Методическая разработка. Конспект урока по теме: «Семейные праздники». 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Скопина Елена Валерьевна

Тема урока: Семейные праздники.

Цель: - Систематизировать знания о видах праздников. Больше узнать о семейных праздниках.

Задачи:

Обучающие: Систематизировать знания учащихся о многообразии праздников, познакомить с их классификацией.

                            Уточнить понятие «семейный праздник».

                            Учить использовать дополнительные источники информации (работа со словарями)                         

Развивающие: Расширение представлений о понятии «семейный праздник» (признаки, кому посвящены и т.п.)

                                Обогащение словаря, развитие речи.

                                Развитие творческой активности.

Воспитательные: Проанализировать ситуации с позиции нравственности.

                                     Повторить правила гостевого этикета.

                                     Формирование уважительного отношения к позиции собеседника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skopina_e.v._semeynye_prazdniki.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составила учитель нач.кл. ГБОУ СОШ №451 Скопина Е.В.

Тема урока: Семейные праздники.

Цель: - Систематизировать знания о видах праздников. Больше узнать о семейных праздниках.

Задачи:

Обучающие: Систематизировать знания учащихся о многообразии праздников, познакомить с их классификацией.

                            Уточнить понятие «семейный праздник».

                            Учить использовать дополнительные источники информации (работа со словарями)                          

Развивающие: Расширение представлений о понятии «семейный праздник» (признаки, кому посвящены и т.п.)

                                Обогащение словаря, развитие речи.

                                Развитие творческой активности.

Воспитательные: Проанализировать ситуации с позиции нравственности.

                                     Повторить правила гостевого этикета.

                                     Формирование уважительного отношения к позиции собеседника.

Предполагаемые результаты:

Личностные:

Формирование у учащихся отношения и ценности к семейным праздникам, традициям. Поддерживать дружеское взаимоотношение в семье, умение планировать семейный праздник, соблюдать праздничный этикет.

Предметные:

Познакомить учеников с государственными, общественными, религиозными, школьными, семейными праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям.

Метапредметные:

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Способность к анализу и синтезу информации.

Смысловое чтение.

Выбор способов решения этических задач.

Р. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Итоговый и пошаговый контроль по результату.

Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий.

К. Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее.

Основные понятия, изуч. на уроке

Праздник, семейный праздник, подарок, государственные, религиозные, школьные, общественные праздники.

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Б.Заходер ««Винни-Пух и день забот».

Рабочие листы.

Конверты с названиями праздников.

Листы с названиями групп праздников, клей

Толковые словари: В.Даль, С.И.Ожогов, Школьный словарь Е.А.Быстровой, А.П.Окуневой, Н.Б.Карашевой

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 2012.

Технология, методы и приёмы, используемые на уроке: информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, групповая технология;  методы: наглядный, словесный, практический.

Формы организации: фронтальная, групповая

План урока:

  1. Психологический настрой.
  2. Введение.
  3. Определение понятия «праздник» в словарях.
  4. Праздники- это составляющая часть нашей культуры.
  5. Праздники – это историческая память человечества.
  6. Праздники: государственные, общественные, семейные, религиозные, школьные
  7. Семейный праздник
  8. Физкультминутка
  9. Семейные праздники, отмечающиеся на уровне государства
  10.  Подарок. Как его выбирать.
  11.  Гостевой этикет.
  12.  Синквейн «Семейный праздник»
  13.  Впечатления об уроке.
  14.  Творческие задания.

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Действия обучающихся (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

1. Организационный момент

/ 1 мин.

-1. Психологический настрой.

-Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться.

Ребята, давайте поздороваемся и подарим друг другу  улыбку!

Садитесь.

- Ученики улыбаются друг другу и садятся

2. Тема урока /2 мин

- Чтобы определить тему урока предлагаю посмотреть на экран.                      

- Как одним словом можно назвать? Что это? 

- Где отмечают эти праздники?

- Как определили?

- Вспомним, что такое семья? 

“Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”.

“Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.

Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите на листе.

-Праздники

-В семье

- На фотографиях люди разного возраста собрались вместе, у всех хорошее настроения, что-то празднуют…

- Ответы детей

- Семейные праздники / записывают на листе

СЛАЙД 1

Рабочий лист

3. Проблемная ситуация /2 мин

- Что бы вы хотели узнать о семейных праздниках?

- Как вы думаете Новый год семейный или государственный праздник?

- Как видите ваши мнения разделились!

