Формирование активной познавательной деятельности учащихся в начальных классах при помощи курса А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Парахина Ирина Юрьевна

Формирование информационной грамотности на уроках в начальной школе при помощи курса А.В.Горячева "Информатика в играх и задачах". Межпредметные связи на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika-v-igrah-goryachev.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Введение

Глава I. Теоретические основы интеграции курса А.В.Горячева  в начальной школе.

1.1. Цели изучения информатики в начальной школе.

1.2. Интеграция предметов как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.

1.3. Понятие информационной грамотности.

1.4. Развитие логического мышления.

Глава II. Курс А.В.Горячева «информатика в играх и задачах» в традиционном обучении в начальной школе.

2.1. Формирование информационной грамотности на уроках в начальной школе.

2.2. Межпредметные связи на уроках в начальной школе.

Заключение.

Литература.

стр. 1 – 2

стр. 3

стр. 3 – 5

стр. 5 – 7

стр.  7 – 10

стр. 11 – 12

стр. 13

стр. 13 – 17

стр. 17 – 18

стр. 19

стр. 21

Введение.

  Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление следует развивать в определённые природой сроки. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию новых схем, структур и моделей).

Актуальность: В последнее время многие педагоги с тревогой пишут о снижении общего интеллектуального уровня детей, хотя есть много программ, направленных на развитие способностей учащихся. Я обратилась к данной теме потому, что современное общество требует от молодого человека сформированности компетенций в разных областях жизни, и, в первую очередь, в области информации. Поэтому для повышения интеллектуального уровня учащихся необходимо формировать информационную грамотность.

Цель моего исследования заключается в формировании информационной грамотности детей, в выявлении и разработке наиболее эффективных приемов и способов  развития логического мышления детей, способности к анализу и синтезу, используя при этом курс Горячева «Информатика в играх изадачах» на уроках в начальной школе.

Задачи:

  1. рассмотреть и теоретически обосновать необходимость интеграции курса А.В.Горячева в начальной школе;
  2. разработать систему упражнений с различными видами работ на уроках в начальной школе;
  3. внедрить разработанную систему упражнений на уроках в начальной школе;
  4. проанализировать результаты деятельности по внедренной системе.

Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования – процесс развития познавательных процессов младших школьников.

       В соответствии с поставленной целью на основе изучения существующей теории и практики, анализа  педагогического опыта, я сформулировала гипотезу исследования – интеграция курса А.В.Горячева на уроках в начальной школе позволит сформировать у учащихся  активную познавательную деятельность (развивать логическое мышление, умение анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы),  формировать целостную картину  мира, понимать  связи между  явлениями в  природе, обществе и мире в целом.

              Методы исследования:

  1. теоретический: анализ педагогической, психологической, методической литературы,
  2. эмпирический: анкетирование, беседа; анализ данных анкетного опроса; проведение опытно-экспериментальной работы, качественная обработка полученных результатов.

                   Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретические основы интеграции курса А.В.Горячева в начальной школе.

1.1 Цели изучения информатики в начальной школе.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью следует понимать наличие последовательных целей учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное, продвижение учащихся вперед на каждых из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения.

Взаимоувязывая цели и задачи обучения информатике в начальной школе, можно выделить два аспекта изучения информатики: технологический и общеобразовательный.

В первом случае информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала. Ее задачей является выработка у школьников умений и навыков использования современных информационных технологий. Во втором случае информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы. Задачи обучения младших школьников информатике можно разделить на две части:

а) общеучебные задачи:

  • формирование мотивации учения;
  • развитие речи;
  • выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • воспитание интереса к процессу обучения и т.д.,

б) специфические задачи, которые можно условно разделить на три группы.

1-я группа

Задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению, построению информации. Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением следующих подходов:

  • использование формальной логики при решении задач;
  • построение выводов путем применения логических операций: "если — то", "и", "или", "не" — и их комбинации;
  • алгоритмический подход к решению задач;
  • умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;
  • системный подход;
  • рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
  • объектно-ориентированный подход, т.е. постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу — из чего он состоит, что делает и что можно делать с предметом.

2-я группа

Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми.

3-я группа

формирование у учеников навыков решения нестандартных задач.

Пропедевтический курс "Информатика в играх и задачах" в целом реализует перечисленные выше цели и задачи. Осваивая этот курс, младшие школьники приобретают такие навыки и умения, как: умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Так как эти умения являются также и общими учебными, то учителя отмечают, что при изучении курса "Информатика в играх и задачах" ученики лучше успевают и по другим дисциплинам.

