Методическая разработка. Конспект урока по теме: «Род и семья». 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
ПРЕДМЕТ: Основы религиозной культуры и светской этики Класс: 4 класс Модуль: светская этика Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Цель урока: | Представить детям образ семьи как великую духовную ценность, источник нравственных отношений. |
Задачи | 1. расширить представления о семье, ее роли и месте в жизни человека через понятия «семья», «род», «родословная», «фамилия», «семейные ценности» 2. развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений; развитие нравственных качеств, необходимых для будущей семьи и необходимых, для добрых взаимоотношений с родителями; 3. развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы 4. развитие творческой активности, развитие речи. 5. воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным; 6. подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека; 7. показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skopina_e.v._rod_i_semya.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Скопина Елена Валерьевна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №451 Колпинского района Санкт –Петербурга
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПРЕДМЕТ: Основы религиозной культуры и светской этики Класс: 4 класс Модуль: светская этика Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений |
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Цель урока: | Представить детям образ семьи как великую духовную ценность, источник нравственных отношений. |
Задачи | 1. расширить представления о семье, ее роли и месте в жизни человека через понятия «семья», «род», «родословная», «фамилия», «семейные ценности» 2. развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений; развитие нравственных качеств, необходимых для будущей семьи и необходимых, для добрых взаимоотношений с родителями; 3. развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы 4. развитие творческой активности, развитие речи. 5. воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным; 6. подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека; 7. показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО) | |
Предметные |
|
Метапредметные | |
Регулятивные | • Проговаривать последовательность действий на уроке. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности на уроке. |
Коммуникативные |
|
Познавательные | • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных схем. |
Личностные |
|
ОБОРУДОВАНИЕ | |
Методическое и дидактическое | Программа комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
|
Материально-техническое | Электронная доска. Компьютер для учителя. |
Программное обеспечение | Программы: Microsoft Office Word, Internet Explorer |
Виды деятельности: | Беседа, отгадывание ребусов, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, составление схемы, работа с иллюстративным материалом, работа со словарем. |
Основные термины и понятия: | Род, семья, фамилия, родословная, семейные традиции, заповеди |
КОНСПЕКТ
1. | 1. Организационный этап. | |||
Действия учителя | Действия учеников | Хронометраж | УУД | |
- Ребята, узнать о чём мы с вами сегодня будем говорить, нам помогут ребусы. (Слайд 2) - Отгадайте их. | Разгадывают два ребуса: - род, семья | 1 мин | Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | |||
Действия учителя | Действия учеников | Хронометраж | УУД | |
- Давайте сформулируем тему урока (Слайд3) | - Учащиеся вставляют слова из ребуса и формулируют тему урока. Записывают тему на рабочий лист. | 1 мин | Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме. |
3. | Актуализация знаний. | |||
Действия учителя | Действия учеников | Хронометраж | УУД | |
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? - Как вы понимаете значение слов «род», «семья»? Как образованы эти слова? - Задумывались ли вы над смыслом, значение слов «семья», «род», «родословная»? Как возникли наши фамилии? - Пользуясь учебником, скажите, как назывались первые объединения людей. (Слайд 4.) | - Ответы детей - Открывают учебник с. 38, находят ответ. - Род и семья (записывают на рабочем листе) | 2 мин | Коммуникативные:
Познавательные:
|
4. | Усвоение новых знаний. | |||
Действия учителя | Действия учеников | Хронометраж | УУД | |
1) Работа с понятием «РОД», «родословная» - А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было такого понятия? Вот послушайте… -Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? - Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода? - Найдём ответ на этот вопрос в учебнике. - Рассмотрим родословную. (Слайд 5) - Работа над составлением ряда однокоренных слов с корнем «род» - Подберите к слову «род» как можно больше родственных слов. - Какая пара подобрала максимальное количество слов? 2). Работа с понятием «семья» - «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит. - Работа со словарями - Давайте посмотрим, какое толкование слова «семья» нам дают различные словари? (Учитель дает ученикам словари). - Что объединяет эти определения? (Слайд 6) - Семьи все разные. А чем они отличаются? Знакомство с семейными заповедями. - Семья – это особый союз, где все друг другу помогают, где человек старается согласовать свои действия с жизнью остальных. (Слайд 7) - А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? -Как вы понимаете значение слов – слушаться родителей? -Могут ли дети сами готовить себе еду, одеваться, делать домашние дела? У кого этому нужно учиться? - А какие же заповеди должны жить в семье? – Давайте прочитаем семейные заповеди. (Слайд 8) Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. (Слайд 9) - А знаете ли вы, одним из символов рода является фамилия? Чаще всего представители рода носят одну фамилию, которая передаётся по мужской линии. - Давайте рассмотрим и заполним схему «Происхождение фамилии». (Слайд 10) - Знатный род имел свой герб. (Слайд 11) | - Рассказывает подготовленный ученик: « Давным-давно жили люди. Не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков – родом». -Учебник с.38, первый абзац. Род- люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии (записывают на рабочем листе) -Ученики работают в парах, подбирают однокоренные слова к слову «РОД» (родство, родители, Родина, народ - Подсчитывают количество слов. - Высказывания ребят. - 3 ученика в словарях находят определение слова «семья» ( словарь Ожегова, Ушакова, словарь эпитетов).
