Рабочая программа к курсу ОРКСЭ (Основы мировых религиозных культур)
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № 1 от «0» сентября 2017 г. | Утверждена Приказом № 226-ОД от « 0» сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
4 КЛАСС
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
ОРКСЭ, авторА.Я.Данилюк
Абрамовой Т.А., учителем начальных классов
г. Оха
2017 г.
IРАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развитие этнических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многокофессионального народа России;
- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
- формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этнических ценностей;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
- формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий и России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни.
Праздники календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина.Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва.Библия и Евангелие.ПроповедьХриста.Христос и Его крест.Пасха.Православное учение о человеке.Совесть и раскаяние.Заповеди.Милосердие и сострадание. Золотое правило этики.Храм.Икона.Творческие работы учащихся.Подведение итогов праздничного проекта.Как христианство пришло на Русь.Подвиг.Заповеди блаженств. Зачем творить добро?Чудо в жизни христианина.Православие о Божьем суде.ТаинствоПричастия.Монастырь.Отношение христианина к природе.Христианскаясемья.ЗащитаОтечества.Христианин в труде.Любовь уважение к Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» - вместе. С чего начинается Родина… В тебе рождается патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения:школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся:классно-урочная
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | № урока в разделе | СОДЕРЖАНИЕ (раздел, тема урока) | сроки проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Россия – Родина моя (5 часов) | |||||
1 | 1.1 | Россия - наша Родина. | 04.09-08.09 | ||
2 | 1.2 | Культура и религия | 11.09-15.09 | ||
3 | 1.3 | Культура и религия . | 18.09-22.09 | ||
4 | 1.4 | Возникновение религий. | 02.10-06.10 | ||
5 | 1.5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 09.10-13.10 | ||
6 | 1.6 | Священные книги религий мира | 16.10-20.10 | ||
7 | 1.7 | Священные книги религий мира. | 23.10-27.10 | Каникулы с 28.10 по 06.11 | |
8 | 1.8 | Хранители предания в религиях мира | 07.11-10.11 | ||
9 | 1.9 | Добро и зло | 13.11-17.11 | ||
10 | 1.10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 20.11-24.11 | ||
11 | 1.11 | Человек в религиозных традициях мира | 27.11-01.12 | ||
12 | 1.12 | Священные сооружения (Православие. Ислам) | 04.12-08.12 | ||
13 | 1.13 | Священные сооружения (Иудаизм. Буддизм) | 11.12-15.12 | ||
14 | 1.14 | Искусство в религиозной культуре (Православие. Ислам) | 18.12-22.12 | ||
15 | 1.15 | Искусство в религиозной культуре (Иудаизм. Буддизм) | 25.12-27.12 | Каникулы с 28.12 по 09.01 | |
16 | 1.16 | История религий России | 10.01-12.01 | ||
17 | 1.17 | История религий в России | 15.01-19.01 | ||
18 | 1.18 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 22.01-26.01 | ||
19 | 1.19 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 29.01-02.0205.02.02 | ||
20 | 1.20 | Религиозные ритуалы в искусстве | 05.02-09.02 | ||
21 | 1.21 | Паломничества и святыни. | 12.02-16.02 | ||
22 | 1.22 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира | 19.02-22.02 | ||
23 | 1.23 | Праздники в религиях мира (Православие. Ислам) | 26.02-02.03 | ||
24 | 1.24 | Праздники в религиях мира (Иудаизм. Буддизм) | 05.03-09.03 | ||
25 | 1.25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Православие. Ислам) | 12.03-16.03 | ||
26 | 1.26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Иудаизм. Буддизм) | 19.03-23.03 | Каникулы с 24.03 по 01.04 | |
Любовь и уважение к Отечеству ( 8 часов) | |||||
27 | 2.1 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, | 02.04-06.04 | ||
28 | 2.2 | Семья, семейные ценности | 09.04-13.04 | ||
29 | 2.3 | Долг, свобода, ответственность и труд | 16.04-20.04 | ||
30 | 2.4 | Любовь и уважение к Отечеству | 23.04-27.04 | ||
31-34 | 2.5-2.8 | Резерв | 30.04-30.05 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ. "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"
ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ОРКСЭ. МОДУЛЬ "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"...
ОРКСЭ основы мировых религиозных культур
Тема "Возникновение религий" 4 урок...
Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...
Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...
ОРКСЭ основы мировых религиозных культур
ОРКСЭ основы мировых религиозных культур...
Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс
В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса....