Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев
рабочая программа (4 класс) по теме
Пояснительная записка
Содержание программы
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
Тематический план учебного курса
Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_4_klass.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____________ / Пчелова Е.В. Протокол № _____ от «___»____________ 2012 г. | «Согласованно» Заместитель руководителя по УВР МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2012 г. | «Утверждено» Директор МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Герман М.А. Приказ № _____ от «___»___________ 2012 г. |
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по «Основам православной культуры»
4 «Б», 4 «В» классы
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2012
2012 – 2013 уч. год
Основы православной культуры 4 класс
(1 ч в неделю - 34 ч)
Пояснительная записка
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.
Основными задачами являются:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
- формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.
Для изучения курса «Основы православной культуры» должны быть в наличии следующие объекты и средства материального обеспечения:
- технические средства;
- экранно - звуковые пособия: электронное приложение «Основы православной культуры», дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет - ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- учебно - методические комплекты, комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя, нормативно - правовые документы, научно - популярные книги, документальные источники, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах) и д.р.
Программа рассчитана на 34 часа.
В данный УМК входят:
А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2010 г.
- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г.
Содержание программы
4 класс (34 ч)
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 4 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
Личностные
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
Предметные
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
Период обучения | Количество часов | № п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | |
1 четверть | 9 | 1 | Введение в православную духовную традицию | 19 | |
2 четверть | 7 | 2 | Православие в России | 15 | |
3 четверть | 10 | Итого | 34 ч. | ||
4 четверть | 8 | ||||
Итого | 34 | ||||
Календарно – тематическое планирование
Все уроки изучения и первичного закрепления знаний; последние уроки четверти - обобщение и систематизации знаний.
№ п/п | Дата проведения 4 «Б» | Дата проведения 4 «В» | Тема урока | Основные термины и понятия | Стр. учеб ника | Дом. задание | ||
План | Факт | План | Факт | |||||
Россия - наша Родина | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции | 4-5 | 4-5, вопросы пословицы о Родине | |||||
Культура и религия | Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия | 6-7 | 6-7, вопросы | |||||
Человек и Бог в православии | Православная культура. Внутренний мир человека | 8-11 | 8-11, вопросы | |||||
Православная молитва | Священное Писание. Священное Предание. Православие. Молитва. Благодать | 12-15 | 12-15, вопросы, молитва | |||||
Библия и Евангелие | Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. | 16-19 | 16-19, вопросы, притчи из Библии | |||||
Проповедь Христа | Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. | 20-23 | 20-23, вопросы | |||||
Христос и Его Крест | Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. | 24-27 | 24-27, вопросы | |||||
Пасха | Светлое Христово Воскресение. | 28-31 | 28-31, вопросы, рис., поделки | |||||
Творческие работы учащихся | ||||||||
Православное учение о человеке | Православная культура. Тело. Душа. Внутренний мир человека. | 32-35 | 32-35, вопросы | |||||
Совесть и раскаяние | Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Зло. Грех. Раскаяние. | 36-39 | 36-39, вопросы | |||||
Заповеди | Добро. Зло. Традиция. Заповедь. | 40-41 | 40-41, вопросы | |||||
Милосердие и сострадание | Добродетели. Страсти. Отношение. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня. | 42-45 | 42-45, вопросы, примеры из жизни | |||||
Милосердие и сострадание | ||||||||
Золотое правило этики | Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние. | 46-47 | 46-47, вопросы | |||||
Творческие работы учащихся | 56-57 | |||||||
Храм | Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь. | 48-51 | 48-51, вопросы | |||||
Икона | 52-55 | 52-55, вопросы | ||||||
Как христианство пришло на Русь | Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь. | 58-61 | 58-61, вопросы | |||||
Подвиг | Подвиг. Жертва, жертва Богу. Подвижник. | 62-63 | 62-63, вопросы, пример подвига | |||||
Заповеди блаженства | Вера. Нагорная проповедь. Блаженные | 64-67 | 64-67, вопросы | |||||
Зачем творить добро? | Святой. Самоотверженность. Радость сердца. | 68-69 | 68-69, вопросы | |||||
Чудо в жизни христианина | Троица. Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. | 70-71 | 70-71, вопросы | |||||
Православие в Божием суде | Молитва. Икона. Бессмертие. | 72-75 | 72-75, вопросы | |||||
Таинство Причастия | Тайная вечеря. Христианские таинства. Крещение. Миропомазание. Исповедь. Причастие. Литургия. | 76-79 | 76-79, вопросы | |||||
Творческие работы учащихся | ||||||||
Монастырь | Монах, монахиня. Послушание. Обет. | 80-83 | 80-83, вопросы | |||||
Отношение христианина к природе | Любовь к природе. Экология. Ковчег. | 84-85 | 84-85, вопросы | |||||
Христианская семья | Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. | 86-87 | 86-87, вопросы | |||||
Защита Отечества | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. | 88-91 | 88-91, вопросы, Куликовская битва | |||||
Христианин в труде | Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Пост. Грех. | 92-93 | 92-93, вопросы | |||||
Любовь и уважение к Отечеству | Отечество. Любовь. Уважение. Народ. Великая сила нравственности. Патриотизм. | 94-95 | 94-95, вопросы, примеры из жизни | |||||
Творческие работы учащихся | ||||||||
Творческие работы учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...
Рабочая программа по ОРКиСЭ , модуль Светская этика. 4 класс
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.Задачи: · знакомство учащихся с содержанием мо...
Рабочая программа по ОРКиСЭ модуль ОПК 4 класс
Рабочая программа по ОПК...
Рабочая программа курса ОРКиСЭ (модуль Основы светской этики) 4 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по курсу ОРКиСЭ (модуль светской этики). 4 класс. А.И.Шемшурина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ 4 класс
Планируемые результатыЛичностные результаты:· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;·...
Комментарии
Основы православной культуры
Спасибо! замечательный материал.