Рабочая программа по ОРКиСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Пояснительная записка и содержание программы(КТП)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_ork_i_se.docx | 61.13 КБ |
roditelyam_o_module_svetskaya_etika.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………..2
Общая характеристика……………………………………………………..….3
Личностные, метопредметные и предметные результаты………………..…5
Содержание учебного предмета……………………………………………..10
Содержание тем учебного процесса…………………………………………15
Календарно – тематическое планирование………………………………….19
Учебно – методическое обеспечение…………………………………….…..22
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 (с изменениями и дополнениями - №1576 от 31.12.2015);
- Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345
«О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СШ № 41».
- Учебный план МБОУ «СШ №41».
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов МБОУ «СШ №41».
- Учебная программа, на основе которой отставлена рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Рабочая программа. 4 кл. (4—5 кл.) / Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко – М. : Дрофа, 2014.
- Учебное пособие: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл. (4-5 кл.) : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Демин. – М. : Дрофа, 2017.
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Изучение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» не только готовит учащихся к освоению основ знаний обществознания, истории в основной школе, но и способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Курс ОРКСЭ также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру, позволяет ученику решать определенный класс жизненно-практических задач. В настоящую программу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования;
принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно – ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Описание места учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в учебном плане.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буддийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.
5. Основы мировых религиозных культур.
6. Основы светской этики.
Обучающиеся изучают модуль «Основы светской этики» по выбору родителей.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в 4 классе для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). . Особое место занимают проекты и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Проекты, практические работы предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22 августа 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ», оценивание предмета «Основ религиозных культур и светской этики» безотметочное.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Светская этика».
Личностными результатами изучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Основы духовно-нравственной . Светская этика» в 4 – м классе
является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- понимать, что за самостоятельно сделанный выбор человек несет ответственность.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Светская этика»
в 4–-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- учиться относиться с уважением к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики.. Светская этика» в 4–м классе
является формирование следующих умений:
– понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
- уметь описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
– учиться действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, основанных на мировых религиозных культурах и на светской этике:
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, свое решение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Светская этика»
Личностные результаты
1.Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2.Формирование семейных ценностей.
3.Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
4.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
5.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6.Развитие навыков сотрудничества.
Предметные результаты
1.Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
2.Понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
3.Формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России.
4. Формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре.
5.Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
6.Осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
1.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
2.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
3.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
4.Умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу школьник должен :
-приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
-получить опыт самостоятельного общественного действия.
Способы оценивания результатов
1. Представление результатов – в ходе реализации и презентации ученических проектов.
2. Главный способ оценки – рефлексивная самооценка ученика по умениям линий развития и коллективная оценка учениками (под руководством учителя) друг друга.
3. Дополнительный способ оценки – экспертная оценка учителями в результате наблюдения за деятельностью учеников в ходе исполнения и презентации своих проектов.
Содержание учебного предмета
Россия – наша Родина
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.
Что такое светская этика?
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: культура, мораль, этика
Мораль и культура
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Особенности морали
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.
Добро и зло
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия
Добродетель и порок
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок.
Свобода и моральный выбор человека
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.
Свобода и ответственность
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.
Моральный долг
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.
Справедливость
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Справедливость. Моральные правила справедливого человека.
Альтруизм и эгоизм
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм
Дружба
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
Основные термины и понятия: Добродетельные отношения. Дружба.
Что значит быть моральным
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
Основные термины и понятия: Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: Род. Семья. Фамилия. Родословная
Нравственный поступок
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
Золотое правило нравственности
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Золотое правило нравственности.
Стыд, вина и извинение
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
Честь и достоинство
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Честь. Достоинство. кодекс чести .
Совесть
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка
Джентльмен и леди
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: джентльмен, леди
Образцы нравственности в культуре Отечества
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.
Этикет
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.
Семейные праздники
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.
Любовь и уважение к Отечеству
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.