С другой стороны, эти умения относятся к разряду «логическое мышление». Психологи утверждают, что для развития логического мышления природой отведены определенные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучения в начальной школе. Опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.

1.2.  Интеграция предметов как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой личности.

 Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.       Введение интеграции предметов в системы образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Они способствуют не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

       На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет прогресс научного познания. Интеграция тесно, связана с дифференциацией.  Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся.  «Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».

В чём же заключается суть интеграции в обучении? Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

во-первых,  это создание у школьников целостного  представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

        Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.

         Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным.  Остальные,  интегрируемые с ним предметы,  помогают шире изучить его связи,  процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его  изучении нецелесообразно практические занятия по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических занятий по информатике предложены авторами комплекта А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах».

        1.3. Понятие информационной грамотности.

Сейчас дети живут в очень богатом информационном пространстве, и, конечно, очень важно, чтобы они как можно раньше научились грамотно в нем ориентироваться, поэтому решение этой проблемы можно начинать с первого класса. В начальной  школе наиболее перспективно формирование информационной грамотности и, собственно, эта идея должна пронизывать содержание всех предметов, которые изучаются в начальной школе. Цифровые технологии существенно обогатили информационный мир ребёнка. Эта информация может быть очень нужной, интересной, развивающей, образовательной, но она может быть и вредной, жестокой, опасной для ребёнка, но, тем не менее, доступ к ней открыт. И здесь очень важно дать в руки ребёнку некий инструментарий для разумного и грамотного использования новых для него возможностей, сформировать у него понимание, с одной стороны, умения получать информацию и использовать её, с другой -  умения отличать «хорошую» информацию от «плохой».

 Именно в связи с развитием цифровых технологий и их внедрением в повседневную жизнь стал актуальным вопрос формирования информационной грамотности.

Быть информационно грамотным – это значить уметь анализировать и оценивать полученную информацию, используя различные схемы;  получить представление о возможных источниках информации, способах её поиска; приобрести опыт получения информации из различных источников; анализировать и оценивать полученную информацию, используя различные системы.

Если посмотреть минимум содержания по информатике, который предлагается для начальной школы, то напрямую можно увидеть темы из других предметов. Что такое «виды информации»? Это знаки, слова, предложения, тексты,  изображения, иллюстрации, аудио и видеозаписи. Всем этим мы занимаемся на уроках русского языка, на уроках литературного чтения, математики. Источники информации в начальной школе – наблюдения, и это один из методов обучения, который широко используется. Умения работать с книгой, газетой, журналом – все это входит в задачу предмета «Литературное чтение», когда перед ребёнком ставится задача найти нужную информацию в этих источниках. Организация информации – это алфавитный порядок, составные части книги, их назначение, каталог, справочник – всё входит в задачу опять–таки предмета «Литературное чтение». Таким образом, часть предметов начальной школы уже решает отдельные задачи предмета информатики.

В нашей школе уроков информатики нет, поэтому весь минимум содержания по информатике будет реализовываться средствами других предметов. Для этого я использую элементы курса А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах».

Общеизвестно, что  в начальной школе не в чести одночасовые предметы, и на преподавание предмета с названием «Информатика» получить более одного часа в неделю нереально. Нелюбовь к одночасовым предметам и интуитивное ощущение необходимости информатики приводят к постоянным попыткам включения информатики в начальной школе то в «Математику», то в «Окружающий мир».

Основная идея выхода из создавшегося положения состоит в том, чтобы представить цель пропедевтического курса информатики в виде системы надпредметных навыков, формируемых в рамках всего учебного процесса в начальной школе. Само название «информационная грамотность» предполагает, что речь пойдет о различных навыках обращения с информацией. Рассуждая, можно прийти к выводу, что, имея дело с информацией, важно:

  • понимать, какая информация нужна, где и как её искать;
  • отсекать недостоверную, устаревшую, бесполезную информацию;
  • на основе имеющихся знаний и полученной информации создавать новые ясные и четкие представления и знания;
  • делиться своими знаниями с окружающимися, в том числе создавая свои источники информации;
  • всё перечисленное важно делать эффективно, используя для этого современные технологии;
  • все перечисленное  важно уметь делать как одному, так и в команде, с использованием как распределённой индивидуальной, так и коллективной деятельности.

Важно понимать, что, определяя содержание информационной грамотности, формируемой в процессе всего обучения в начальной школе, не нужно ограничиваться рамками предмета «Информатика». Наоборот, при таком подходе задачу надо ставить максимально широко. Раскрывая и уточняя формулировки, можно получить следующее определение содержание информационной грамотности.

