Использование игровых технологий на уроках Основы религиозных культуры и светской этики.
статья по орксэ (4 класс)
Именно на уроках ОРКСЭ поставлена задача духовно-нравственного развития ребёнка, а это лучше делать через практику. Поэтому и эффективно использовать на этих уроках игровые технологии. Игра может использоваться на разных этапах урока и решать определённые задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование игровых технологий на уроках Основы религиозных культуры и светско | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий на уроках Основы религиозных культуры и светской этики.
Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №1», г. Юхнов Юхновского района Калужской области Щербакова Татьяна Геннадьевна
Именно на уроках ОРКСЭ поставлена задача духовно-нравственного развития ребёнка, а это лучше делать через практику. Поэтому и эффективно использовать на этих уроках игровые технологии. Игра может использоваться на разных этапах урока и решать определённые задачи. Я немного расскажу о значении игр.
Во-первых, участие в играх создаёт положительный эмоциональный настрой, учит строить взаимоотношения с другими людьми на основе взаимоуважения. Через игровые задания развивается у детей положительная мотивация.
Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых. В играх воспитывается умение контролировать свои поступки, правильно оценивать поступки других. Игра учит детей общению.
В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, организаторские способности, творческие возможности. Игры сближают взрослого с детьми, помогают установить с ним более тесный контакт. Поэтому включение игры в учебный процесс приносит успех на уроке. С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка.
Во-вторых, игра – это и средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития и хороший метод исправления недостатков.
В- третьих, для развития познавательной активности детей на уроках можно применять игровые технологии, позволяющие развивать умственные и творческие способности детей.
Использовать игру учитель может в разных ситуациях:
— если деятельность непривлекательна для учащихся, тогда игра выполняет функцию эмоционального настроя;
— трудное дело можно завершить игрой;
--- игровые моменты могут использоваться на уроке в целях проверки и контроля.
В младшем школьном возрасте игра занимает небольшое время проведения, в отличии от подросткового.
Учиться с игрой веселее и интереснее. Поэтому надо включать игру в урок.
Игра может занимать несколько минут – для закрепления пройденного материала. Часть урока – для поддержания интереса к уроку, преодоления трудностей в изучении учебного материала.
Игры могут проводится в начале урока (психологический настрой), в середине урока и в конце урока (рефлексия).
Игры в начале урока, как разминка.
Используются для повышения сплоченности учащихся, для эмоционального настроя; для сотрудничества.
На уроке Основы светской этики класс у меня большой, а на уроке Основы православной культуры - небольшая группа. Поэтому выбираю игры в зависимости от количества учеников. Приведу примеры игр, которые можно использовать и использую я.
Игра «Номерки» (построиться по номерам, которые прикреплены на спине. Сделать это необходимо молча). Какая группа справилась быстрее и почему. Цель: умение договориться.
Игра «Слепой и поводырь» (умение доверять другому).
Игра на сотрудничество - «Рука к руке».
Игра «Апчхи» (развитие чувства «мы»). Группы после репетиции хором называют своё определённое слово («ящик, хрящик, алыча, точки, очки, спички»). Затем все группы вместе произносят слова, получается «пчхи».
Игра «Восковая палочка» (развитие группового единства). Участники в плотном кругу бережно передают «восковую палочку».
Игра «Нас с тобой объединяет …» (умение находить общее с другим). Игра проводится в кругу, передавая мяч (игрушку). Называется признак, действие, общее с другим ребёнком.
Пусть поменяются местами те… Участники сидят на стульях в кругу. Называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает этим признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится водящим. Смысл упражнения: лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг к другу.
Игра «Волшебный стул» По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.
Перед началом игры установка: волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле. После игры следует проводить рефлексию. Что понравилось в игре? Что огорчило? Над чем игра заставила задуматься? Кому помогали, кто помогал? Кто был главным, кто руководил? Для психологического настроя эффективно использовать на уроке также притчи.
