План-конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло в православной традиции"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
План-конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло в православной традиции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_orkse.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Тема: «Добро и зло в православной традиции»
Цель урока: создание условий для понимания значения понятия добра и зла, сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
Личностные: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; формировать умение правильно оценивать себя и других, развивать представление о нравственности, обогащение личного нравственного опыта;
Метапредметные: развивать связную речь, умение работать в группе, не нарушая принципов толерантности, обогащать словарный запас;
Предметные: осознать, что библейские заповеди указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость, научиться определять качества добродетельного человека, и способы их приобретения и развития
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная
Техническое оборудование: компьютер, мультимедиа оборудование.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности.
Слайд 1
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожжённою, солнце достать
И подарить его людям.
(Сергей Островой)
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.
II. Определение темы и цели урока.
Видеопритча «Два волка»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Определите тему сегодняшнего урока…
- Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке? (Высказывания детей)
Слайд 2
Что такое добро и что входит в это понятие?
Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?
Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
- Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.
III. Работа над новой темой.
1. Вступительная беседа.
- Как вы понимаете, что такое добро и зло? (Высказывания детей)
- Прочитайте в учебнике в разделе «Вы узнаете» что такое в православии добро и зло.
- Какого человека можно назвать добрым?
- Как люди относятся к доброму человеку?
- Доброта бывает разная. Существуют три понятия доброты.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
-В мире часто доброта борется со злом. Особенно ярко это прослеживается в устном народном творчестве, в сказках. Сказки разных народов учат нас добру. Вспомните русские народные сказки, где добро борется со злом.
(Ответы детей)
- Что в итоге побеждает: добро или зло?
-Почему же добро всегда побеждает над злом? (Высказывания детей)
- Зло – это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.
- А в жизни доводилось вам встречаться с добром и злом?
2. Работа с учебником
- А сейчас вы прочитаете текст из Евангелие «Отречение Петра». Откройте учебник на стр. 36-37
- Сколько раз апостол Пётр отрёкся от Христа? (3)
-Почему он это сделал? (Он струсил)
- Каким же был исход отречения Петра от Христа? (Он горько плакал, ему было стыдно, обновилась его душа, он стал проповедовать учение Христа, будет казнён)
- Как называется нарушение правил доброго поведения человека, данных Богом? (грех)
- Какими плохими качествами проявилось зло? (Трусость, предательство)
- А что может помочь человеку исправить свои ошибки? (Раскаяние)
- Что такое раскаяние? (Дети находят ответ на вопрос в учебнике на стр. 38)
3. Закрепление понятий.
- Я думаю, многие из вас слышали высказывание, что добро возвращается добром. Как вы понимаете это высказывание?
Работа над притчей.
- Предлагаю послушать ещё одну притчу:
Одна индийская бедная женщина каждое утро пекла две лепешки. Одну для членов семьи, а вторую, дополнительную, для случайного прохожего. Вторую лепешку женщина всегда клала на подоконник, и любой проходящий мимо человек мог ее взять.
Каждый день, когда женщина клала лепешку на подоконник, она возносила молитву за своего сына, ушедшего из дома искать лучшую долю. В течение многих месяцев мать ничего не знала о своем мальчике и всегда молилась о его безопасном возвращении.
Вскоре она заметила, что какой-то горбун приходит каждый день и забирает вторую лепешку. Но вместо слов благодарности, он только бормотал: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!" и продолжал свой путь.
Это продолжалось день за днем. Не получая ожидаемых слов благодарности, женщина чувствовала себя обманутой. "Каждый день этот горбун произносит одно и то же! Но что он имеет в виду?"
И однажды, будучи особенно раздраженной, она решила покончить с этим. "Я избавлюсь от этого противного горбуна!", сказала она себе и добавила яд во вторую лепешку. Но когда она собралась положить ее на подоконник, руки женщины задрожали. "Что же я делаю?" - подумала она. И немедленно бросила ядовитую лепешку в огонь, приготовила другую и положила ее на подоконник. Горбун, как обычно, взял лепешку, пробормотав неизменные слова: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!" и продолжил свой путь, не подозревая о бушующих внутри женщины эмоциях.
В тот же вечер кто-то постучал в дверь. Когда женщина ее открыла, она увидела своего сына, стоящего в дверном проеме. Выглядел он ужасно: голодный, худой, слабый, в рваной одежде. "Мама, это просто чудо, что я здесь! Я был от дома всего лишь на расстоянии одной мили, но был так голоден, что упал в обморок. Я, наверное, умер бы, но именно тогда какой-то старый горбун прошел мимо и был так добр ко мне, что отдал целую лепешку. И сказал, это его единственная еда на целый день, но он видит, что я нуждаюсь в ней больше, чем он».
Когда мать услышала эти слова, ее лицо побледнело, и она прислонилась к двери, чтобы не упасть. Она вспомнила отравленную утреннюю лепешку. Ведь если бы она не сожгла ее в огне, ее собственный сын погиб бы!
Вот тогда женщина поняла смысл слов: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!"
- Какова же мораль данной притчи? (Стремитесь делать добро всегда, даже если этого сейчас никто не ценит.)
Работа с пословицами и поговорками.
- Как я уже говорила, в устном народном творчестве теме добра и зла уделяется большое значение. Народная мудрость заключена в сказках, песнях, притчах, а также в пословицах и поговорках.
Слайд 3
Работа с интерактивной доской.
Про доброе дело | а от худого удались. |
От добра | а по худу — худо. |
Доброго держись, | тому зло не вредит. |
Сделав добро, | говори смело. |
По добру — добро, | ко времени молвится. |
Доброе скоро забывается, | добра не ищут. |
Добрая пословица | а худое долго помнится. |
Кто доброе творит, | не хвались. |
- Предлагаю такое задание: собрать части пословиц и объяснить их смысл.
- Народная мудрость учит нас тому, чтобы мы жили в добре, любви, красоте, радости, развивали в себе только лучшие человеческие качества.
4. Работа в группах
- Перед вами два листа бумаги, в центре одного находится сердцевина будущего цветка. Что написано на этой сердцевине? (Добро)
- На втором листе туча с надписью Зло.
- На лепестках-капельках написаны человеческие качества. Одни из них – положительные, несущие в мир добро, другие – отрицательные. Обсудив в группе то или иное, качество, вы приклеиваете лепесток или капельку на тот лист бумаги, к которому данное качество относится.
- Назовите качества, которые вы отнесли к цветку-добру:
(Любовь, трудолюбие, дружба, честность, смелость, милосердие, взаимопомощь, верность, скромность, терпение)
-Что приклеили к тучке-злу?
(Ненависть, лень, предательство, трусость, эгоизм, ложь, злость, досада, зависть, страх)
- Приходилось ли вам в жизни встречаться с такими человеческими качествами?
- К сожалению, в современном мире довольно часто можно столкнуться с отрицательными человеческими качествами. А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, всегда ли вы несёте в мир добро.
5. Работа над стихотворением Л.Л. Серафимовой «Какой я?»
(Читает подготовленный ребёнок)
Какой я?
На кого я похож?
Что несу я в себе?
Я подумать решил о добре и о зле...
Утром в школу проспал. Сам с кровати не встал:
Всё лежал и дремал. С мамой спорить я стал...
В школу быстро бежал. Всех с дороги толкал.
Извиняться уж не было времени:
Ведь никто не упал, лишь чуть-чуть запищал
Рыжий пёсик без рода, без племени.
…День сегодня плохой! Честно я признаю.
На душе как-то, вот, неспокойно...
Я подумать решил о добре и о зле
И услышал в ответ…Зло в тебе, коль душе твоей больно!
Вопросы:
1) Не похожи ли мы на героя?
2) Что подсказало мальчику ответ на его размышления? (Совесть)
3) Отчего стало неспокойно и больно душе? (Нагрешил, стало стыдно)
4) А что делать, если не спокойно и больно душе? (Сделать доброе дело, попросить прощения, покаяться)
- Что такое совесть с точки зрения православия? Прочитайте об этом в учебнике.
- О каком же лекарстве для совести говорится в учебнике? (Раскаяние)
IV. Рефлексия
- Скажите, все ли вопросы мы разобрали на уроке? Все ли понятно?
- Что такое добро и что входит в это понятие?
- Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
Чтение учителем стихотворения Ларисы Улитиной «Добро и зло»
Зло с добром живут на свете.
Это знают даже дети.
Не ходи дорогой зла,
Стань союзником добра.
Зло пытается настигнуть,
Оболгать и громко крикнуть,
Словом скверным оскорбить,
Не спеши со злом дружить!
А добро всегда всё может.
В трудный час в беде поможет.
Руку даст, плечо подставит
И на добрый путь наставит.
Да поделится добром,
Делом, словом и рублём.
Помогает в мире быть,
С миром жить и не тужить!
V. Домашнее задание
На тему «Добро и зло» подготовить (по выбору):
- Сочинение
- Мини-сборник пословиц и поговорок
- Прочитать и пересказать притчу
- Самостоятельная творческая работа по теме.
Источники:
https://mirpozitiva.ru/parables/905-dobro-i-zlo.html
https://doc4web.ru/orkse/urok-dlya-klassa-po-teme-dobro-i-zlo-sovest-i-raskayanie.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...
План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.
Тема урока: Баскетбол.Задачи: 1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна», развивать внимание, монологи...