Урок этики "Мой класс-мои друзья"
план-конспект урока на тему

Попова Наталья Николаевна

Цели: 

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения.

3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_moy_klass_-_moi_druzya.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Мой класс - мои друзья"

Цели:  

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения.

3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

1. Беседа.

- Ребята, у кого есть в классе друзья?

-Какие хорошие качества своих друзей вы можете назвать?

2. Беседа.

Послушайте рассказ о дружбе одного класса.

М. Водопьянов

"Один за всех и все за одного"

Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.

Удрученный внезапно настигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущим сына, решили было учить его музыке. Но у мальчика не было никаких склонностей к музыке.

Однажды домой пришли Левины товарищи.

— Почему Лева не ходит в школу? — спросили они мать слепого мальчика.

— Как же он будет ходить? — удивилась та.

— А мы его первое время будем провожать. Пока не привыкнет!

— Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит?

— А мы поможем, всем классом поможем! — твердо заявили ребята.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к Понтрягину учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает преподаватель. Учителя с большой чуткостью отнеслись к слепому, но очень старательному ученику. И не было случая, чтобы Лев Понтрягин не выучил заданного. Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память, которая с годами развивалась еще больше. Он научился писать, пользуясь трафаретом, и уверенно водил карандашом по бумаге сквозь узкую, длинную щель в картоне, чтобы не очень прыгали строчки. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения вместо одной пары глаз у него было двадцать пять пар — глаза всего класса. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно и во всем помогали юноше, который ничего не видел. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором. Молодого ученого избрали членом-корреспондентом Академии наук Советского Союза.

- Вам понравилась дружба ребят?

- А в нашем классе были случаи, когда можно сказать "один за всех и все за одного"?

- Если бы вдруг вы стали волшебником, за какие дела и поступки вы наградили бы и похвалили своего товарища?

- А за какие наказали бы?

- А теперь задумайтесь каждый. Внимательно посмотрите на ребят класса. Сейчас на листочке напишите, кого из класса и за что вы бы наказали?

- На втором листочке - кого бы и за что поощрили?

(обратите внимание на доброту)

Результаты зачитывают.

- Кого же чаще всего называют? Этим ребятам надо задуматься над замечаниями класса, но вы не заметили в них..... (Обязательно сказать об этих ребятах что-то положительное).

3. Беседа

В. Солоухин

Мститель

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку - чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы.

Вот почему все мы, и мальчишки и девчонки, дурачились, как могли, очутившись вместо унылого класса под чистым сентябрьским небом.

Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто-голубом.

Главное развлечение наше состояло в том, что на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали шарик - кто дальше. Эти шарики (а иной раз шла в дело и картошка) летают так высоко и далеко, что кто не видел, как они летают, тот не может себе представить. Иногда в синее небо взвивались сразу несколько шариков. Они перегоняли один другого, все уменьшаясь и уменьшаясь, так что нельзя было уследить, чей шарик забрался выше всех или шлепнулся дальше.

Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что по загону бежит от меня Витька Агафонов с толстым прутом в руке. Значит, вместо того чтобы бросить свой комок земли в небо, он подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась: так бывало всегда, когда приходилось плакать. Не то чтобы нельзя было стерпеть боль. Насколько я помню, я никогда не плакал именно от физической боли. От нее можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навертывались слезы на мои глаза от самой маленькой обиды или несправедливости.

Ну за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал. Наоборот, когда мальчишки не хотели принимать его в круговую лапту, я первый заступился, чтобы приняли. "На любака" мы с ним не дрались давным-давно. С тех пор, как выяснилось, что я гораздо сильнее его, нас перестали стравливать. Что уж тут стравливать, когда все ясно! В последний раз мы дрались года два назад, пора бы об этом забыть. К тому же никто не держит обиды после драки "на любака". "Любак" и есть "любак" - добровольная и порядочная драка.

Ни один человек на загоне не заметил маленького происшествия: по-прежнему все собирали картошку; наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз было неповадно.

Вскоре созрел план мести. Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду. Просто и хорошо. То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: "Ну что, попался на узенькой дорожке?" Нет, я сзади бить не буду, я ему дам прямо в нос. Или отплатить тем же? Раз он меня сзади, - значит, и я его сзади. Только он нагнется за сухим сучком, а я как тресну по уху, чтобы загудело по всей голове. Он обернется, тут-то я ему и скажу: "Ну что, попался на узенькой дорожке?" А потом уж и в нос...

