План – конспект урока по курсу ОРКСЭ «Отношение христианина к природе»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
• Тема и номер урока – «Отношение христианина к природе», № 26
• Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М:. «Просвещение» 2010 г.
• Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божьему.
• Задачи:
- Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека, особой роли человека в мире.
- Воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир.
- Освоение христианского представления о сотворении природы, понимание служения природе как творению Божьему.
- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.
Понятия урока: экология, ковчег, милосердие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_orkse_samoylovoy_o.a._2.docx | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по курсу ОРКСЭ
«Отношение христианина к природе»
- ФИО – Самойлова Ольга Алексеевна
- Место работы – МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»
- Должность – учитель начальных классов
- Предмет – ОРКСЭ
- Класс – 4
- Номинация: "Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательных организаций"
- Тема и номер урока – «Отношение христианина к природе», № 26
- Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М:. «Просвещение» 2010 г.
- Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божьему.
- Задачи:
- Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека, особой роли человека в мире.
- Воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир.
- Освоение христианского представления о сотворении природы, понимание служения природе как творению Божьему.
- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.
Понятия урока: экология, ковчег, милосердие.
Планируемые результаты:
Предметные:
- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать рабочее место;
- осуществлять контроль выполненных действий;
- оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
- развивать личную ответственность за сохранение природы;
- развивать этические чувства;
- уметь вести себя в дискуссии;
- ориентироваться на успешную деятельность.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).
- Воспитание гражданственности;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Межпредметные связи (области): окружающий мир, история, литература, экология.
Ресурсы, необходимое оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал;
- выставка рисунков «Природа вокруг нас»
- доска;
- учебник, тетрадь.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предметные результаты | УУД | время |
1. | Организация детей к уроку. Мотивация | Проверяет готовность класса к уроку. Учитель.Урок Основы православной культуры. -Ребята, сегодня на уроке мы с вами определим задачи урока, по которым будем работать. Учитель.-Ребята, на парте у вас лежит две карточки (солнышко, тучка), покажите карточку, которая соответствует вашему настроению.(1 слайд). | Организуют рабочее место | Восприятие и осмысливание речи учителя. | Регулятивные УУД включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; определение содержательных рамок урока; актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности. | 1 мин |
2. | Повторение материала предыдущего урока. | Учитель. 1.Оъясни значение слов «инок», «монах»..(2 слайд). 2. Почему монахи так ценят послушание? 3. Почему святой Лука, став монахом считал, что он должен оставаться врачом? | Дети отвечают на вопросы учителя. 1. «Монах» - от греческого слова «монос», то есть один; «инок» - от древнеславянского слова «ин», то есть один. 2.Монахи живут при монастыре в послушании, по законам, которые здесь соблюдают, чтобы не тратить своё время и силы, на то, чтобы определить, что ему сейчас «ко благу или нет». 3.В его душе была любовь к Богу и к людям. | 2 мин | ||
3. | Актуализациязнаний. | Учитель обращает внимание на рисункиучащихся (опережающее задание), которые висят на доске по теме «Природа вокруг нас» Учитель. Какое настроение вы испытываете от восприятия картин? Обращение к учебному материалу с. 84, абзац 2, 3. Беседа с учащимися: Учитель.Как вы понимаете слова ученого М.Ломоносова « в книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию заповеди»? Почему изучать законы природы – это христианское служение? .(3 слайд). | Рассматривают рисунки, дают словесную характеристику эмоциональному восприятию рисунков. (Отвечают дети.) -Глядя на картины создаётся радостное хорошее настроение. Читают материал учебника. Отвечают на вопросы учителя. | Анализ иллюстративного материала Осмысливание текстового материала | Личностные УУД:нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция Познавательные УУД: извлечение информации из учебника, построение логическое цепи суждений Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли | 2 мин |
