Рабочая программа по ОРКиСЭ
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему
Мною была разработана и послана на областной конкурс рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры" преподаётся в 4 - 5 классах по выбору учащихся и их родителей. Может пригодиться учителя, преподающим данный модуль. ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs.rar | 66.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Южно – Степная СОШ
Рассмотрено на РМО Согласовано Утверждено
от « » …………. 2014 г зам. директора по УВР директор МОУ
……………………… …………… Агаркова И.П. ………….. Мошкова Л.Н.
Рабочая программа
Образовательная область: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предмет: Основы мировых религиозных культур
Уровень: Базовый
Класс: 4 класс
Учитель: Климова Татьяна Егоровна
2014 -2015 учебный год
Календарно – тематическое планирование
на 2014 - 2015 учебный год
По предмету: Основы мировых религиозных культур
Учитель: Климова Т.Е.
Класс 4
Количество часов по школьному учебному плану__0,5______
Количество часов по программе____17__________________
Количество часов по четвертям
| 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет | Год |
Количество часов | - | - | 10 | 7 | 17 |
Плановых контрольных работ | - | - | |||
Контрольных работ по развитию речи | - | - | |||
Административных контрольных работ | |||||
НРЭО | - | - | 2 | 1 | 3 |
Планирование составлено на основе:
Основной образовательной программы
начального общего образования МОУ Южно-Степная СОШ,
Федерального государственного образовательного стандарта,
авторской программы «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков) – М.: Просвещение, 2010г ; методических рекомендаций по учёту национальных, региональных и этно – культурных особенностей,
планируемых результатов освоения ООП НОО
УМК:
- Учебник для 4 класса / Сахаров А.Н., Кочегаров К.А «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» - ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011г
- Основы православной культуры Южного Урала, 4 класс: учебн. Пособие / под ред. И. Шестакова, В. Кузнецова и др. – Челябинск: Край РА, 2013 – (Моя малая Родина).
- Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по комплексному курсу «Основы мировых религиозных культур» составлена на основе авторской программы «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков) – М.: Просвещение, 2010г., в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования.
Преподавание учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в МОУ Южно – Степная СОШ осуществляется в соответствии с ФГОС с учётом следующего нормативно – правового и инструктивно – методического обеспечения:
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
- Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Региональный уровень
- Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
- Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
- Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
Методические рекомендации
- Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
- Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
- Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
- Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов // http://ipk74.ru/news.
- Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads
Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (зарегистрирован в Минюсте России).
Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Федеральный уровень
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения).
Региональный уровень
- О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.
- О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.
- О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/4286 от 18.06.2011 г.
- Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г.
- О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г.
- О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г.
- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
- Школьный учебный план на 2014 – 2015 учебный год
- Положения по составлению рабочих программ по учебным предметам в МОУ Южно – Степной СОШ (Приказ №84 от 1.09.2012г).
- Общая характеристика учебного курса
При изучении курса «Основы мировых религиозных культур» на базовом уровне он включает в себя следующие содержательные линии:
- духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;
- тематические разделы;
- духовные традиции многонационального народа России.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» − формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10−11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса − «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» − являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, − общность в многообразии, многоединство, поликультурность, − отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель − воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- формирование у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- знакомство обучающихся с основами светской этики и обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
- Описание места комплексного учебного курса в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений на изучение учебного курса «Основы мировых религиозных культур» отводится 1 ч. в неделю в 4 классе - с января 2015 года, изучаться в объеме 17 часов, а 17 часов будут изучаться с сентября 2015 года в 5 классе.
На изучение НРЭО отводится 9 часов, 3 часа - в 4 классе , 6 часов - в 5классе.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебно – дидактический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объёме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.
Учебно-методический комплекс
При изучении курса «Основы религиозных культур народов России» в 4 классе используется учебно-методический комплект издательства «Русское слово», включающий учебник с электронным приложением, книги для учителей и родителей. Используется также учебники «Народоведение» и дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы – в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.
В преподавании курса реализуется важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в начальной школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные (ВУ), комбинированные и повторительно-обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы (ПР), уроки-экскурсии (УЭ), уроки-конференции (УК), в календарно-тематическом плане соответственно обозначенные указанными сокращениями.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
- первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями микро- и мезоуровня: историей, культурой и традициями народов и этнических групп, проживающих на территории региона; этнокультурное многообразие России
Предметные результаты освоения учебного предмета «ОДНКНР», отражающие НРЭО:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России и Южного Урала, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории человечества, России и родного края, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
- Cодержание учебного курса (34 часа)
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие предания христиан. Возникновение христианства. Христианская церковь. Христианство на Руси и в России. Христианские святые. Православный храм. Христианские праздники и таинства. Католичество. Протестанты. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Во что верят мусульмане. Мусульманские обряды и обычаи. Иудаизм – древняя религия евреев. Во что верят иудеи. Обычаи и обряды иудеев. Кто такой Будда. Во что верят буддисты. Направления и обряды буддистов. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).
В системе педагогического мониторинга по курсу используются следующие виды и формы текущего контроля (поурочный устный опрос, анкеты, портфолио ученика). В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Характеристика контрольно – измерительных материалов.
В системе педагогического мониторинга по курсу используются следующие виды и формы текущего контроля ( поурочный устный опрос, тесты, сочинения, портфолио ученика). В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Характеристика уровня при защите презентации:
Высокий уровень – если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
Средний уровень – ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
Низкий уровень – ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
- Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы, учебного занятия | Учебный материал | Учебные действия |
Тема 1. Введение (2ч) | |||
1 | Россия – наша Родина | § 1,с.3 - 7 | Cлушание рассказа учителя, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи |
2 | Род и семья – исток нравственных отношений. | доп. лит- ра, | Придумывают и изображают герб своей семьи. Совместно с родителями составляют свою родословную и рисуют свое родословное древо. Определяют семейные роли и характеризуют свои обязанности в семье. |
Тема 2. Основы православной культуры (13 ч.) | |||
3 | Древние предания христиан. | с. 10 - 16 | Cлушание рассказа учителя, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи |
4 | Возникновение христианства. | §2 с. 17 - 19 | учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с географической картой России. |
5 | Возникновение христианства | §2 с. 20 - 26 | учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации. |
6 | Христианская церковь. | §3 с. 27 - 30 | учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации. |
7 | Христианская церковь | §3 с. 31- 33 | учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации. |
8 | Христианство на Руси и в России. | §4 с. 34- 37 | Cлушание рассказа учителя, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи |
9 | Христианство на Руси и в России. | §4 с. 38- 41 | Cлушание рассказа учителя, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи |
10 | Христианские святые. | §5 с. 42- 45 | чтение и анализ текста, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи |
11 - 12 | Православный храм. | §6 с. 46 - 53 | учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации. |
13- 14 | Христианские праздники и таинства. | §7 с. 54 - 62 | учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации. |
15 | Пасха. | Доп. литература | просмотр и обсуждение презентации, роспись яиц (практическая работа). |
Тема 3. Католичество.(2 ч.) | |||
16 - 17 | Католичество. | §8 с. 63 - 67 | Cлушание рассказа учителя, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи |
Тема 4. Протестанты.(1 ч.) | |||
18 | Протестанты. | §9 с. 68 - 73 | Cлушание рассказа учителя, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи |
Тема 5. Ислам. (8 ч) | |||
19 -20 | Пророк Мухаммад и возникновение ислама. | §10 с. 74 - 78 | слушание устного рассказа, чтение и пересказ, учебный диалог, смысловой анализ текста, выборочное чтение, устный рассказ на тему домашнего задания. |
21 -22 | Во что верят мусульмане. | §11 с. 79 - 83 | слушание устного рассказа, чтение и пересказ, учебный диалог, смысловой анализ текста. комментированное чтение, пересказ текста, подготовка творческой беседы с членами семьи |
23- 26 | Мусульманские обряды и обычаи. | §12 с. 84 - 89 | ознакомительное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи |
27 | Праздник Курбан – байрам. Наши семейные праздники | Дополнительная литература | Приводят примеры семейных праздников. Учатся толерантному отношению к представителям разных культурных традиций |
28 | Иудаизм. | §13 с. 90 - 98 | слушание устного рассказа, чтение и пересказ, учебный диалог, смысловой анализ текста |
29 | Во что верят иудеи. | §14 с. 99 - 101 | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи |
30 | Обычаи и обряды иудеев. | §15 с.102 - 107 | чтение текста параграфа пособия для учащихся, учебный диалог, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи |
31 | Кто такой Будда. | §16 с.108 - 111 | слушание устного рассказа, чтение и пересказ, учебный диалог, смысловой анализ текста |
32 | Во что верят буддисты. | §17 с.112 - 117 | чтение текста параграфа пособия для учащихся, учебный диалог, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи |
33 | Направления и обряды буддизма. | §18 с.118 - 126 | учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, просмотр и обсуждение презентации. |
34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Любовь и уважение к родному посёлку. | Защита презентаций. Праздничная программа На основе материала пешеходной экскурсии знакомятся с достопримечательностями и культурными традициями родного города (села). Излагают своё мнение по поводу значения любви и уважения к малой Родине в жизни человека. |
Примерные темы исследовательских работ для презентаций:
- Как христианство пришло на Русь?