В урочный день и час, на большой перемене, я подошел к Витьке. Затаенное коварство не так-то просто скрывать неопытному мальчишке. Казалось бы, что тут такого: пригласить сверстника в лес жечь теплинку? Обычно уговариваешься об этом мимоходом, никакого волнения быть не может. На этот раз я волновался. Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали.

Витька посмотрел на меня подозрительно. Его оттопыренные уши, над которыми нависали соломенные волосенки, покраснели.

- Да уж... Я знаю, ты драться начнешь. Отплачивать.

- Что ты, я забыл давно! Просто пожгем теплинку. А то, если хочешь, палки будем обжигать, а потом разукрасим их. У меня ножичек острый, вчера кузнец наточил...

Между тем положение мое осложнилось. Одно дело - нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело - весь этот разговор. Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:

- Ну ладно, тогда пойдем.

"Вот я тебе покажу "пойдем"!" - подумал я про себя. Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток, и как мне было больно, и как мне было обидно, и как я твердо решил ему отплатить. Я так все точно и живо вообразил, что спина опять заболела, как и тогда, и в горле опять остановился горький комок, и даже нижняя губа вроде бы начала подрагивать, - значит, я накалился и готов к отмщению.

На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент: как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле, а ухо его словно бы еще больше оттопырилось, так и просило, чтобы я по нему стукнул что есть силы.

- Смотри, смотри! - закричал Витька, показывая на круглую норку, уходящую в землю. Его глаза горели от возбуждения. - Шмель оттуда вылетел, я сам видел. Давай раскопаем? Может быть, там меду полно.

"Ну ладно, эту норку мы раскопаем, - решил я, - потом уж я с тобой разделаюсь!"

- Надо вырезать острые лопаточки, а ими и копать землю. Нож-то захватил?

Живо-два мы вытесали себе по отличной лопаточке и стали рыть. Дерн тут был такой плотный, что мы сломали по одной лопаточке, потом вырезали новые, а потом уж добрались до мягкой земли. Однако никакого меда или даже шмелиного гнезда в норке не оказалось. Может быть, когда-нибудь здесь вправду водились шмели, только не теперь. А зачем лазил туда шмель, которого увидел Витька, так мы и не узнали.

На опушке леса в траве мы тотчас наткнулись на стаю рыжиков. Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.

Крепкие, красные, боровые росли грибы в зеленой траве. И хоть целый день грело солнце, они все равно были холодные, как лягушки. В большом рыжике в середке стояла чистая водичка, как все равно нарочно налили для красоты. Поджарить бы на прутике, да жаль соли нет. Вот бы славно поели!

- Айда за солью! - предложил Витька. - Далеко ли овраг перебежать? Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

"Айда за солью! - думал я, лелея по-прежнему свой злодейский замысел. - Только не думай, что все так и кончится. Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу, ты от меня не уйдешь".

Мы принесли соль и два куриных яйца.

- Теперь давай ямку копать.

В ямку мы положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. От огня земля нагреется, яйца в ней превосходно испекутся. Останется только подержать их в золе около горячих углей, чтобы немного пропахли дымком для вкуса.

Сначала мы зажгли небольшую сосновую веточку, пушистую, но высохшую, с красными иголками. Она вспыхнула от одной спички и горела так, словно гореть для нее большая радость, то есть даже ничего нет на свете лучше, чем сгореть в нашей теплинке. Она вроде бы даже не горела, а плясала, как девчонка в ярко-красном платьице. (Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно, только вот зачем он тогда меня треснул промежду лопаток? Теперь придется ждать, когда кончим жечь теплинку.)

На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом стали класть шалашиком. Постепенно пошли палочки потолще, еще потолще, и теплинка наша разгоралась ровным, сильным огнем. Она хотя и была небольшая, но сразу видно, что не скоро погаснет, если даже не подкладывать в нее дров.

Тут мы принялись за рыжики. Когда Витька насаживал на прутик свой первый рыжик, мне так и вспомнился тяжелый земляной катыш, которым он меня тогда огрел, и я подумал, не сейчас ли мне с ним расправиться, но решил, что всегда успеется, и стал насаживать свой рыжик. Рыжики шипели в огне, соль на них плавилась и вскипала пузырьками, даже что-то с шипением капало в костер - не то соль, не то грибной сок. А кончики прутьев дымились и обугливались. Мы съели все рыжики, но нам хотелось еще, так они были вкусны и душисты. Да и соль оставалась, не выбрасывать же ее! Пришлось снова идти по грибы.

