Урок этики.4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок основ светской этики "Премудрости этикета" в рамках городского профессионального сообщества учителей основ светской этики "Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках основ религиозных культур и светской этики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_etika.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
В РАМКАХ ГОРОДСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
«Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках основ религиозных культур и светской этики»
Цели:
- Расширить знания детей о понятии «этикет» и его содержании,
- Обобщить и углубить знания детей о сфере применения правил этикета в повседневной жизни,
- Совершенствовать навыки культуры поведения у детей, общения с людьми,
- Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.
ХОД УРОКА:
1. Орг. момент:
- Добрый день, уважаемые гости. Приглашаю Вас на урок в 4 А кл по программе «Светская этика». ( слайд №1)
- Дорогие ребята поприветствуйте гостей и займите места.( слайд №2)
2.- Ребята, помогите мне отгадать это слово. ( слайд №3) ЕТКИТЭ
- Что такое этикет?
- стих-е
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет
Это нормы поведения
Как ходить на день рожденья
Как знакомиться, как есть,
Как звонить, как встать, как сесть,
Как здороваться со взрослым
Много разных есть вопросов
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
ЭТИКЕТ- это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям. Чтобы жить достойно среди людей.
( слайд № 4)
Это правила хорошего поведения. Слово «этикет» возникло во Франции от названия карточки-этикетки. Этикетка-описание товара, а этикет- описание образцов поведения.
Учитель: Человек встречается с родными и друзьями, ходит в школу и театры, магазины, ездит в транспорте, принимает пищу. Во всех этих ситуациях он оказывается среди людей, а значит должен правильно себя вести.
Наиболее разумные правила человечество пронесло через века, закрепляя уважение и доброе отношение к людям как норму. Многие правила этикета вобрали в себя народную мудрость и со временем стали пословицами и поговорками .
Работа в группах. Собери пословицу и объясни их смысл.
Слайд 5 ( расспыпанные половицы)
Пообещал сделать – сделай . Не можешь – не обещай.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Говорит день до вечера, а послушать нечего. Что в другом не любишь, того и сам не делай.
- Работа с учебником. ( СЛАЙДЫ НА ЭКРАН 6, 7, 8, 9. )
Виды этикета: речевой ,Деловой ,Столовый ,Праздничный Повседневный, профессиональный, Воинский, Этикет телефонного разговора и другие.
Большую часть времени мы проводим в школе. Давайте поговорим о нормах школьного этикета.
1 Рассмотрим несколько ситуаций из школьной жизни и постараемся вывести из них общие правила этикета. Страницы книги выведен на экран).
-Поздороваться с несколькими учителями, около двери.
- Помощь одноклассникам .
- В раздевалке.
- В столовой.
2.Школьный этикет охватывает нашу речь. (Текст Н.Носова) слайд № 10
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» ( отрывок)
Подумать только, как быстро время летит! Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике - этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было - это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом пожалела и перевела в четвертый класс так, без работы.
- Не хочется тебе лето портить, - сказала она. - Я переведу тебя так, но ты дай обещание, что сам позанимаешься по арифметике летом.
Я, конечно, обещание дал, но, как только занятия кончились, вся арифметика выскочила у меня из головы, и я, наверно, так и не вспомнил бы о ней, если б не пришла пора идти в школу. Стыдно было мне, что я не исполнил своего обещания, но теперь уж все равно ничего не поделаешь.
- Быстро и невыразительно
Речь наша должна быть не только наполнена смыслом, но и выразительна.
- Громко и тихо. Из школы вы приходите домой, где необходимо соблюдать этикет. Представьте, поздний вечер. Город засыпает и вдруг в одной квартире….. Потом зазвонил телефон….. Но сегодня Варя сделает всё правильно согласно этикету . Пригласим её на сцену ( тихие аплодисменты).
5. Физкультминутка. Игра «Ручеёк» вместе с гостями. ( слайд № 11)
Вы позволите Вас пригласить, Разрешите Вас пригласить.
После игры проводить гостью на её место.
- - Ребята, вы любите мультфильмы?
Смотрим отрывок, наблюдаем за героями. (Винни Пух )
Обсуждение.
Не ходят рано утром и поздно вечером.
О своем приходе предупреждают звонком.
Приходят к назначенному времени.
В гостях не теряют чувство времени.
Поблагодарить.
- Вы любите не только смотреть кино , но и читать. Много книг прочитано за три года. Одной из любимых - Григорий Остер и его «Вредные советы» ( слайд 12)
В шутливой форме автор учит нас соблюдать правила приличия и этикета, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Вспомним….
