Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий
статья по русскому языку на тему
«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». ( К. Паустовский).
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь « с русским языком можно творить чудеса. Поэтому с первых уроков необходимо воспитывать у детей интерес и прививать любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Ястребова Лариса Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 18 г.Череповца
Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий
«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». ( К. Паустовский).
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь « с русским языком можно творить чудеса. Поэтому с первых уроков необходимо воспитывать у детей интерес и прививать любовь к русскому языку.
Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
Анализ, проводимых уроков, показал, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их средств, что имеются в расположении учителя. На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому необходимо отыскивать для их проведения нестандартные виды работ. На помощь учителю приходят нетрадиционные формы уроков:
1)урок-соревнование;
2) урок – игра;
3) урок – викторина;
4) урок – конкурс;
5) урок творчества;
6)урок–путешествие;
7) интегрированный урок;
8)урок–творческий отчет;
9)уроки взаимообучения;
10) урок- зачёт;
11) урок открытых мыслей;
12) урок - турнир;
13) аукцион знаний;
14)урок фантазиирования;
15) урок - сказка;
16)волшебный конверт;
17)урок-эврика
Проводя нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения именно в рамках педагогики сотрудничества, которая приветствует нестандартные уроки. Для неё также равноправны и желательны все виды учебных занятий на уроке: индивидуальная деятельность, работа в паре, в группе, фронтальная работа и т.д.
Проведение уроков, которые содействуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, требуют высокой квалификации и большой подготовки.
Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность.
Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.
Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют большое значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. На своих уроках учу ребят наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь может придти проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором.
Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание», ненавязчиво я корректирую их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Хочу предложить фрагмент урока, тема которого «Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением».
Форма урока: урок-сказка.
Цели урока:
обобщить и закрепить знания учащихся о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением; вырабатывать орфографическую зоркость; развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям; воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.
II. Вступительное слово учителя.
Ребята, вы любите сказки?
Все на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные сказки всегда интересны. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок. Сказки обычно начинаются по – разному: «В некотором царстве – в некотором государстве…», «Жили - были…». А мы начнем нашу сказку так:
Как – то в прекрасную Страну Знаний прилетела Фея. Встречать её вышли гласные буквы (ребята, а какие вы знаете гласные буквы?), но не понравился ей приём, и она их заколдовала. Да так, что стали они друг на друга похожи. Полетела волшебница дальше, а в стране началась величайшая путаница. Буква О стала похожа на букву А, буква И на Е, буква Е на Я.Дети начали делать ошибки в словах. И однажды с ними также произошло превращение. (Фрагмент из мультфильма «Барби и Лебединое озеро»). Дети стали превращаться то в зверюшек, то в детей. У них появились ушки, хвостики, рожки, колючки, стали расти крылья.
Посмотрите, ребята, на доске написана фраза и в нашей фразе тоже буквы перепутались:
Как писать го/ара, тра/ова,
И слова ма/оря, де/ила?
Ребята, помогите буквам стать на место. (Дети выходят к доске и вставляют нужную букву). Как называются буквы, которые вы вставляли? (Безударные гласные) Какое правило помогло нам поставить буквы на свои места? Какие вы молодцы, знаете правило! С этим правилом мы будем работать на уроке. Тема нашего урока: «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».
Какая хорошая сказка! Помогла нам вспомнить гласные буквы, повторить правило.
Вы бы хотели помочь детям всё вернуть на свое место?
Так как это урок - закрепление изученного материала, то для активизации познавательного интереса, привития любви к предмету, учитывая возрастные особенности детей, можно ввести в урок грамматическую сказку, создав проблемную ситуацию, которая помогла подвести детей к теме и цели урока, закрепить изученный материал.
На уроках можно использовать игровые приемы, как средство повышения интереса к учебной деятельности.
Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования взаимосвязан с процессом общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.
Хочу отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Я согласна с мнением Л.С.Выгодского, что использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Немало важно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Игра проводится на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра носит поисковый характер, используется для закрепления материала.
«Игра в слова».
Участники игры работают в группах. Ведущий определяет тему, например: весёлые неодушевлённые слова. Первый игрок произносит «Цирк», второй «радость», третий «Смех» и т.д. игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Примерные темы для игры: зелёные неодушевлённые слова, рычащие одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, крылатые одушевлённые слова и т.д.
Игра «Снежинка».