Информационная грамотность – это:

  • умение определять возможные источники информации и стратегию её поиска, получать её;
  • умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
  • умение оценивать информацию с точки зрения её достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
  • умение распознавать потребность  в дополнительной информации, получать её, если это возможно;
  • умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для  принятия решений;
  • умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;
  • умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
  • умение создавать свои источники информации;
  • умение использовать современные технологии при работе с информацией;
  • умение работать с информацией индивидуально и в группе.

Естественно возникает вопрос,: каким должно быть содержание предмета «Информатика» в начальной школе, чтобы в максимальной степени способствовать формированию информационной грамотности?

Учитывая, что в начальной школе мирно сосуществуют разные образовательные программы (при едином минимуме содержания по учебным предметам) можно предположить, что информатика может и должна предложить школе несколько вариантов своей роли в формировании информационной грамотности.

Например:

  1. обобщение и развитие навыков, полученных на других уроках;
  2. равномерное знакомство со всеми направлениями информационной грамотности;
  3. концентрация внимания на логически наиболее сложных направлениях  информационной грамотности;
  4. акцент на применении компьютерных технологий и т.д.

Важно, чтобы выбранная стратегия преподавания информатики ставила перед собой реальные цели, достижимые для одночасового предмета.

Таким образом, концепция формирования информационной грамотности создает основу для вариативности содержания предмета «Информатика» в начальной школе. Выбор варианта зависит от различных условий: наличия компьютеров, от особенностей региональной образовательной политики, от образовательной программы, школьной специфики преподавания информатики и т.д.

1.4. Развитие логического мышления.

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Никто не будет спорить с тем,  что каждый учитель должен
развивать логическое мышление учащихся.  Об этом говорится и в объяснительных записках к учебным программам,  и в методической литературе.  Однако конкретной программы логических приёмов мышления, которые должны быть сформированы при изучении каждого данного предмета, нет. В результате развитие логического мышления учащихся идет "вообще" - без знания системы необходимых приёмов, их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно.

Большинство учащихся не овладевает начальными приёмами мышления даже в старших классах, а эти приёмы необходимы уже в первом классе: без овладения ими полноценного усвоения материала не происходит.

В начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю систему логических приёмов мышления. Важно отметить, что хотя логические приёмы формируются и используются, на каком-то конкретном предметном материале в то же время они не зависят от этого материала, носят общий, универсальный характер.  В силу этого, логические приёмы, будучи усвоены при изучении одного учебного материала, могут в дальнейшем широко применяться при усвоении других учебных предметов как познавательные готовые средства. Следовательно,
при отборе логических приёмов, которые должны быть усвоены
при изучении какого-то предмета, следует учитывать межпредметные связи. Если какие-то логические приёмы мышления были сформированы ранее - при изучении предыдущих предметов, то при усвоении данного предмета их нет необходимости формировать заново. Эти приёмы используются как средства усвоения данных знаний. Предметом специального усвоения должны быть только такие логические приёмы, с которыми учащиеся встречаются впервые.

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

Познавая предметы и явления окружающей действительности, мы можем мысленно расчленять предмет или явление на составные части и мысленно же соединять части в одно целое. Операция мышления, направленная на расчленение целого на составляющие его части, называется анализом. Операция мышления, направленная на установление связи между предметами или явлениями, называется синтезом. Эти операции мышления взаимно связаны.

Ф. Энгельс отмечает, что «…мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза».

Анализ и синтез, взаимно связанные операции мышления, находят постоянное применение, как при изучении элементов арифметической теории, так и при решении примеров и задач.

Глава II. Курс А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах» в традиционном обучении начальной школы.

2.1. Формирование информационной грамотности на уроках в начальной школе.

Рассмотрим, на каких именно уроках могут формироваться  навыки информационной грамотности. При этом навыки сгруппируем в соответствии с основными современными содержательными линиями информатики:

  1. информация и информационные процессы,
  2. формализация и моделирование,
  3. информационные технологии,
  4. социальная информатика.

Помимо навыков, перечислим и связанные с ними представления о тех или иных понятиях, с которыми школьники будут знакомиться в процессе формирования навыков.  Предлагаемый ниже вариант, безусловно, не является полным и единственно правильным.

2.2. Межпредметные связи на уроках в начальной школе.

Интеграционные процессы в образовании – явление комплексное

Информация и информационные процессы.

Виды информации.

Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Представление информации.

Знаки. Слова. Предложения. Тексты. Изображения. Иллюстрации к текстам. Аудио- и видеозаписи.

Источники информации.

Наблюдение как источник информации. Люди и учреждения как источники информации. Книги, газеты, журналы, радио, телевиденье, аудио- и видеозаписи как источники информации. Интервью.

