримо) соединяет мир земной и Царство Небесное. Слайды 6-10.
Рассмотрите иконы показанные на слайде №11.Назовите эти иконы.
Слайд № 12.Колокола.
Колокола являются необходимой принадлежностью храма.
Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:
- созывать верующих к богослужению.
- выражать торжество Церкви и ее богослужений,
- возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужения.
Кто из вас ребята,слышал колокольный звон?Какие чувства он у вас вызвал? Сейчас мы прослушаем колокольный звон в записи.(Звучит колокольный звон)
Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, например, пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.
Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собою колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.
Слайд № 13.Внутреняя роспись храма. Купол храма расписывался сюжетами из Библии.
Слайд №14.Правила поведения в храме.
1.Одежда для посещения храма должна быть скромной, неброской.
2.Мужчина при входе в храм снимает головной убор, а женщина должна находиться в храме с покрытой головой.
3.При входе в храм на паперти следует перекреститься и поклониться, а войдя в храм трижды перекреститься совершив при этом 3 поясных поклона.
4.Во время богослужения не следует озираться по сторонам, рассматривать окружающих, разговаривать.
III. Беседа. С какими храмами познакомились на занятии? Какие формы купола бывают в церкви? Какая самая древняя церковь? Какой собор был самым главным в Московском Кремле?
Что такое иконостас ? Что такое икона? Какие иконы изображены на иконостасе? Какие правила поведения необходимо соблюдать во время посещения церкви?
IV.Вот и закончилось наше путешествие по храмам. Что нового интересного узнали?Что особенно понравилось? Какие вопросы у вас возникли?О чем еще хотели услышать на нашем занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному занятию "Значение осанки в жизни человека"
Презентация наглядно демонстрирует выполнение упражнений на формирование правильной осанки у младших школьников....
Технологическая карта внеурочного занятия: "Воплощение сказки в жизнь" 2 класс
Конспект внеурочного занятия разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО...
Конспект занятия "Роль музея в жизни человека"
Представлен конспект одного занятия из программы внеурочной деятельности общекультурного направления "Путешествия в мир музеев" для 3 класса...
Внеурочное занятие "Питание - необходимое условие для жизни человека"
Внеурочное занятие для начальной школы по программе "Разговор о правильном питании"....
Конспект внеурочного занятия "Компьютер в нашей жизни"
Конспект внеурочного занятия "Компьютер в нашей жизни"...
Тема внеурочного занятия « О ЧЁМ ГОВОРИТ ПУЛЬС ЧЕЛОВЕКА?»
ЦеЦе Цель занятия: создать условия ...
Презентация внеурочного занятия "Викторина здоровый образ жизни 3 класс ВИТА"
Викторина "Здоровый образ жизни 3, 4 классы...