Работа в парах. На парте у учащихся лежат ёлочки, на которых написаны слова. Снежинка упала на слово и растаяла вместе с буквой. Нужно вставить пропущенные буквы в словах: к.лючая, б.льшая, з..лёная, ч..десная, пуш..стая.
Игра «Раскрашивание».
Использовать при подготовке к описанию природы (тема «Имя прилагательное»). Учащимся можно предложить две репродукции: сначала черно-белая, затем цветная. Ребята «раскрашивают» чёрно-белую репродукцию, затем сравнивают её с цветной.
Можно на уроках использовать загадки, ребусы, шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы и кроссворды.
В работе также можно применять технологию «Активных методов обучения», которая позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Активизируя методы обучения, можно использовать групповую форму работы сменного состава. Деление на группы, но не допускать, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер. Задача - научить детей делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.
На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем (иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями). Поэтому воспитывается у учащихся культура дискуссии и сотрудничества.
Следующим этапом работы над активизацией познавательной деятельности стала организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Проект – это исследовательская задача, представленная учащимися в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием какого-либо предмета. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения данной проблемы и применять их на практике, способствует развитию творческого потенциала.
УМК «Планета знаний», по которым мы работаем, предлагает учащимся выполнение проектной деятельности. Составление проектов способствует расширению кругозора учащихся по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески. В первом классе работа над проектами носит исключительно добровольный характер, во втором классе дети уже сами с удовольствием берутся за проекты. Наша роль - консультировать, координировать работу учащихся, стимулировать их деятельность. Роль родителей - оказание помощи детям.
В ходе проектной деятельности надо учить детей самостоятельно мыслить и находить необходимую информацию, планировать варианты решения проблемы, делать выводы. Дети формируют по «кирпичикам» новое знание и приобретают жизненный опыт.
В первом классе дети могут выполняли проект «Русский язык – твой помощник». С огромным интересом осваивается эта новая творческая деятельность. Итогом этого проекта могут быть интересные работы учащихся: рисунки, книжки-самоделки, словари, рекламные вывески, коллекции.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Уроки русского языка провожу с использованием ИКТ с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Наша задача - помочь маленькому человеку услышать и увидеть прекрасное, доброе. А познав добро, он будет творить его сам. Главное, что дети должны вынести из детства, - это научиться красоте и любви.
Компьютерные технологии на уроках приводят к повышению уровня мотивации учащихся, что является гарантом формирования познавательной активности, необходимым условием для развития мышления и получения знаний для успешной деятельности личности.
Использование мультимедиа целесообразно на любом этапе урока. Особенно повышается его эффективность с использованием интерактивных мультимедийных средств.
С этой целью используются обучающие электронные ресурсы «Русский язык в начальной школе» и ресурсы сети Интернет. При использовании подобных анимационных, красочных тестов дети проявляют огромный интерес и желание ответить на вопросы. Компьютерные технологии заняли одно из главных мест и на уроках и во внеклассной работе.
Результатом использования новых информационных технологий является осуществление более легкого, свободного и быстрого протекания учебной деятельности учащихся. Они становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, инициативными. Ученики легче и быстрее усваивают материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку учащихся в коллективе. Надо поддерживать ребёнка, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперёд.
Таким образом, учебный процесс с поддержкой компьютерных технологий, повышает качество знаний, помогает учащимся преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Поэтому, я считаю, применение компьютерных технологий необходимо для того, «чтобы детям было интересно учиться, а учителям интересно учить».
От того, насколько полно будет сформирован познавательный интерес в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе.
На предметной «Неделе начальных классов» можно проводить специальные внеклассные занятия по русскому языку, способствующие развитию грамотности учащихся.
Психологи доказали научно, а учителя знают из своей повседневной практики, что легче усваиваются знания, вызывающие у детей положительные эмоции. Учение должно пробуждать чувство радости познания, радости успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Татьяны...
«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».
Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...
Презентация «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».
Осмысление роли учебно-дидактических игр в учебно-воспитательном процессе....
Статья:" Активизация деятельности учащихся на уроках английского языка через современные игровые технологии"
Данная статья посвящена игровым технологиям....
«Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно – ориентированные технологии, арт – технологии и ИКТ»
"Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно - ориентированные технологии, арт - технологии и ИКТ"...
Занимательный дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Презентация к работе "Занимательный дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"...
Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...