Организация информации.

Порядок. Порядковый номер. Алфавит. Алфавитный порядок. Составные части книги и их назначение. Энциклопедии. Справочники библиотеки. Каталоги библиотек. Правили пользования библиотекой.

Поиск информации.

Постановка вопросов. Ключевые слова. Сужение и расширение объема искомой информации. Составление плана поиска информации с имеющимися знаниями.

Анализ и оценка информации.

Факты и мнения. Формирование собственной точки зрения. Понятия. Определения понятий. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические рассуждения. Сопоставление информации с имеющимися знаниями.

Применение информации.

Выражение информации новыми способами. Создание информационных объектов по инструкции и собственному замыслу, в том числе с предварительным созданием эскиза. Создание простейших художественных произведений.

 Проектная деятельность.

Обмен информацией.

Ознакомление других с найденной информацией. Зависимость формы подачи информации от аудитории. Формулирование вопросов. Ответы на вопросы. Презентация результатов деятельности.

Окружающий мир. Русский язык. Математика. Изобразительное искусство.

Литературное чтение. Окружающий мир. Изобразительное искусство. Домашнее чтение. Внеклассные мероприятия.

Математика. Русский язык. Литературное чтение. Домашнее чтение.

Русский язык. Литературное чтение.

Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир.

Литературное чтение. Изобразительное искусство. Труд. Внеурочная деятельность.

Риторика. Литературное чтение. Труд. Внеурочная деятельность.

2.Формализация и моделирование.

Свойства предметов.

Наблюдения, измерения, регистрация. Величины.

Составление и  использование описаний.

Описание объектов (предметов, явлений, событий). Признаки объекта. Составные части объекта. Действие объекта. Имя объекта. Общие названия и отдельные объекты. Классы объектов.

Описание действий. Алгоритмы (планы действий). Описание рассуждений. Правила.

Составление и использование схем.

Схемы слов. Схемы предложений. Схемы рассказов (планы). Схемы в математических задачах. Схемы в описании окружающего мира. Схемы составных частей. И схемы классификаций.

Математика. Окружающий мир.

Окружающий мир. Русский язык. Литературное чтение. Математика.

Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир.

3.Информационные технологии.

Технические средства приема, передачи, хранения и обработки информации. Аудио-, видео-, CD-ресурсы. Радио, телевиденье, телефон.

Компьютер и его составные части. Правила поведения в компьютерном классе и правила работы на компьютере.

Компьютерный поиск ключевых слов в текстах. Поиск информации на компакт-дисках.

Ввод в компьютер текста. Создание компьютерных изображений. Создание на компьютере информационных объектов. Конструирование на компьютере.

Окружающий мир.

Занятия по предметам в компьютерном классе.

Занятия по предметам в компьютерном классе.

Занятия по русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству, труду или внеурочная деятельность в компьютерном классе.

4. Социальная информатика.

Организация информации в школе и дома. Получение информации из внешнего мира. Домашние технические средства приема, передачи, хранения и обработки информации.

Организация информации на улицах, в магазинах, на вокзалах. Дорожные знаки. Знаки служб спасения. Вывески. Расписания.

Профессии, ориентированные на прием, передачу, хранение и обработку информации.

Опасности, связанные с информацией. Безопасные способы приема, передачи, хранения информации

Окружающий мир. Внеурочная деятельность.

Окружающий мир. ОБЖ. Внеурочная деятельность.

Окружающий мир. Внеурочная деятельность.

Окружающий мир. ОБЖ.

и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций. Интеграция на разных ступенях имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. На таких уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Рассмотрим матрицу межпредметных связий:

Матрица межпредметных связей для практических заданий.

Информа- тика

План дей- ствий и его описание

Последова- тельность действий.

Последова- тельность состояний.

Выполнене  последова- тельности действий.

Составле- ние линей- ных планов действий.

Поиск оши- бок в после- дователь- ности дей- ствий.

Русский язык

Последова- тельность действий при:

1) разборе предложений 2) разборе

слов

3)установле-ние связи слов в пред- ложении.

4) проверка безударных гласных в корне.

Чтение

Последова- тельность при разборе и осмысле-   нии произ- ведений.

Развитие сюжетов а призведени- ях (сказках, рассказах).

Последова- тельность постановки вопросов к тексту.

Математи- ка

Последова- тельность действий при реше- нии задач и вычислении выражений.

Окружаю- щий мир

Последова- тельность действий при выпол- нении опы- тов .

Последова- тельность действий в быту.

Последова- тельность действий в школьной жизни.

Последова- тельность происходя- щего  в  природе.