4. | Выявление места и причины (постановка проблемы) | Учитель.-Ребята, как вам кажется кто разумнее человек или природа? После ответов на доске рядом с рисунками детей помещает иллюстрации с вырубленным лесом, сгоревшей почвой и т.д. Как же так человек разумнее природы, а осознание своих деяний нет..(с 4-7 слайд). Учитель. О чем же мы сегодня будем говорить? Подводит к точной теме урока: Конечно, мы будем говорить о проблемах человека по отношению к природе, но ведь мы изучаем христианское отношение к миру, а значит остановимся на отношениях христианина к природе. На доске запись с темой урока. Предлагает записать тему урока в тетрадь. | Формулируют проблему урока. С начало говорят о разумности человека. После появления иллюстраций испытывают проблему. Предполагают, что речь на уроке пойдет о проблемах человека по отношению к природе. Записывают тему урока в тетрадь. | Использование в речи терминов и понятий (Библия, ученые, законы природы и т.д), оформление записей в тетрадь. | Познавательные УУД: постановка и решение проблем, подведение под тему урока | 3 мин |
5. | Построение проекта выхода из затруднения. | Учитель направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявление направлений в работе. -Ребята, какие задачи мы поставим сегодня на уроке? | Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить об отношении человека к природе, его особой роли, ответственности человека за природу, о проблемах, связанных с природой; будем читать, отвечать на вопросы, рисовать и т. д.) | Использование в речи терминов и понятий (ответственность, забота, проблемы природы и т.д.) | Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений в деятельности. | 3 мин |
6. | Реализация проекта. | 1.Мини-лекция учителя с использованием презентации и учебного материала. Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. У человека – есть разум, совесть, свобода и ответственность, а у природы – нет. Перед Творцом природы человек в ответе. Современная наука ищет способы защитить ее от нас..(8 слайд). 2.Введение понятия «Экология» Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей. Если вы пополните ряды ученых, вы сможете внести свой вклад в это святое дело..(9 слайд). 3.Работа в группах по раздаточному материалу (рассказ В.А. Сухомлинского «Отломленная ветка») и врезке учебника («Библейская история о всемирном потопе»). 4. Руководит анализом текстов по заранее предложенному плану. 5.Учитель направляет на выделение нового понятия «ковчег». Обращает внимание на картину И. Айвазовского «Всемирный потоп» .(10 слайд). 6.Учитель предлагает сравнить два сюжета, подводит к выводу о значимости защиты природы. | 1.Осмысливают услышанное и увиденное. 2. Осмысливают понятие «Экология», записывают определение в тетрадь. 3.Читают тексты, анализируют по предложенному плану, делают выводы. 4.Учавствуют в общем анализе. 5.Осмысливают понятие «Ковчег», анализируют эмоциональное впечатление от картины, записывают определение в тетрадь. 6.Слушают друг друга, рассуждают, находят общие проблемы двух текстов. Выводы записывают на доску. | Формирование терминологических знаний. Оформление записи понятия в тетрадь. Установление причинно-следственных знаний, анализ текста. Анализы и синтез текстов, знакомство и работа с историческим источником -Библией. Оформление записи понятия в тетрадь. Анализы и синтез текстов, нахождение общей мысли. | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других РегулятивныеУУД выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование. Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка. | 13 мин |
7. | Физ минутка | Учитель предлагает тематическую физминутку..(11-12 слайд) Отдых для глаз. ДУБ Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны) А над нами дуб высокий. (Руки вверх) Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой) Головами зашумели (Хлопки) Грянул гром, сосна упала, (Присели) Только ветками качала. (Встали, покачали головой) | Выполняют упражнения по смыслу текста и предлагаемым движениям одного из одноклассников. | 1 мин | ||
8. | Первичное закрепление. | Предлагает вставить подходящие по смыслу слова в предложения (на доске): Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Появились экологические проблемы. Бессердечное человечество было наказано – всемирным потопом. Корабль, на котором спасся Ной с семьей называлсяковчег..(13 слайд). Христианин должен изучать законы природы. В отличии от природы и животного мира у человека есть совесть, ответственность … .(с 14-18 слайд).В надежде, что мы сохраним и приумножим красоту мира Бог вручил нам его. | Определяют пропущенные слова, записывают их на доске, комментируют свой выбор. | Построение логической цепи рассуждений | Личностные УУД: Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка. Регулятивные УУД: умение оформлять записи. Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей. | 6 мин |