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, —
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
А сейчас мы не только услышим, но и увидим …
8.Инсценирование правил этикета с последующим анализом
СЦЕНКА : «В ТЕАТРЕ».
Ученик 1: (с шутливой интонацией)
Посещайте почаще театральный буфет.
Там пирожные с кремом, с пузырьками вода,
Как дрова, на тарелках шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно пить молочный коктейль.
Ученик 2: (с шутливой интонацией)
Не просите билеты на балкон и партер,
Пусть дадут вам билеты в театральный буфет.
Уходя из театра, унесите с собой
Под трепещущим сердцем в животе бутерброд! (ученики расходятся)
СЦЕНКА: Звенят 3 звонка.
Васечкин в буфете берёт большой стакан с «попкорном», плитку шоколада, большую булку и, запыхавшись, бежит в « зрительный зал», где сидят «зрители» и внимательно «смотрят спектакль». Васечкин начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим, роняет стакан с «попкорном» на колени сидящих на первом ряду со словами «Зря деньги потратил».
Добирается до своего места, начинает расспрашивать, что уже показывали артисты, на него «шикают».
Васечкин начинает шумно разворачивать и есть (пачкает руки) шоколад. Соседи тихо ему делают замечание. Громко зевает, смотрит на руки и начинает выбираться из зала со словами «Мне руки нужно помыть». «Зрители» делают ему замечание.
На последних словах артисты замирают в мизансцене.
ОБСУЖДЕНИЕ.
Спасибо артистам. Вам понравилось. Как поблагодарим артистов?
А ещё можно сделать КОМПЛИМЕНТ ….
10.Современный человек не может обойтись в общении без комплимента.
Комплимент как элемент языковой культуры широко представлен в ситуациях повседневного речевого поведения и является одним из наиболее ярких и востребованных проявлений человека в ситуациях повседневного речевого взаимодействия.
- скажите комплимент нашим артистам (Спасибо за игру)
- девочке ( Тебе идет эта прическа, Ты хорошо выглядишь)
-родной школе
1. Мне очень нравится школа. 2. Школа- это мой второй дом. 3. Когда я ухожу со школы, то мне очень хочется вернутся. 4. На каникулах я все время думаю о школе. 5. В школе у меня все друзья и любимые учителя. 6. В школе мне очень уютно.
- маме
- самая замечательная, справедливая, любимая, умная, добрая;
- веселая, прикольная, красивая и заботливая;
- как хорошо, что ты у меня есть;
- мне очень повезло с такой мамой;
- дороже чем ты, у меня нет никого;
- ты мое солнышко;
- твоя улыбка самая добрая, лучезарная и яркая.
- Обратите внимание на внешность. Такой комплимент всегда легко говорить, так как все изменения не должны проходить мимо вашего внимания. Не стесняйтесь! Поверьте, с каждым разом у вас это будет получаться все лучше и лучше.
- Похвалите кулинарный талант. Наверняка у вас есть любимое мамино блюдо, которое она готовит лучше любого шеф-повара. Замечайте все ее успехи и достижения, ей это будет очень приятно.
11. – Ребята, а вы любите подарки?
Правила этикета. ( подарки не дарят в коридоре, за исключением цветов.
Вручая подарок не торопясь , говоря при этом теплые слова.
Получая подарок, не откладывай сторону, разверни упаковку и поблагодари.
- Предлагаю сделать подарок нашим гостям – песню.
12. Итог урока.
Правил этикета много
С другими можно познакомиться в этих книгах (ВЫСТАВА КНИГ), чтобы чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Хочется надеяться, что все о чем мы сегодня говорили вы не будете забывать.
Ведь вежливым человек не рождается, а становится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.
Это родительское собрание, на котором рассматривается проблема поведения учащихся в школе и дома. Форма проведения - дискуссионный клуб.Обсуждаются следующие вопросы: "Что значит быть культурным челов...
Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна
Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...
Справедливость и милосердие. Конспект урока 4 класс. Светская этика
Разработка урока по теме Справедливость и милосердие для 4 класса. Светская этика....
Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».
Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...
Урок этики "Мой класс-мои друзья"
Цели: 1. Расширение знаний детей о дружбе.2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения.3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"
Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...
презентация к уроку этики в 4 классе "Стыд.Вина.Извинение"
4 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»Тема: «Стыд, вина и извинение»Цель: Создать условия для формирования этических норм по...