Отличи- тельные признаки предметов

Выделение признаков предметов.

Узнавание предметов по задан- ным призна- кам.

Сравнение  двух или более пред- метов по набору признаков.

Разбиение предметов на группы в соответст- вии с задан- ными приз- наками.

Признаки :

    .слов (звукобуквен- ный анализ, разбиение по слогам ),

   .частей  речи  (род, число ,…),

   .частей  предложения (анализ  пре- дложения).

Названия признаков в характерис- тиках пер- сонажей.

Характерис- тики персо- нажей через значения признаков.

Сравнение персонажей и разбиение их на груп- пы в соот- ветствии со значениями их призна- ков.

Характерис- тики чисел (кратность, число зна- ков).

Характерис- тики фигур (форма, размер).

Составные части зада- чи.

Сравнение по призна- кам пред- метов в природе , обществе, технике.

Классифи- кация  предметов и явления в соответ- ствии со значением признаков в природе , обществе. технике.

Логика вы- сказываний

Высказыва- ния.

Истинность и ложность высказыва- ний.

Логические операции и круги Эйле- ра.Логичес- кие рассуж- дения и вы- воды.По- строение отрицаний для простых высказыва- ний.

Высказыва- ния ,относя- щиеся к сло- вам, частям речи ,членам предложения, предложени- ям. Правила русского язы- ка пр схеме «если…то».

Вопросы к тексту с от- ветами «да» и «нет».

Ложные и истинные высказыва- ния к про- читанным текстам.

Рассужде- ния о про- читанном.

Построение истинных высказыва- ний в про- цессе реше- ния задач.

Логические рассужде- ния в про-  цессе реше- ния задач.

Высказы- вания ,  относящи- еся к пред- метам в природе , обществе, технике.

Логические рассужде- ния о про- цессах в  природе , обществе, технике.

Выводы из наблюде- ний.

Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень  развития всех видов памяти, внимания, воображения. Мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу. На развитие этих важных качеств умственной деятельности ориентирована интеграционная система, а применение информационных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.

Заключение.

    Таким образом, используя элементы теоретического курса “Информатика в играх и задачах” Горячева А.В., мы решаем следующие задачи на уроках в начальной школе:

  1. Развитие психических функций ребенка: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.
  2. Знакомство с информационными процессами в современном обществе.
  3. Формирование коммуникативных способностей.
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Индивидуализация обучения.

  Курс ориентирован на ведущую деятельность ребенка – игру. Все задания носят игровой, занимательный характер, не превышают доступный возрасту уровень сложности и формализации. Задания удовлетворяют интеллектуальным возрастным потребностям детей и развивают их способности.

    С помощью этого курса школьники достигают следующих результатов:

  1. Дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины.
  2. Глубже постигаются понятия числа и множества.
  3. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении.
  4. Тренируется внимание и память.  
  5. Активно пополняется словарный запас.
  6. Воспитывается целеустремленность и сосредоточенность
  7. Развиваются воображение и творческие способности.
  8. Развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющие детям планировать свои действия.

       Таким образом, современное информационное общество выдвигает новые требования, которые необходимо грамотно решать, учитывая возрастные и психологические особенности детей.

Литература.

  1. Р.С.Немов «Психология». Учеб.для студ.высш.пед. учеб.заведений. В 3 кн. - 4-е изд.- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. – кн.2: Психология образования. –
  2. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм – ЕВРО – ЗНАК», 2003
  3. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. / Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя./ М.: «Баласс», 2003, 240с.
  4. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. / Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя./ М.: «Баласс», 2003, 240с.
  5. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. / Информатика в играх и задачах. 2 класс в 2-х частях. Учебник тетрадь./ М.: «Баласс», 2004. – 64 с илл.
  6. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. / Информатика в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях. Учебник тетрадь./ М.: «Баласс», 2004. – 64 с илл.
  7. Программы общеобразовательных учреждений / Начальные классы (1-4) в 2-х частях / М.: «Просвещение» 2002.
  8. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе / «Начальная школа» N5 2002. с.14
  9. Горячев А.В., Меньшакова А.А. «Цели и задачи преподавания информатики в начальной школе» / «Информатика» N 33 2004г. с.8
  10. Методика преподавания информатики в начальной школе (1-4 классы) на примере курса «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев, А.А, Меньшакова /  «Информатика» / N 33,35,37,3941, 43, 45,.47 / 2004
  11. Информатика и информационные технологии в начальной школе / «Информатика и образование» / N 8 – 2001

Алгоритм проверки правописания безударной гласной в корне слова

Алгоритм проверки правописания проверяемых согласных в корне слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира

Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....