Рабочая программа по ОРКиСЭ
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Рабочая программа по ОРКиСЭ для 4 класса по учебникам А.Н.Сахарова и К.А.Кочегарова "Основы религиозных культур народов России" 4 класс, 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse_4-5_kl.docx | 53.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе:
- стандарта начального общего образования по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089;
-методических рекомендаций по организации изучения в 4-х классов комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 24.12.2012г. №2080, зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2012 г., регистрационный номер 19776);
- письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 09.07.2013 года № 9127/13 «Об учебных планах на 2013-2014 учебный год»;
- учебного плана МБОУ «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района РТ на 2013-2014учебный год (приказ директора МБОУ «Старотимошкинская СОШ» №______________ от _________________2013г.
Учебный курс «Основы религиозных культур народов России» в 4 классе изучается 1 час в неделю. Всего за год – 34 часа.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- Общая историческая судьба народов России;
- Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а так же между ними и другими учебными предметами;
- ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основные формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса ОРКСЭ.
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:
словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);
наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);
практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда)
Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.
При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником. Работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.
Формы учебной работы
Драматизация (театрализация) предоставляет возможность для самопрезентации учащихся. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен отдельной творческой группе.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем.
Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Сочинение. Сочинение позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными, стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью. Например, на уроке по иудейской культуре группе учащихся можно предложить представить себя журналистами, оказавшимися в древнем Египте с заданием написать газетную статью о Моисее и иудейском народе, пребывавшем в плену.
Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации. Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. (Уникальные возможности предоставляет, например, ресурс GoogleArtProject (http://www.googleartproject.com), где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D модели залов.)
Домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Каждый учащийся должен выполнить 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за период изучения курса.
Список литературы:
- А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М. «Русское слово».2011.
- А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 5 класс. М. «Русское слово».2012.
Дополнительная литература для учителя (интернет- сайты)
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.
Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru:
Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.
Календарно-тематическое планирование по предмету
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||
1. | Введение в предмет | 1 | Комбинированный | Объяснять смысл возникновения монотеистических религий в связи с вы- ходом человечества на новый уровень нравственного раз- вития | Уметь характеризовать понятие «душа». Понимать причины возникновения религиозных верований. | ||
Христианство-7ч. | |||||||
2. | Древние предания христиан | 1 | Комбинированный | Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека | Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. | ||
3. | Возникновение христианства | 1 | Комбинированный | Объяснять смысл искупительной жертвы Христа | Знать основные со- бытия земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. | ||
4. | Христианская церковь | 1 | Комбинированный | Характеризовать основные различия между православием и католичеством | Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь представления об устройстве Церкви. | ||
5. | Христианство на Руси и в России | 1 | Комбинированный | Характеризовать важную роль Русской Православной церкви в становлении и развитии русской государственности | Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков | ||
6. | Христианские святые. Православный храм. | 1 | Комбинированный | Характеризовать понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве право- славного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. | Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Уметь правильно вести себя в православном храме | ||
7. | Христианские праздники и таинства | 1 | Комбинированный | Понимать суть церковного богослужения. Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина | Знать основные праздники и особенности церковного календаря. | ||
8. | Католики и протестанты | 1 | Комбинированный | Характеризовать суть понятия «чистилище». Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения. | Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия. Знать имена крупнейших протестантских лидеров | ||
Ислам -3ч. | |||||||
9. | Пророк Мухаммад и возникновение ислама | 1 | Комбинированный | Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат» | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. | ||
10. | Во что верят мусульмане | 1 | Комбинированный | Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман | Знать содержание основных норм шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. | ||
11. | Мусульманские обряды и обычаи | 1 | Комбинированный | Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. | Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети | ||
Иудаизм -2ч. | |||||||
12. | Иудаизм-древняя религия евреев | 1 | Комбинированный | Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. | Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Знать основную при чину появления еврейского населения в России | ||
13. | Во что верят иудеи | 1 | Комбинированный | Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа | Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. | ||
Буддизм-4ч. | |||||||
14. | Обычаи и обряды иудеев | 1 | Комбинированный | Характеризовать особенности иудейского календаря. | Знать основные иудейские праздники. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге | ||
15. | Кто такой Будда ? | 1 | Комбинированный | Понимать значение просветления Будды в истории буддизма | Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. | ||
16. | Во что верят буддисты | 1 | Комбинированный | Объяснять суть четырех благородных истин буддизма. Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения | Знать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения. Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях будизма | ||
17. | Направления и обряды буддизма | Комбинированный | Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне. | Знать основные праздники и обряды буддизма. Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме |
18 | Православие в Древней Руси | 1 | Комбинированный | Формулировать определения понятий «монастырь», «монахи», «поучение». Фиксация информации в различных знаковых системах. Установить причинно-следственные связи; объяснить явления, процессы, связи. | Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др. Знать основы культурного наследия своего народа; | ||
19 | Православие в Московской Руси | 1 | Комбинированный | Формулировать определения понятий «автокефалия», «печалование», «нестяжатели». | Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы. Понимать и принимать идеалы и ценности, проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др. Уметь объяснять смысл понятий уния и автокефалия. Понимать важность для христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему). | . | |
20 | Православие при царях и императорах России | 1 | Комбинированный | Формулировать определения понятий: «Патриарх всея Руси», «Синод», «старцы», «Оптинская пустынь», «Саровская пустынь». Извлечь информацию из различных знаковых систем. | Знать основные события истории православия во времена Российского царства и Империи. Иметь представление о патриотической позиции церкви во время Смутного времени. Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества. | ||
21 | От Советской России до современности | 1 | Комбинированный | Характеризовать понятия: «Гонения на Церковь», «Русская Православная Церковь Заграницей», «Акт о каноническом общении». | Знать основные события истории православия XX – начала XXI в. Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны. Понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулировать определения, понятия. | ||
22 | Православие в традициях русского народа | 1 | Комбинированный | Характеризовать понятия: «крестные родители», «восприемники», «именины», «отпевание», «Яблочный Спас». Переиграть ролевую игру «Крестные». Моделировать ситуации, требующие адекватного поведения (на крестинах, на именинах, на отпевании) | Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти. Уметь объяснять понятие крестины и именины, приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера. Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих веков. Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия. | ». | |
23 | Дом и семья в православии | 1 | Комбинированный | Характеризовать понятия: «Красный угол», «Домострой», «мясоед», «Всероссийский день семьи, любви и верности» Моделировать ситуации, требующие адекватного поведения (в доме православного христианина, на празднике семьи, любви и верности). Подготовить сценарий праздника семьи, любви и верности в классе (школе) и его реализация. | Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей. Знание сюжета жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности. Уметь уважительно относиться к культурным традициям своей страны и народа; осознавать значения семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, | ||
24, 25 | История ислама в России | 1 | Комбинированный | Характеризовать понятия: «Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая Орда», «татарские государства», «верховный сеид», «новокрещенские комиссии», «терпимая религия», «медресе». Познавательное чтение. | Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах и терпимости русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России. Объяснять смысл понятия «медресе». Уметь устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества. | ||
26 | Ислам в современной России | 1 | Комбинированный | Характеризовать понятия: «Имам», «Центральное Духовное управление мусульман», «Совет муфтиев», «Координационный центр мусульман Северного Кавказа». | Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях. Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др | ||
27 | Дом и семья в исламе | 1 | Комбинированный | Характеризовать понятия: «мусульманская семья», «честь рода». . Моделировать ситуации, требующие адекватного поведения (в гостях у мусульманской семьи). | Понимать важность для мусульманина ценностей семьи, уважения к старшим, милосердия. Приводить примеры почитания в мусульманской традиции соответствующих ценностей. Уметь осознавать значение семьи в жизни человека и общества. | ||
28 | Появление и развитие иудаизма в России | 1 | Комбинированный | Характеризовать историко-географический образ России;. Характеризовать понятия: «кагал», «хедер», «иешива», «синагога . | Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века. Уметь объяснять понятия кагал, хедер и иешива | . | |
29 | Иудаизм в СССР и современной России | 1 | Комбинированный | Формулировать определения понятий: «Холокост», «Еврейский антифашистский комитет», «Федерация еврейский общин», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений | Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР и современной России. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе. | ||
30 | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа | 1 | Комбинированный | Формулировать понятия: «законоучитель», «обряд выкупа первенца». Моделировать ситуации, требующие адекватного поведения (в гостях у иудейской семьи). | Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с особенностями существования иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре. Уметь уважительно относиться к культурным традициям своей страны и народа; ориентироваться в особенностях социальных отношений. | . | |
31 | Появление и развитие буддизма в России | 1 | Комбинированный | Формировать историко-географический образ России; Формулировать определения понятий: «гэлуг» (тибетский буддизм), «лама», «Далай-лама», «хурул», «дуган», «дацан», «хурэ». | Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Уметь характеризовать особенности тибетского буддизма, объяснять смысл понятий лама, далай-лама, хурул, даган, дацан, хурэ. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, пороповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости. | . | |
32 | Буддизм в СССР и современной России | 1 | Комбинированный | Формулировать определения понятий: «традиционная буддийская сангха России», «Духовное управление буддистов России». | Знать основные события, связанные с историей буддизма в СССР и современной России. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе. Уметь ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоить социальные нормы, правила поведения с учетом этнокультурных ценностей; | ||
33 | Буддизм в культуре и традициях народов России | 1 | Комбинированный | Характеризовать понятия: «белый месяц», «сор», «праздник тысячи лампад», «ладья жизни», «цам». Моделировать ситуации, требующие адекватного поведения (в гостях у буддийской семьи). | Иметь представления о буддийских традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России. Уметь объяснять смысл понятия лама, цам | ||
34 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Комбинированный | Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса. | Понимать и принимать морально-нравственные ценности традиционных религий нашей страны Уметь сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев
Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...
рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...
рабочая программа по ОРКиСЭ
Татар телендә укытучы хезмәттәшләрем өчен Россия халыкларының дини мәдәнияте фәненнән эшче программамны куям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Мною была разработана и послана на областной конкурс рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры" преподаётся в 4 - 5 классах по выбору учащихся и их родителей. Может пригодиться...
Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...