Из опыта работы « Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих к активной познавательной деятельности»
статья по орксэ (4 класс)
В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребёнка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах.
Для реализации этих приоритетовв своей работе я накопила определённый опыт научных средств и методов познания окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 39.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования
ул. Советская, д. 21, с. Антипаюта, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629371 тел./факс: (349 40) 6-41-38, aschool89@mail.ru
Из опыта работы
« Совокупность средств, способов, приемов,
побуждающих к активной познавательной деятельности»
Выполнила:
Учитель начальных классов
А.Ш.Долженко
с.Антипаюта, 2020г.
«Совокупность методов и приёмов,
побуждающих к активной познавательной деятельности учащихся на уроках».
Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период.Сегодня,в период перехода от индустриальной к информационной,или постиндустриальной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.
В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребёнка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах.
Для реализации этих приоритетовв своей работе я накопила определённый опыт научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание приходить в него - выводит на анализ методов обучения детей. Материал дети могут усвоить только в определенных формах познавательной теоретической или практической деятельности. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.
И поэтому я в своей работе использую такие методы, как:
Эвристические методы –
методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов)
Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
Виды, приемы, методики, техники:
- Дидактические игры;
- Действия по инструкции;
- Выработка коллективных решений;
- Доказательства и аргументация точек зрения;
- Анализ ситуаций;
- Решение конфликтных ситуаций;
- Работа с иллюстративным материалом;
- Практические работы;
- Разработка проектов;
- Создание текстов;
- Тематические дискуссии;
- Пресс-конференции;
- Работа с притчами
- Составление словаря терминов;
- Создание галереи образов;
- Разработка макета собственной книги .
На своих уроках использую технологию сотрудничества, реализуя такие принципы, как демократизм, равенство, партнерство. Совместно вырабатываем цель, содержание, даём оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке считаю:
- деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
- выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководителей групп и их состав подбираю по принципу объединения детей разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Технологический процесс групповой работы складываю из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
- постановка познавательной задачи;
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактических материалов группам.
2. Групповая работа.
- знакомство с материалами, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);
- подведение итогов группового задания.
3. Заключение.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения.
Во время групповой работы выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, слежу за порядком и в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом.
В рамках данной технологии использую следующие формы и приёмы:
Беседа. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Работа с текстом. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. дети сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).
Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, педагогов).
Приемы:«Расшифруй слово»-использую при создании проблемной ситуации.
« Ассоциации»-использую при объяснении нового материала, закреплении и рефлексии.
Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей при выполнении задания.
Содержание: обучающиеся в группах выбирают только те понятия или иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, объясняют значение понятий и выражают личностное отношение к данным явлениям. Группы на основе карточек составляют словарь по теме.
Конечный продукт: словарь понятий.
В курсе ОСЭ много различных понятий. Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют основные понятия курса. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать, они должны знать наизусть. Чтобы понятия лучше запоминались, а также для контроля за усвоением их использую на уроках следующие приемы:
- Приём «Домино» – состоит из карточек, каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано понятие, на другой – определение к другому понятию.
- Прием « Кроссворды»
В рамках проведения уроков в выше указанных технологиях использую ИКТ. ИКТ способствуют активизации познавательной деятельности, могут использоваться на разных этапах урока.
В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить.
Использую мультимедийные презентации к уроку.
Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для поиска справочной информации по теме.
Использую видео и аудиоматериалы.Данные материалы можно использовать на разных этапах урока.
Преимущества:
1.процесс обучения более живой и интересный
2. способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.
3.непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала.
Этапы работы с материалом:
1.Преддемонстрационный этап
Цели этапа: мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения.
- Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение конкретного материла, что логично подготавливает их к просмотру видео или прослушиванию аудио.
- Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике, также способствуют повышению мотивации в ходе просмотра видео и аудио материалов при условии, что они открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и непредсказуемости
- Демонстрационный этап
Цель этапа: демонстрация фильма сопровождается активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых.
На этом этапе используются задания, направленные на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного материала. В данном случае не столько формулировка задания, сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степень эффективности и оправданности выполнения задания. Обучаемые могут также делать записи к тексту фильма, которые понадобятся при выполнении заданий на последемонстрационном этапе.
- Творческие приёмы работы(сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Рефлексия
- Прием «Дерево Впечатлений»
- Заполнение таблицы, или просто проговаривание
Я знал | Я узнал |
- Отзыв
Данные методы и приемы работы способствуют успешности обучения, повышению мотивации к изучению предмета, повышению уровня воспитанности детей.
Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, работая по принципу «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира
Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....
Доклад "Формы организации активно-познавательной деятельности учащихся на уроках с учетом их индивидуальных особенностей"
Из опыта работы....
Педагогический проект «Развитие активной познавательной деятельности учащихся на нестандартных уроках в начальной школе"
Развитие уровня познавательной деятельности детей на нестандартных уроках...
Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"
В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....
Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий
«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». ( К. Паустовский). Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знани...
Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности
Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности...
Формирование активной познавательной деятельности учащихся в начальных классах при помощи курса А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах»
Формирование информационной грамотности на уроках в начальной школе при помощи курса А.В.Горячева "Информатика в играх и задачах". Межпредметные связи на уроках в начальной школе....