Рабочая программа учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 30.08.2019 № 361
протокол педсовета №1 от 30.08.2019
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы религиозных культур
и светской этики»,
модуль «Основы светской этики»
4 класс
учителя Санчило И. В.
г. Нижневартовск
2019 год
Содержание
Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной программы начального общего образования по ОРКСЭ и программы по ОРКСЭ к УМК для 4 класса Н.Ф. Виноградовой.
Учебный план в МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение основ религиозных культур и светской этики в 4 классе – 34 часов (1 урок в неделю)
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «ОРКСЭ»
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
2.Содержание учебного предмета
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
3.Тематическое планирование
с указанием количества часов на освоение каждой темы
1 полугодие (16 часов)
2 полугодие (18 часов)
№п/п | Дата проведения | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | |
По плану | По факту | |||
1 полугодие | ||||
1. | 3.09 | Россия – страна, объединившая народы. Россия - многонациональная держава | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; вспоминает, кто такие славяне. Учится показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | |
2 | 10.09 | Как все начиналось. Древняя Русь. | Знакомится с народами России, их духовно – нравственной культурой. Вспоминает понятие Древняя Русь. происхождение названий Русь, русские, её географическое положение, природа, население. Различает национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры | |
3 | 17.09 | Как всё начиналось. Народы Поволжья. | Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Поволжья по географическому положению на карте Составляет таблицу,делает вывод о сходствах и различиях в культуре народов Поволжья | |
4 | 24.09 | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа | Ведёт учебный диалог: Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Северного Кавказа | |
5 | 1.10 | Как всё начиналось. Народы Сибири | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Сибири | |
6 | 8.10 | Культура каждого народа неповторима | Получает понятие об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России | |
7 | 15.10 | Традиционные религии народов России | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов | |
8 | 22.10 | Традиционные религии народов России | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | |
9 | 29.10 | Народные и религиозные праздники. Встреча весны | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов | |
10 | 12.11 | Народные и религиозные праздники. Новый год и Рождество | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | |
11 | 19.11 | Народные и религиозные праздники. Пасха. Курбан-байрам. День рождения Пророка | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | |
12 | 26.11 | Народные и религиозные праздники. Шаббат. Пурим. Праздник Весак | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; | |
13 | 3.12 | Что помогает жить в мире и согласии. Как возникли правила | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | |
14 | 10.12 | Почитай родителей. Будь щедрым | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы | |
15 | 17.12 | Не завидуй. Не предавай | Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | |
16 | 24.12 | Будь терпим и честен | Искать требующуюся литературу. | |
2 полугодие | ||||
17 | 14.01 | Человек – член общества | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | |
18 | 21.01 | Важные слова - этика, мораль, нравственность | знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | |
19 | 28.01 | Об этике светской и религиозной | Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | |
20 | 4.02 | Любовь к Родине – высшее нравственное чувство | Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | |
21 | 11.02 | Семья – первая любовь человека | Рассказывать, какие традиции есть в семье обучающегося Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | |
22 | 18.02 | Дом согревает не печь, а любовь и согласие | Объяснять, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. | |
23 | 25.02 | Труд на благо Родины | Выполнять адания на анализ текста «Моральный долг»: формулирование вывода «Что такое благо Родины» В чем особенность морального долга? Какие моральные обязанности есть у человека? Приводить примеры выполнения морально го долга из жизни, фильмов, литературы. | |
24 | 3.03 | Защита Родины – долг гражданина | Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | |
25 | 10.03 | Герои - патриоты | Объяснять выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек на благо своей Родины Объяснять, какие поступки недопустимы даже на войне. | |
26 | 17.03 | Праздничные дни России | презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы | |
27 | 31.03 | Любовь к природе – что это значит? | Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | |
28 | 7.04 | Делать добро! | Вести диалог . Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём | |
29 | 14.04 | О сострадании и равнодушии | Участвовать в учебном диалоге:«О сострадании и равнодушии». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение | |
30 | 21.04 | Щедрость и милосердие | Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | |
31 | 28.04 | Справедливость | Уясняет признаки, по которым можно судить о справедливости. Ведёт учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Работает в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформляет вывод «Кого называют справедливым». | |
32 | 12.05 | О честности, правдивости и лживости | Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы | |
33 | 19.05 | Совесть – наших дел свидетель и судья | . Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» «каменное сердце» | |
34 | 26.05 | Как правильно себя вести | Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета. Работать в паре. Составить перечень правил этикета, которые дол- жен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюстрациями «Какие правила этикета нарушают герои рисунков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"
Рабочая учебная программа по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике (модуль "Светская этика")
По программе А.А. Шемшуриной...