План – конспект урока по курсу ОРКСЭ «Золотое правило нравственности».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, воспитание уважительного отношения к людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по курсу ОРКСЭ
«Золотое правило нравственности»
- ФИО – Алилуева Анна Вячеславовна
- Место работы – МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»
- Должность – учитель начальных классов
- Предмет – ОРКСЭ ОСЭ
- Класс – 4
- Тема и номер урока – «Золотое правило нравственности», № 20
- Базовый учебник – Данилюк А.Я., «Основы светской этики», М:.«Просвещение», 2013г.
- Цель урока: создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, воспитание уважительного отношения к людям.
- Задачи:
-вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения;
- создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас
- воспитывать терпимость, сострадание и любовь к ближнему.
- Привлечение внимания к нравственным проблемам современного мира.
Понятия урока: социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.
Планируемые результаты:
Предметные:
- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать рабочее место;
- осуществлять контроль выполненных действий;
- оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
-развивать этические чувства как результат морального поведения;
-знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;
-учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других
людей.
-ориентироваться на успешную деятельность.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:
- Воспитание ценностного отношения к ближнему, окружающим людям (нравственное воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).
- Воспитание гражданственности;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Межпредметные связи (области): русский язык, окружающий мир, история, литература.
Ресурсы, необходимое оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал;
- доска;
- учебник, тетрадь.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предметные результаты | УУД | Время |
1. | Организация детей к уроку. Мотивация | Учитель- ребята, сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Давайте поприветствуем их; улыбнемся им; улыбнемся своему соседу по парте; улыбнемся самому себе. | Организуют рабочее место. Настраиваются на нужный, рабочий лад. | Восприятие и осмысливание речи учителя. | Регулятивные УУД включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; определение содержательных рамок урока; актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности. | 1 мин. |
2. | Повторение материала предыдущего урока. | Учитель- Что такое поступок? Что такое нравственный поступок? Какие признаки имеет нравственный поступок? | Дети- какое-либо действие, совершенное человеком. - это только то действие, которое человек совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
-мотив (почему я это сделал?); цель (зачем я это сделал?);средства (с помощью чего я это сделаю?); действие (что я делаю?) результат (что получилось?); | Формулировать ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; | 2 мин. | |
3. | Актуализация знаний. | Учитель- эпиграф сегодняшнего урока - высказывание Бернарда Шоу («Теперь, когда мы научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»). Учитель- проанализируем цитату и поразмышляем о том, что необходимо каждому человеку для жизни в окружающем его мире. | Дети-взаимное уважение, понимание, сочувствие, сострадание, толерантность, согласие, мир сосуществование. | Анализ эпиграфа. Осмысливание текстового материала | Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция Познавательные УУД: извлечение информации из учебника, построение логическое цепи суждений Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли | 2 мин. |
4. | Выявление места и причины (постановка проблемы) | Учитель- исходя из ваших высказываний, какой проблемный вопрос мы обозначим на уроке? Учитель- постараемся найти ответ. | Дети-как жить в мире (в обществе) людей? | Анализы и синтез информации. | Познавательные УУД: постановка и решение проблем, подведение под тему урока | 1мин. |
5. | Построение проекта выхода из затруднения. | Учитель- прослушаем фрагмент диалога отца и сына (чтение по ролям).Приложение 1. Учитель- что же такое «общество»? Назовите синонимы этого слова Когда интересы и желания людей не совпадают или противоречат ДРУГ Другу» то...? Синонимы. Как вы понимаете, что такое «компромисс»? Синоним. Приложение 2. Учитель- представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете? На слайде появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо». Учитель- представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас? На слайде появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо». Учитель-посмотритена экран. Какое противоречие вы заметили? Учитель- какую цель урока определяет это противоречие? | Двое учеников разыгрывают сценку- −Пап! - сказал Илюша. - Мне тут приятель много интересного про охоту на медведя рассказывал. Можно нам будет вступить в «Общество охотников»? −И не жалко тебе будет зверушек убивать? - спросил папа. - Сейчас в интересах всего общества нужно оберегать живую природу. Лучше в «Общество защиты животных» запишитесь. −Я что-то совсем запутался в этих «обществах»! Ты говорил об одном обществе или о разных? −Ничего удивительного: слово одно, а смысл может быть разный. Остальные прослушивают. Дети-группа людей с общими интересами. Совокупность, круг людей, социум, объединение. Может возникнуть «конфликт». Разногласие, столкновение. Попытка выслушать друг друга; сделать взаимные уступки; попробовать договориться. Соглашение. Дети- положительные: радость, удовольствие, восхищение, восторг. Дети- отрицательные: раздражение, недоволь ство, возмущение, негодование Дети-музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой. Оценка уже совершённых поступков и тех, которые только намереваются совершить. | Использование в речи терминов и понятий («Общество», «Конфликт», «Компромисс» и т.д), оформление записей на доке. Анализы и синтез информации. Установление причинно-следственных знаний, анализ | Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений в деятельности. | 7 мин. |