Когда мы раскапывали яйца, из земли шел пар - настолько она прогрелась и пропарилась. Надо ли говорить, что яйца упеклись на славу. Мы съели с ними остатки соли. Никогда я не ел яиц вкуснее этих. (Конечно, это Витька придумал печь яйца. Всегда он что-нибудь придумает, даром что уши торчат в разные стороны.)

Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем домой, и тут я буду должен... Что бы еще такое придумать, очень не хочется сразу идти домой.

- Бежим на речку, - говорю я Витьке. - Помоемся там, а то вон как перемазались. Водички попьем холодненькой. Бежим?

Все под руками у нас в деревне: лесок так лесок, речка так речка. Мы по колено заходим в светлую текучую воду, которая очень холодна теперь, в конце сентября, наклоняемся над водой и пьем ее большими вкусными глотками. Разве можно воду из колодца или самоварного крана сравнивать с этой прекрасной водой! Сквозь воду видно речное дно - камушки, травинки, песочек. Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые.

Ну вот и попили и умылись. Делать больше нечего, надо идти домой. Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. Витька доверчиво идет вперед. Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

Что стоит? А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.

Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка вечно он что-нибудь придумает. Придумал вот яйца стащить...

Ладно! Если он еще раз стукнет меня промежду лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! А теперь - ладно.

Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

Вопросы:

- Почему рассказ называется "Мститель"?

- Как еще можно назвать этот рассказ, придумайте другое название.

- Дайте характеристику Витьке и герою рассказа, от лица которого ведется повествование. Почему не был осуществлен план мести?

4. Вам понравилась дружба ребят из рассказа, а что надо в нашем классе сделать, чтобы можно было сказать: "Мой класс - мои друзья"?

И при этом могут происходить настоящие чудеса.

О. Высотская

"Ежик"

О. Высотская

Сережа очень нелюдим, 

Ох, как бы подружиться с ним? 

А, может быть, напрасный труд? 

Его не зря Ежом зовут. 

Девчонки просят: «Ежик! » 

Дай перочинный ножик. 

А Коля крикнет всех смеша. 

— Не уколитесь об Ежа! 

Но Еж как будто глух и нем, 

Сидит, не говорит ни с кем! 

— Сережа, взять билет в кино? 

А он сердито буркнет: «Нет! 

— А на коньках пойдешь кататься? 

— Нет, мама будет волноваться! 

А вот уже под Новый год 

Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет 

В подвальном этаже. 

Что нет отца, а мать больна, 

Давно уж не встает она. 

И Ежик ходит за обедом, 

И топит печь вдвоем с соседом. 

И должен в комнате прибрать, 

А иногда и постирать. 

Конечно, трудно одному 

Приходится Сереже. 

Решил Алеша: мы ему 

Все вместе – ка поможем. 

Друзья стучатся у дверей 

— Открой, Сережа, поскорей! 

Мы в нашем переулке 

Тебе купили булки. 

И сахар взяли заодно 

А здесь в пакетиках – пшено! 

Давай готовить ужин. 

Сережа был сконфужен. 

Уж не казался он Ежом, 

Он стал совсем не колкий. 

Скорей за чайником пошел, 

Достал посуду с полки. 

Теперь хотел бы он дружить 

Пожалуй, с целым светом. 

Когда кому-то трудно жить — 

Должны вы знать об этом! 

- Ребята, а вы хорошо знаете класс. Может и в нашем классе кто-то нуждается в помощи?

5. Работа с пословицами.

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Без друга на сердце вьюга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема «Друзья-товарищи» С.Я. Маршак. Внеклассное чтение.

Цель:познакомить с произведением о дружбе.Задачи: Осмысление проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Раскрыть содержание понятия: «настоящий друг».Закрепление представлений школьников о...

Урок-проект "Судим соревнование друзей" по математике к теме "Числовой отрезок", 1 класс, ОС "Школа 2100"

Урок - проект разработан в рамках реализации ФГОС, призван решать задачи, которые ставят стандарты второго поколения. Ребята самостоятельно создают модель числового отрезка, что невозможно без примене...

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса по учебнику Г.М. Грехнёвой и К.Е. Кореповой. В материале представлен подробный конспект и два приложен...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей».

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей»....

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...