- Ответы ребят

- Ответы ребят, объяснения

4. Формирование проблемы / 1 мин

-Всегда ли вы можете точно определить, является праздник семейным или относится к другой группе праздников?

- Нет.

5. Определение цели/целей урока / 1 мин

- Ребята, как вы думаете, какая цель  нашего урока?

- Познакомиться с многообразием праздников. Больше узнать о семейных праздниках.

6. Определение задач урока/этапов урока / 2 мин

 - Сегодня на уроке нам предстоит найти ответы вопросы, записанные у вас на листе. Вы должны догадаться, какое слово пропущено и вписать его.

- Давайте проверим, что у вас получилось

1.Что такое праздник?

2.История возникновения праздника.

3.Какие бывают праздники?

4.Что такое семейный праздник?

5.Что такое подарок и как его выбирать?                                    

- Ребята читают вопросы, вставляя пропущенные слова (слова вписывают на рабочем листе).

- Смотрят на слайд и сверяют со своими вариантами.

СЛАЙД 2

Рабочий лист

7. Актуализация новых знаний /4 мин

1.Отвечаем на первый вопрос

Что такое праздник?

- Ваши предположения  

- А теперь предлагаю поработать в группах, выясним значение слова «праздник» в словарях и учебнике.                                                                                                    1гр. , 5 гр.Работает со словарём С.И. Ожегова

2гр. Работает со словарём Д.Н. Ушакова

3 гр. Шк. Словарь Е.А.Быстровой, А.П.Окуневой, Н.Б.Карашевой

4гр. В учебнике с. 58 , узнать, как объясняет это слово автор учебника.

- Пожалуйста, слушаем ваши ответы:  1 и 5 группы, 2 группа, 3 группа, 4 группа

- Ребята, впишите на рабочем листе в определение слово праздник.

- Ответы детей

1 гр., 5 гр. «Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-чего-нибудь;

- день радости и торжества по поводу чего-нибудь;

- день игр, развлечений;

-выходной день, нерабочий день.»

2 гр. «Праздник - день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т.п.;

-день массовых игр, развлечений;

-счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием, удачей и т.п.»

3 гр. Праздник – день (или дни), в который отмечается какое-либо радостное, памятное событие, а также само это событие.

4 гр. Праздник – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.

- Записывают на рабочем листе.

СЛАЙД 3

Словари, учебник

Рабочий лист

8. Объяснение новых знаний

/ 5 мин

Вопрос 2. История возникновения праздников уходит корнями в глубокое прошлое.

– Ребята, прочитайте в учебнике на с. 58 1 и 2 абзацы.

На какие вопросы мы нашли ответы в данном отрывке? Сформулируйте их, соедините на рабочем листе стрелками вопрос с ответом.

Праздники – это составляющая часть нашей культуры.

- Какое значение имеют праздники и для чего они нужны нам?

Что бы ответить на эти вопросы, выполним самостоятельную работу.

Вам необходимо прочитать предложения, записанные на  рабочем листе и отметить те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое.

Проверка:

- Поднимите ребята руки, кто подчеркнул одно предложение, прочтите его, а кто другое и т.д

- А кто подчеркнул все предложения?

-Давайте попробуем все предложения заменить одним предложением, которое сможет передать смысл всех? Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть.

Значит, вы согласны, что у праздников есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.

Вопрос 3. Какие бывают праздники?

 -Праздников множество и они различны. Все праздники можно поделить на группы.

Ваша задача: Откройте учебник на с. 59, прочитайте 2 абзац.

- Читают учебник

- Читают вопросы:

- Каким силам природы обращались древние люди?

-Что в древние времена называли праздником?

-Что отмечали праздниками?

- Для чего проводились праздники?    

- Соединяют стрелками вопрос с ответом.

 Читают предложения, отмечают.

Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

Праздники помогают поддерживать связь поколений.

Праздники помогают узнать традиции своего народа.

Праздники учат уважать культуру других людей.

Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.

- Поднимают руку, читают.

-Праздники – это историческая память человечества/                  записывают на листе

- Читают учебник, обсуждают.                                      

СЛАЙД 4

учебник

Рабочий лист

СЛАЙД 5

Рабочий лист

9. Применение новых знаний / 6 мин

Ребята, обсудить в группах и разложить карточки

-Как называются группы, почему они так называются и какие праздники к ним относятся. Могут выделять 3 группы, иногда выделяют 5. Какие добавились?