Содержание тем учебного курса
Тема | Содержание |
Как работать с учебником.( 1 час) | |
Россия – наша Родина (1ч.) | Богатство России. Малая Родина Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции. |
Глава1. Как отличить добро от зла.(16 часов)
| |
Что такое светская этика (1ч.) | Знакомство с понятиями культура, мораль, .этика. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность. |
Культура и мораль (1ч.) | Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. |
Особенности морали (1ч.) | Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. |
Добро и зло (2ч.) | Добро и зло как основные этические понятия. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. |
Добродетель и порок (2ч.) | Кто такой добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели. |
Свобода и моральный выбор человека (1ч.) | Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. |
Свобода и ответственность (1ч.) | Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. |
Моральный долг (1ч.)
| Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. |
Справедливость (1ч.) | Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым. |
Альтруизм и эгоизм (1ч.) | Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». |
Дружба (1ч.) | Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. |
Что значит быть моральным (1ч.) | Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?» |
Подведение итогов Подготовка творческих работ (проектов) учащихся (2ч.) | Подготовка и защита творческих работ и проектов. |
Подведение итогов. Творческий отчёт | Подведение итогов за первое полугодие |
Глава 2.Каковы истоки правил морали? ( 18 часов) | |
Род и семья – исток нравственных отношений (1ч.) | Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная. |
Нравственный поступок (1ч.) | Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? |
Золотое правило нравственности (1ч.) | Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни. |
Стыд, вина и извинения(1ч.) | Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования. |
Честь (1ч.) | Что такое честь. Что такое достоинство. |
Совесть (1ч.) | Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть». |
Образцы нравственности (2ч.) | Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. |
Образцы нравственности в культуре Отечества (1ч.) | Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты. |
Этикет (1ч.) | Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый. |
Семейные праздники (1ч.) | Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать. |
Жизнь человека – высшая нравственная ценность (1ч.) | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Для чего человек живёт и в чём ценность человеческой жизни. |
Любовь и уважение и Отечеству (1ч.) | Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся (4ч.) | Подбор иллюстраций, материала для создания проекта. Защита проекта. |
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
Общая тема | Кол-во часов | № № п\п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 ч | 1 | Россия – наша Родина. Проект «Символика России» | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы) |
Основы религиозных культур и светской этики | 28 ч | 2 | Что такое светская этика? | |
3 | Мораль и культура. | |||
4 | Особенности морали. | |||
5 | Добро и зло. | |||
6 | Добро и зло. | |||
7 | Добродетель и порок. | |||
8 | Добродетель и порок. | |||
9 | Что значит «быть нравственным» в наше время. | |||
10 | Свобода и моральный выбор человека. | |||
11 | Свобода и ответственность. | |||
12 | Моральный долг. | |||
13 | Справедливость. | |||
14 | Альтруизм и эгоизм. | |||
15 | Дружба. | |||
16 | Что значит быть моральным? | |||
17 | Трудовая мораль. | |||
18 | Смысл жизни и счастье. | |||
19 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | |||
20 | Нравственный поступок. | |||
21 | Золотое правило нравственности. | |||
22 | Стыд, вина и извинение. | |||
23 | Честь и достоинство. | |||
24 | Совесть. | |||
25 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | |||
26 | Джентльмен и леди. | |||
27 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | |||
28 | Что такое этикет. | |||
29 | Презентация проектов. | |||
Духовные традиции многонационального народа России | 5 ч | 30 | Семейные праздники. | |
31 | Государственные праздники. | |||
32 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | |||
33 | Любовь и уважение к Отечеству. | |||
34 | Презентация по теме «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
на 2019/2020 учебный год
по ОРКСЭ, модуль «Светская этика», «Школа России», Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов,
4 класс, 1 час в неделю, всего 34 часа
№ | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока с указанием этнокультурных особенностей РБ | Примечание |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||||
1 | Россия – наша Родина. Проект «Символика России». *Символика РБ. | |||
Основы религиозных культур и светской этики (28 часов) Личностные: Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Познавательные: Знание основных моральных норм и ориентация на них выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания, смысловое восприятие художественных и познавательных текстов. Регулятивные: выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов), сравнение и классификация по заданным критериям, развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Коммуникативные: Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | ||||
2 | Что такое светская этика? | |||
3 | Мораль и культура. | |||
4 | Особенности морали. | |||
5 | Добро и зло. | |||