6. | Реализация проекта. | Учитель-что и кто помогает человеку оценивать их поступки? Учитель- А какие понятия регулируют отношения людей в обществе.(работа у доски). Приложение 3. Учитель- мы живём в обществе, в котором существуют определённые ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается. Пройти мимо бездомной собаки или накормить её. Навредить человеку или простить его. Человек делает выбор между добром и злом. Сейчас вы по группам напишите несколько важных правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты. Приложение 4. Учитель- правила, отмеченные «+» подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения. Учитель-как называются общие, принятые всем обществом правила поведения? Учитель- молодцы! Назовите синоним морали. Назовите качества нравственного человека, который живёт в нашем обществе? (Работа у доски . К человечку дети присваивают те качества, которым по их мнению должен обладать нравственный человек.Приложение 5. Учитель-опираясь на написанное вами (10 правил и качества), попробуйте сформулировать одно, но самое важное правило. | Дети-внутренний голос, другие люди. Дети-сопоставляют понятия с данными определениями. Дети- делятся на группы (по 4 человека), разрабатывают правила. Дети- мораль (нравственные нормы поведения). Дети- нравственность. Дети- выбирают из перечисленных понятий-нужные. Дети-«Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». | Использование в речи терминов и понятий («Право», «Совесть», «Мораль» и т.д.) Формирование терминологических знаний. Оформление записей в тетрадь. Установление причинно-следственных знаний, анализ. Анализы и синтез информации. Оформление записей понятий на доске. Анализы и синтез информации, нахождение общей мысли. Установление причинно-следственных знаний, анализ. | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других РегулятивныеУУД выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование. Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка. | 10 мин. |
7. | Физ минутка | Учитель-Физкультурная пауза «Морские волны». Команда «Штиль» - все замирают. «Волны» - дети встают по очереди с интервалом в 2 сек., (сначала все сидящие за 1 -ми партами, далее за 2-ми и т.д.Последние парты встав, хлопают в ладоши). Затем в таком же порядке садятся. «Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, друг за другом. Опять команда «Штиль». | Дети-выполняют движения. | 3мин. | ||
8. | Первичное закрепление. | Учитель-так, к сожалению, и в реальной жизни: то штиль, то шторм, и человеку необходимо балансировать, чтобы достойно разрешать в любые жизненные ситуаций, оставаться честным прежде всего перед самим собой. Учитель-перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»? Приложение 6. Золотая монета, золотая брошь, золотое правило (на доске). Учитель-какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? Учитель-исходя из ваших гипотез, как звучит тема сегодняшнего урока? Учитель-еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков. Приложение 7. | Дети-слушают. Дети-золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении. Дети-мы говорим о правилах поведения среди людей, об их нравственном выборе. Дети-«Золотое правило нравственности». Дети- слушают. Трое учеников выходят к доске и рассказывают: Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» Текст №3 «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека. | Построение логической цепи рассуждений | Личностные УУД: Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка. Регулятивные УУД: умение оформлять записи. Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей. | 5 мин. |
9. | Самостоятельная работа со взаимо оценкой | Учитель- самостоятельное чтение статьи по учебному пособию на стр. 42-43. Учитель- по ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометы: + «знаю» V «совершенно новая информация» ? «не понял» = «знал, но забыл» Учитель-поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы. Почему появилось золотое правило? Учитель- чему учат эти правила? Учитель- предлагаю выполнить вам небольшую самостоятельную работу на закрепление прочитанного материала. Учитель- фронтальная проверка работы.Приложение 8. | Дети-читают, делают по пометы. Дети-люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае. Дети- быть добрым. Творить добро в жизни. Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло. Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека. Учат правильно жить. Дети-выполняют. Дети- отвечают. | Работа с понятиями, Самостоятельное создание способов решения проблем, построение своих суждений. Построение логической цепи рассуждений. Анализы и синтез информации, нахождение общей мысли | Коммуникативные УУД: Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора. | 7мин. |
10. | Включение в систему знаний. | Учитель-вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. Учитель- как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи. Учитель- большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. | Дети-слушают. Дети-1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие. 2. Каково будет мне, если со мной так поступят? 3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили? Дети-слушают. | Работа с усвоенными терминами и понятиями | Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств. | 2 мин. |
11. | Рефлексия. | Учитель- Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Как люди выстраивают свои отношения? (Игра:»Какой я?») У детей рисунки человечков и цветные карандаши. Учитель- Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.Приложение 9. Учитель- Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный. Учитель- что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков. А для того, чтобы красных кружочков было больше, нужно работать над собой. Учитель- составьте синквейн нашего сегодняшнего урока. | Дети- как жить в мире (в обществе) людей?«Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе». Дети-выполняют задание. Рисуют красные и зеленые круги на туловище своего человечка. Дети-показывают своих человечков. Дети-1. Правило; 2. Золотое, главное; 3. Соблюдать, придерживаться, поступай; 4.«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». | Повторное проговаривание терминов и понятий. Анализы и синтез информации, нахождение общей мысли | Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка. Коммуникативные УУД: Умение точно и полно выражать свои мысли. | 4 мин. |
12. | Задание на дом. | Найти притчи, сказки, рассказы, былины по отношению к ближнему. | Дети-записывают домашнее задание в дневник. | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Конспект урока по светской этике.ОРКСЭ "Золотое правило нравственности."
Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности".Составила учитель лицея №1367 г. Москвы Гударева И.В.....
Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...
Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"...
План – конспект урока по курсу ОРКСЭ «Отношение христианина к природе»
• Тема и номер урока – «Отношение христианина к природе», № 26• Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы пр...
Конспект по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Технологическая карта урока в 4 классеМодуль: «Основы светской этики»Тема : «Золотое правило нравственности»Автор: Никишина Наталья Владимировна – учитель начальных классов МБОУ ...
План-конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло в православной традиции"
План-конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло в православной традиции"...