- Раскладывают и приклеивают на лист карточки с названиями праздников в соответствии со своей группой (семейные, общественные, религиозные, государственные, школьные)

СЛАЙД 6

Карточки с названиями праздников, лист с названием группы праздников, клей

Государственные

Общественные

Семейные

Религиозные

Школьные

День Победы

Новый год.

День защитника Отечества

Международный женский день

День России

День народного единства

День Матери,

День Знаний,

День Учителя.

День Космонавтики.

День города

День рождения.

День свадьбы

юбилей

Рождество, именины, Пасха, Крещение, Святая Троица, Вербное воскресение

Урза- байрам,

Курбан- байран, Рош Ашана

Праздник первой школьной оценки, праздник Последнего звонка, праздник Посвящения в первоклассники, День окончания школы

Проверка:                                                                                            

1 группа - государственные

-Как называется первая группа праздников?

- Назовите государственные праздники?

- А какие ещё вы знаете государственные праздники?

-А почему они так называются?

2 группа - общественные

-Как называется вторая группа праздников?

- Назовите общественные праздники?

- А какие ещё вы знаете общественные праздники?

-А почему они так называются?

-Назовите ещё общественные праздники.

3 группа - религиозные

- Как называется 3 группа праздников?

- Назовите религиозные праздники?

Урза- байрам (мусульманский, праздник окончания поста),

Курбан- байран (главный мусульманский праздник, через 70 дней после поста), Рош Ашана (Новый год у иудеев)

- А какие  вы знаете религиозные  праздники? От чего зависят?

-А почему они так называются?

4 группа - школьные

- Как называется 4 группа праздников?

- Назовите школьные праздники?

- А какие ещё вы знаете школьные  праздники?

-А почему они так называются?

5 группа- семейные

- Назовите третью группу праздников?

- А почему они так называются?                                                    

-А еще, какие семейные праздники вы знаете?

- Кто создал традицию празднования семейных праздников?

- Кто герои семейного праздника?

-  Дайте понятие семейного праздника?

- Ответы детей:

Такие праздники устанавливаются правительством и отмечены в календаре красным цветом. Вся страна в этот день отдыхает.

В нашей стране к ним относятся:  Новый год, День защитника Отечества,  Международный женский день, Праздник весны и труда,  День Победы, День России, День Государственного флага России, День знаний, День народного единства, День Конституции Российской Федерации.

- Эти праздники посвящены отдельной категории людей.

-День Матери, День Знаний, День Учителя, день космонавтики, день города, эти дни не всегда являются выходными.

- Связаны с верой человека, с религией.

- Зависят от религии, вероисповедания

- Ответы детей

- Ответы детей

-Традицию празднования создали члены семьи.

Героями праздника являются члены семьи, друзья.

-Семейный праздник – это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи.

СЛАЙД 7

10.Физкультминутка / 2 мин

Физминутка

Встаньте ребята, отдохнем. Слушайте внимательно!
- Аплодируем те, кто похож на папу? 
- Кто похож на маму? Ваши аплодисменты!
- Кто скучает по родителям, уезжая из дома? Поднимите руки вверх!
- В чьей семье занимаются спортом? Потопайте!
- У кого нет секретов от родителей? Ваши Аплодисменты!
- К кому приходят друзья в гости? Поднимите руки вверх!
- Кто помогает родителям по дому? Потопайте!
- Кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!

Дети выполняют действия в соответствии со словами

11. Закрепление.  применение новых знаний / 11 мин

Ребята, давайте вспомним, когда отмечают семейные праздники на уровне государства

На листе впишите даты

- Начиная с 1993 года15 мая мы отмечаем Международный день семьи, который провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.

-А с 2008 года 8 июля отмечается Всероссийский праздник День семьи, любви и верности. (кратко рассказать об истории Петра и Февронии).

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

Символично, что Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.

Инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.

У нового семейного праздника уже есть медаль, которую будут вручать 8 июля, и очень нежный символ — ромашка. Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается — выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую День памяти святых Петра и Февронии.

- Ребята, давайте разгадаем ребус

Вопрос 5. Что такое подарок и как его выбирать?

Ребята, давайте вернемся к истории возникновения праздников.

–Что делали древние люди, чтобы задобрить силы природы, духов и богов?

- Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках.

 - Как выбрать подарок ? Давайте вспомним известный мультфильм про ослика Иа и его день рождения.

-Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки Милна «Винни-Пух и все, все, все», «День рождения Иа-Иа».  Всем ли подаркам он был рад? Какие подарки он получил? Зачеркните лишнее.