Игры на разных этапах урока.
Многие темы уроков после беседы нуждаются в игровой практике. Анализ
межличностных отношений выводит на игру «Пространственная социометрия» (осторожно, учитывать особенности класса и детей).
- Можно использовать разбор различных ситуаций.
- «Нарисуем счастье» - этот прием даёт возможность выразить внутренний мир ребенка через зрительные образы. Например, нарисуй совесть, добро, месть…. А затем объяснить свои рисунки.
- Раскрасьте слово «добро» в любой цвет. Почему выбрал именно этот цвет?
- Задание: В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из
жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света. Представь, что
дружба–это волшебное солнце с разноцветными лучами. Запиши в
лучах составляющие настоящей дружбы.
Игровые технологии используются для повышения эффективности учебного процесса, для развития познавательной активности детей на уроках.
Игра «Поле чудес» возможна при закреплении тем.
К игровым приемам можно отнести:
— игры- драматизации
— игры-викторины (нужно найти один правильный ответ на поставленный вопрос).
— игры-загадки
— кроссворды
— ребусы
— шарады
Эти приемы, как и многие другие, требуют хорошей и длительной подготовки учителя к уроку. На помощь ему могут прийти сами дети, разрабатывая так называемые творческие задания дома.
Успех игры зависит не только от умелого выбора ее, но и от того, как она проводится. Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд.
Предлагая новую игру, надо кратко, объяснить ее, чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать.
Игра «Ассоциации» Учитель подбирает слова или имена, соответствующие пройденным темам уроков. К этим словам необходимо подобрать 5 или более ассоциаций. Например:
Святой князь Владимир – красное солнышко, Херсонес, крещение, Киев, и т.д.
Библия – откровение, слова Бога, два завета, много книг, святая книга.
Приём: Учитель произносит слово, затем ассоциации другого слова, потом опять слово и т. д. Игра должна проводится в быстром темпе.
Словесные игры:
«Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Найди ошибку».
«Найди слова, начинающиеся со слов «добро, или добр» и «благо или благ». Задание по группам: придумать с этим корнем:
— слова — имена собственные, фамилии.
— имена существительные.
— имена прилагательные
— глаголы.
Игра «Хорошие и плохие поступки»: дети делятся на две команды (или по вариантам в парах). Задача 1 команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Задача 2 - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. При обсуждении обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Смысл упражнения: осознание детьми связи между поступками и самоуважением. А это необходимое условие общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
«Прекрасный сад»: предлагается представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? Нарисуйте свой цветок, вырежи его. Большой лист объявляется поляной, которую нужно засадить цветами. Все ученики по очереди прикрепляют свой цветок. Ребёнку надо помочь увидеть: в окружении каких разных, непохожих цветов растет его цветок. Но есть и общее - окраска, размер или форма. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Смысл упражнения: ощутить себя частью этого мира, классного коллектива.
Игры, которые проводятся в конце занятия (Итог занятия).
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
- Эмоционально - цветовая рефлексия:
Можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе урока. Каждому настроению соответствует свой цвет (предлагается перечень цветов и что означает цвет).
- Эмоционально-художественная рефлексия:
Можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка.
Таким образом, знания, полученные в процессе изучения ОРКСЭ, становятся частью личного жизненного опыта ребёнка, становятся личностно значимыми, а это и есть одна из основных задач формирования его духовно- нравственной сферы. И эффективнее это делать учителю, используя игровые технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе
Предмет "Основы православной культуры и светской этики" введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св...
Использование дидактического материала на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Использование ИКТ на уроках « Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
Автор рассказывает о проведении уроков модуля "ОРКиСЭ" с использованием ИКТ....
Игровые технологии на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
Использование игровых технологий на уроках курса ОРКСЭ...
Использование активных методов обучения на уроках основы религиозной культуры и светской этики
В статье предлагаются различные виды работ на уроках курса ОРКСЭ....
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»
Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...