6 | Добро и зло. *Башкирские пословицы о добре и зле. | |||
7 | Добродетель и порок. | |||
8 | Добродетель и порок. | |||
9 | Что значит «быть нравственным» в наше время. | |||
10 | Свобода и моральный выбор человека. | |||
11 | Свобода и ответственность. | |||
12 | Моральный долг. | |||
13 | Справедливость. | |||
14 | Альтруизм и эгоизм. | |||
15 | Дружба. Проект « Мой друг» | |||
16 | Создание творческих работ по теме «Что значит быть моральным?» | |||
17 | Трудовая мораль. | |||
18 | Смысл жизни и счастье. | |||
19 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | |||
20 | Нравственный поступок. | |||
21 | Золотое правило нравственности. | |||
22 | Стыд, вина и извинение. | |||
23 | Честь и достоинство. | |||
24 | Совесть. | |||
25 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | |||
26 | Джентльмен и леди. | |||
27 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | |||
28 | Что такое этикет. Проект «Этикетная сторона костюма.» | |||
29 | Презентация проектов. | |||
Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов) Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Познавательные: Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов), овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности, Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Коммуникативные: Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания . | ||||
30 | Семейные праздники. *Проект «Праздник в моей семье» | |||
31 | Государственные праздники. *Государственные праздники РБ. | |||
32 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | |||
33 | Любовь и уважение к Отечеству. *Проект «Моя малая Родина». | |||
34 | Презентация проектов. |
Учебно–методический комплект:
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4–го класса авторы Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И.
Литература
1. Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ
2. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
4. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010
- Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010
Предварительный просмотр:
Сообщение для родителей учащихся 3 классов.
О выборе модуля «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Задачи:
- Дать информацию о различии понятий «этика» и «этикет».
- Ознакомить родителей с целями и задачами модуля «Светская этика».
- Кратко познакомить с учебником «Основы светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Этика же – это философская наука, этот термин введён Аристотелем,эта наука рассматриеи поступки и отношения между людьми, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло.
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников
- с основными нормами нравственности,
- дать первичное представление о морали,
- о нравственных идеалах и ценностях,
- светских традициях, на понимание их значений в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Учебник знакомит учащихся с основами светской этики. Помогает решить задачу нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.
Учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, сострадание и милосердие, мужество, терпение, правда, истина, ложь и многое другое.
Светская этика дает знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
По учебникам которым мы работаем можете увидеть содержание учебного модуля «Светская этика»:
Цель комплексного учебного курса ОРКиСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России
Но есть и множество положительных результатов освоения модуля «Основы светской этики»
- Так у детей проявляются таких качества как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям. Дети учатся анализировать и контролировать собственное поведение в разных жизненных ситуациях.
- Осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысливают тексты различных стилей и жанров, учатся слушать собеседника, вести диалог.
- В ходе занятий закладываются основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Модуль «Основы светской этики» тесно связан с другими школьными предметами.
Так на занятиях и дома, дети пишут сочинения, работают с пословицами, сказками, притчами, былями разных народов, выполняют презентации, делают рисунки, узнают историю своей семьи.
Ответы детей на вопрос «Чему дети учатся на уроках?» и « Нужен ли данный предмет?»
«Учусь добру; учусь быть культурным;
учусь дружить; учусь уважать других;
учусь честности, справедливости; помогать людям;
быть внимательным и милосердным;
уважать родителей и старших;
стараться не совершать плохих поступков, понимать других, не быть эгоистом»
- Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание того, как важна нравственность для полноценной человеческой жизни.
- Всячески поддерживайте это в ребенке.
Выбор за Вами, уважаемые родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев
Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...
рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...
рабочая программа по ОРКиСЭ
Татар телендә укытучы хезмәттәшләрем өчен Россия халыкларының дини мәдәнияте фәненнән эшче программамны куям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочая программа по ОРКиСЭ для 4 класса по учебникам А.Н.Сахарова и К.А.Кочегарова "Основы религиозных культур народов России" 4 класс, 5 класс....
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Мною была разработана и послана на областной конкурс рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры" преподаётся в 4 - 5 классах по выбору учащихся и их родителей. Может пригодиться...
Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....