- Буддийское отношение к природе.
- Святые в отношении к животным.
- Русские святые - воины (на примере одного святого: святых благоверных князей)
- Христианская семья и её ценности.
- Иудейский календарь, праздники.
- Святыни религий России.
- Искусство религий России (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство, арабески и др.)
- Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Используемый учебно-методический комплект
Учебная программа | Учебники, учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур народов России»». М.: Русское слово, 2011. | 1.Учебник для 4 класса / Сахаров А.Н., Кочегаров К.А «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» - ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011г 2.Основы православной культуры Южного Урала, 4 класс: учебн. Пособие / под ред. И. Шестакова, В. Кузнецова и др. – Челябинск: Край РА, 2013 – (Моя малая Родина). | Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. | Электронное пособие к учебному пособию. «Основы религиозных культур народов России» – М.: Русское слово, 2011. | Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). |
Используемая дополнительная литература
Пособия для учащихся
- Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
- Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
- Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000.
Энциклопедическая и справочная литература
- Челябинск. История моего города. Книга для чтения / под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. – Челябинск: АБРИС, 2005.
- Челябинская область. Краткий географический справочник / авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2011.
- Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.
- Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-7. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
- Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 1989.
- Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.
Интернет-адреса
10.Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работай ков образования РФ: http://www.apkpro.ru; http.V/www.orkse.apkpro.ru.
11.Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru.
12.Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru.
13.Спутниковый канал единой образовательной информационной среды: http://www.sputnik.mto.ru.
14.Учительская газета: http://www.ug.ru.
15.. Журнал «Вестник образования России»: http://www.vestniknews.ru.
16.Потенциал: образовательный журнал для школьников и учителей: http://potential.org.ru.
17..Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru.
18.Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн: http://www.edic.ru.
19.Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»: http://www.megabook.ru.
20.Педагогический энциклопедический словарь: http://dictionary.fio.ru
21. Рубрикой: энциклопедии, словари, справочники: http://www.rubricon.com. 22.Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий»: http://edu.km.ru
23.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: http://vschool.km.ru
24.. Портал «Музеи России»: http://www.museum.ru
25. ЛгсЫ-tec.ru - история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура: http://www.archi-tec.ru
26. Всеобщая история искусств: http: / / www, art ух .ru.
27. Виртуальный каталог икон: http://www.wco.ru/cons/
28. Виртуальный музей живописи: http://www.museum-online.ru
29. Государственная Третьяковская галерея: http://www.tretvakov.ru
30. Государственный Русский музей: http://www.rusmuseum.ru
31.Государственный Эрмитаж: http://www.hermitagemuseum.org
32. Московский Кремль: виртуальная экскурсия: http: //www. mo scowkreml in. ru
33. Музеи Московского Кремля: http://www.kremlin.museum.ru
34. Народы и религии мира: http://www.cbook.ru/peoples.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, отражают:
Основы духовно-нравственной культуры народов России:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Сведения об учителе | ||||||||
ФИО | Школа, класс. Образование | стаж | Категория/ год аттестации | Курсы ПК | Внеурочная деятельность | Участие в конкурсах профессионального мастерства | ||
Климова Татьяна Егоровна | МОУ Южно – Степная СОШ, 2 класс. Образование – среднеспециальное,Магнитогорское педагогическое училище, 1982г. | 32 г | 1 категория, | 1)Модульные курсы «Реализация компетентностного подхода на уроке в начальной школе (в рамках реализации ФГОС второго поколения) 14 мая 2009года 2. «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования: основы духовно – нравственной культуры народов России» 26.03 по 08.04.2012 г. | 1.«Тропинка» (1, 2 - 3 классы) 2.«Занимательная математика» (1 класс) | «Самый классный классный» 2008 г - участник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев
Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...
рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...
рабочая программа по ОРКиСЭ
Татар телендә укытучы хезмәттәшләрем өчен Россия халыкларының дини мәдәнияте фәненнән эшче программамны куям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочая программа по ОРКиСЭ для 4 класса по учебникам А.Н.Сахарова и К.А.Кочегарова "Основы религиозных культур народов России" 4 класс, 5 класс....
Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...