-Показал ли он это своим видом?

-Чей подарок оказался самым нужным?

- Посмотрите, как изменился ослик Иа. Почему? Давайте хором прочитаем стихотворение.

-Чтобы ваш праздник понравился и  запомнился всем, что вы для этого делаете? Поделитесь своими секретами.

                         

-Праздничное настроение очень хрупкое, что нужно соблюдать, чтобы праздник удался?

- Повторим правила поведения в гостях…

-Агрессивное поведение может испортить любой самый прекрасный праздник, помните, что основа всех правил этикета - здравый смысл и уважение к другим людям.

-Ребята, мы с вами поговорили о подарках, о гостевом этикете. Я вам предлагаю закончить фразы, записанные на рабочем листе.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Вписывают на листе даты 15 мая, 8 июля (коллективно, если затрудняются)

- Слушают рассказ об истории праздника, в честь кого, дата, символ.

Разгадывают ребус, пишут ответ на рабочем листе.

- Отвечают на вопросы.

- Они приносили им дары.

- Читают названия предметов, зачёркивают лишние слова, соединяют стрелкой героя и подарок, который он подарил.

- Ответы на вопросы

- Проверяют по слайду

-Читают

Приятно, что и говорить,
Подарки в день Рождения,
Но другу радость подарить
Приятней без сомнения!

- Ответы детей

- Соблюдать гостевой этикет

Читают « цепочкой»

-Поблагодари, если тебя приглашают в гости.

-Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.

-На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

-Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком  громко, не кричи и не балуйся.

-Выходя из-за стола, не забудь сказать «спасибо».

-Если ты принимаешь гостей, помни: хороший хозяин всегда весел и приветлив.

-Не следует в гостях секретничать ни гостям, ни хозяевам

-Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться и одеться

Читают, дописывают фразу

-Выбирая подарок, подумайте, будет ли он... 

-Самодельный подарок должен быть... 

-Подарки должны быть... 

- «Живые» подарки обсуждают...

- Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому… 

- Читают ответы

-нужен имениннику, уместен ...

-аккуратен, безопасен, не хрупкий

-красиво оформлены, приятны …

-с родителями

-кого мы хотим порадовать

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

Рабочий лист

СЛАЙД 10

Рабочий лист

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

Рабочий лист

12. Оценивание /2 мин

Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

- эмоциональная рефлексия

- деятельностная

- Сегодня на уроке лучше всех (быстрее, дружнее, без ошибок) работала группа …

- Высказывания … были более полными, интересными.

Рисуют смайлик.

На древе познания рисуют, яблочко, листик или цветочек в зависимости от того, как понял тему нашего сегодняшнего разговора.

Рабочий лист

Древо познания

13. Рефлексия / 4 мин

- Ребята, давайте оставим синквейн на тему нашего урока. 

- Назовите тему урока

- Пусть в ваших семьях будет много праздников, ведь они несут нам радость общения с близкими людьми!

(Творческая работа)

- Дети составляют На рабочем листе синквейн, пользуясь подсказкой

«Семейные ПРАЗДНИКИ»

1 .Праздник

2. СЕМЕЙНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ.

2.Праздник семью УКРЕПЛЯЕТ, СОХРАНЯЕТ, РАДУЕТ.

3. Я люблю праздники

4.Торжество, радость, веселье.

СЛАЙД 14.

Рабочий лист

СЛАЙД 15

14. Домашнеее задание / 2 мин

1.Мини-сочинение «Традиции и праздники в моей семье»

2.Узнать даты  праздников, о которых сегодня говорили

3. Составить фоторепортаж «Праздники моей семьи»

- Задают вопросы

СЛАЙД 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект урока по математике в 4 классе по теме «Единица длины: километр» программа «Школа России»

         Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Единица длины: километр » На ур...

Конспект урока по теме " Семейные праздники"

Предмет "Основы Светской Этики" . Тема: "Семейные праздники"...

Методическая разработка "Конспект урока английского языка во 2 классе по теме "Животные"

Методическая разработка "Конспект урока английского языка во 2 классе по теме "Животные"...

Методическая разработка конспект урока по математике в 4 классе по теме «Единица длины: километр» программа «Школа России»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Единица длины: километр » Конспект урока составл...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: «Род и семья». 4 класс

ПРЕДМЕТ: Основы религиозной культуры и светской этики   Класс: 4 классМодуль: светская этика Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬЦель урока:...