9. | Самостоятельная работа со взаимо оценкой | Работа в парах по карточкам (карточки дифференцированы). Задание первого уровня. Продолжи правила поведения в природе: не шуметь, не ломать ветки, не мусорить,……. Задание второго уровня: Соедини части пословиц по смыслу. Регулирует защиту ответов, оценку других групп. | Самостоятельно работают в парах по карточкам. Защищают свой ответ, комментируют ответ других учащихся. | Работа с понятиями, пословицами. Самостоятельное создание способов решения проблем, построение своих суждений. | Коммуникативные УУД: Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора. | 5 мин |
10. | Включение в систему знаний. | Руководит составлением кластера «Человек - природе» (используется слайд презентации). Помогает сделать вывод о милосердии. | Составляют кластер, делают вывод о милосердии к природе. | Работа с усвоенными терминами и понятиями | Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств. | 5 мин |
11. | Рефлексия. | Учитель. Что узнали? Что смогли понять? Что понравилось? (19-20 слайд) | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность. | Повторное проговаривание терминов и понятий. | Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка. Коммуникативные УУД: Умение точно и полно выражать свои мысли. | 2 мин |
11 | Задание на дом. | Предлагает вместе с родителями ответить на вопросы: Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу? В чем проявляется милосердие к животным? Также предложено опережающее задание: выяснить значение слов: венчание, обручальное кольцо. | Записывают задание в дневник. | 2 мин |
Литература
1. Кураев, А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 95 с. : ил.
2.Интернет-источники: Обернихина Г.А. Основы духовно-нравственной культуры России : Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры» .
3.http://www.orkce.org/sites/default/files/metod_osn_svetsk_etiki.pdf
4.http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/26
Карточки для работы в парах:
1 уровень:
Продолжи правила поведения в природе:
- Не шуметь
- Не ломать ветки
- Не мусорить
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
2 уровень
Соедини части пословиц по смыслу (укажи стрелочками правильный выбор).
Не беречь поросли, не видать и дерева
Был бы лес, тому не лежать в тени.
Не все стриги, что растет.
Кто не сажал дерева, соловьи прилетят.
Не все стриги, что растет.
3 уровень
Христианское отношение к природе
- Разгадай кроссворд
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | 2 | 6 | ||||||||||||||||
4 | 1 | 5 | 3 | |||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
По горизонтали: 3. Одна из важнейших христианских добродетелей. 4. Законы добра, которые Бог дал людям. 5. Святой, который часто изображается на иконе со львом. 6. Праведник, который взял с собой в ковчег «каждой твари по паре». 7. Дождь, который шел сорок дней. 9. Полезная деятельность человека.
По вертикали: 1. Он создал весь мир. 2. Святой, который кормил медведя хлебом. 4. Установленные обязательные правила. 6. Этот святой шутил: «отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». 8. Наука, изучающая взаимоотношения между живой и неживой природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".
Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К конспекту урока прилагается презентация....
Тезисы к уроку№ 26 курса ОРКСЭ "Отношение христианина к природе" 4 класс
Основные положения,которые должны быть рассмотрены в ходе урока....
.Урок по ОПК .Тема: отношение христианина к природе
Познакомить учащихся с христианским отношением к природе, как к творению Божиему и помочь осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир....
Проект урока по курсу ОРКСЭ «Отношение христианина к природе»
Проект урока по курсу ОРКСЭ. Тема урока «Отношение христианина к природе». Модуль «Основы православной культуры». УМК «Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных...
Урок ОРКСЭ "Отношение христианина к природе"
Урок содержит разнообразныйматериал для раскрытия темы. Предлагается яркая презентация....
План-конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло в православной традиции"
План-конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло в православной традиции"...
План – конспект урока по курсу ОРКСЭ «Золотое правило нравственности».
Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, воспитание уважительного отношения...