Из опыта работы « Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих к активной познавательной деятельности»
статья по орксэ (4 класс)

Долженко Альфария Шагидулловна

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребёнка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах.

Для реализации этих приоритетовв своей работе я накопила определённый опыт  научных средств и методов познания окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования

ул. Советская, д. 21, с. Антипаюта, Тазовский район,  Ямало-Ненецкий автономный округ,  629371  тел./факс: (349 40) 6-41-38,  aschool89@mail.ru


                                                 Из опыта работы

                             « Совокупность средств, способов, приемов,

побуждающих к активной познавательной деятельности»

Выполнила:

Учитель начальных классов

А.Ш.Долженко

с.Антипаюта, 2020г.

                                   «Совокупность методов и приёмов,

побуждающих к активной познавательной деятельности учащихся на уроках».

         Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период.Сегодня,в период перехода от индустриальной к информационной,или постиндустриальной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребёнка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах.

Для реализации этих приоритетовв своей работе я накопила определённый опыт  научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание приходить в него - выводит на анализ методов обучения детей. Материал дети могут усвоить только в определенных формах познавательной теоретической или практической деятельности. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.
И поэтому я в своей работе использую такие методы, как:

Эвристические методы –

методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий,        оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов)

Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ:

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);
  • учебные и социальные проекты;
  • уроки-экскурсии;
  • деловые и ролевые игры;
  • практикумы;
  • различные  викторины и другие конкурсные события;
  • творческие мастерские.

Виды, приемы, методики, техники:

  • Дидактические игры;
  • Действия по инструкции;
  • Выработка коллективных решений;
  • Доказательства и аргументация точек зрения;
  • Анализ ситуаций;
  • Решение конфликтных ситуаций;
  • Работа с иллюстративным  материалом;
  • Практические работы;
  • Разработка проектов;
  • Создание текстов;
  • Тематические дискуссии;
  • Пресс-конференции;
  • Работа с притчами
  • Составление словаря терминов;
  • Создание галереи образов;
  • Разработка макета собственной книги .

     На своих уроках использую технологию сотрудничества,  реализуя такие принципы, как демократизм, равенство, партнерство.  Совместно вырабатываем цель, содержание, даём оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.

      Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке считаю:

  • деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
  • выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководителей групп и их состав подбираю  по принципу объединения детей разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Технологический процесс групповой работы складываю из следующих элементов:

1.      Подготовка к выполнению группового задания.

  • постановка познавательной задачи;
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача дидактических материалов группам.

2.      Групповая работа.

  • знакомство с материалами, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);
  • подведение итогов группового задания.

3.      Заключение.

  • сообщение о результатах работы в группах;
  • анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения.

         Во время групповой работы выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, слежу за порядком и в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом.

        В рамках данной технологии использую следующие формы и приёмы:

Беседа. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Работа с текстом. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. дети сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, педагогов).

         Приемы:«Расшифруй слово»-использую при создании проблемной ситуации. 

    « Ассоциации»-использую при объяснении нового материала, закреплении и рефлексии.

Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей при выполнении задания.

Содержание: обучающиеся в группах выбирают только те понятия или иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, объясняют значение понятий и выражают личностное отношение к данным явлениям. Группы на основе карточек составляют словарь по теме.

Конечный продукт: словарь понятий.

        В курсе  ОСЭ много  различных понятийСоставление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют основные понятия курса. Чтобы  учащиеся  могли свободно оперировать,  они  должны   знать  наизусть. Чтобы понятия лучше запоминались, а также  для  контроля  за  усвоением  их использую на уроках следующие приемы:

  • Приём «Домино»  – состоит  из  карточек,  каждая  карточка разделена чертой на две части – на  одной  записано  понятие,  на  другой  – определение к другому понятию.
  • Прием « Кроссворды»

        В рамках проведения уроков в выше указанных технологиях использую ИКТ. ИКТ способствуют активизации познавательной деятельности, могут использоваться на разных этапах урока.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить.

Использую  мультимедийные презентации к уроку.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для поиска справочной информации по теме.

Использую  видео и аудиоматериалы.Данные материалы можно использовать на разных этапах урока.

Преимущества:

1.процесс обучения более живой и интересный

2. способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.

3.непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала.

Тема

Видео

Аудио

1

Россия – наша Родина

Видеоклип на Гимн РФ

Песня «С чего начинается родина»

Песня «Родина моя прекрасна»

2

Что такое светская этика

3

Мораль и культура

4

Особенности морали

5

Добро и зло

Мультфильм «Двенадцать месяцев»

6

Добродетели и порок

7

Свобода и моральный выбор человека

8

Свобода и ответственность

9

Моральный долг

10

Справедливость

Мультфильм «Антошка»

11

Альтруизм и эгоизм

Мультфильм «Цветик - семи цветик»

12

Дружба

Мультфильм «Самый большой друг»

Песня «Друг»

Песня про дружбу

Песня «Про друзей»

13

Что значит быть моральным?

14

Род и семья  - исток нравственных отношений в истории человечества.

Песня «Радость моя»

15

Нравственный поступок.

16

Золотое правило нравственности

17

Стыд, вина и извинение

18

Честь и достоинство

Мультфильм «Золотая антилопа»

Рассказ «Косточка»

Рассказ «Дед»

Песня «Офицеры границы»

19

Совесть

20

Нравственные идеалы

Песня «Золотое сердце»

21

Этикет

Мультфильм «Вини Пух»

22

Семейные праздники

23

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Ролик «Барашек»

Мультфильм «Девочка со спичками»(2006 г.)

24

Любовь и уважение к Отечеству.

 

Этапы работы с материалом:

1.Преддемонстрационный этап

Цели этапа: мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения.

  1.  Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение конкретного материла, что логично подготавливает их к просмотру видео или прослушиванию аудио.
  2. Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике, также способствуют повышению мотивации в ходе просмотра видео и аудио материалов при условии, что они открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и непредсказуемости
  3.  Демонстрационный этап

Цель этапа: демонстрация фильма сопровождается активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых.

На этом этапе используются задания, направленные на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного материала. В данном случае не столько формулировка задания, сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степень эффективности и оправданности выполнения задания. Обучаемые могут также делать записи к тексту фильма, которые понадобятся при выполнении заданий на последемонстрационном этапе.

  • Творческие приёмы работы(сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

         Рефлексия

  • Прием «Дерево Впечатлений»
  • Заполнение таблицы, или просто проговаривание

Я знал

Я узнал

  • Отзыв

        Данные методы и приемы работы способствуют успешности обучения, повышению мотивации к изучению предмета, повышению уровня воспитанности детей.

      Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, работая по принципу «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира

Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....

Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"

В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....

Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий

«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы  передать  русским языком». ( К. Паустовский). Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знани...

Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности

Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной  деятельности...

Формирование активной познавательной деятельности учащихся в начальных классах при помощи курса А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах»

Формирование информационной грамотности на уроках в начальной школе при помощи курса А.В.Горячева "Информатика в играх и задачах". Межпредметные связи на уроках в начальной школе....