- Ответы детей Ответы детей: своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение Ответы детей: помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству. Ответы детей: слышать их, выполнять их поручения, просьбы. Ответы детей: у своих родителей. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим. Ответы детей. Дети читают: Почитай отца, мать
- Обсуждение - Ответы детей. Пишут на рабочем листе. - Работа на рабочем листе (Происхождение фамилии:- от названия животного, от названия места, где жили, от профессии или прозвища, от отчества) | 20 мин | Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Познавательные:
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Регулятивные:
• Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Личностные: -нравственные отношения к семье, родителям; -интерес и любовь к семейным традициям -формирование семейных ценностей: заботы, согласия, любви, почитания старших, ответственности каждого за доброе имя семьи. |
5. | Физкультминутка «Зажигай» | |||
Действия учителя | Действия учеников | Хронометраж | УУД | |
Слайд 12 -21 | - Учащиеся выполняют действия под музыку | 2 мин | Личностные: Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. |
6. | Проверка понимания | |||
Действия учителя | Действия учеников | Хронометраж | УУД | |
- А знает ли кто-нибудь из вас об истории образовании вашей фамилии? Выскажите свои предложения, с учётом полученной информации. (Слайд 22) - Работа с учебником. - Что такое родословная? - Как определяется родство? - Как характеризуются родственные нравственные отношения? (Слайд 23) - Какие особые неравные отношения стали различать люди? (Работа с понятиями) (Слайд 24) - Какие роли выполняют в семье старшие? (Слайд 25) - Какие роли могут выполнять члены семьи? - Какие семейные обязанности существуют? - Какая я главная задача стоит перед родом и семьей? (Слайд 26) | Ответы детей - Ребята находят ответы на вопросы, пользуясь тестом учебника или высказывают свои мнения. По ходу заполняют рабочий лист. - Система родства (заполняют часть родословной).- - По рождению, по усыновлению. - Взаимная любовь родителей и детей, старшего и младшего поколений. - Иерархию, субординацию. - Важные, ответственные. - Отец, мать, сын, дочь, внук. - Воспитание детей, забота об их образовании, обеспечение средствами. - Дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия жизни. | 12 мин. | Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Познавательные: • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Личностные: -нравственные отношения к семье, родителям; -интерес и любовь к семейным традициям |
7. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | |||
Действия учителя | Действия учеников | Хронометраж | УУД | |
- Ребята предлагаю вам три задания по теме нашего урока (на выбор) 1.Нарисовать свою семью и узнать историю происхождения своей фамилии 2.Составить семейное древо своей семьи (учитель раздает шаблон) 3.Нарисовать герб семьи. | - Ребята выбирают задание, задают вопросы по его выполнению. | 3 мин. | Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
8. | Рефлексия (подведение итогов). | |||
Действия учителя | Действия учеников | Хронометраж | УУД | |
-Подведём итог нашего урока, давайте прочитаем стихотворение «цепочкой» - Эмоциональная рефлексия - Деятельностная рефлексия | -Учащиеся читают «цепочкой» стихотворение Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы, Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! - рисуют смайлик - на Дереве успехов рисуют:
| 4 мин | Регулятивные: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности на уроке. Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Сочетание ЖИ-ШИ.
Урок обучения грамоте. 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Формировать умение правильно писать сочетания ЖИ-ШИ...
Методическая разработка конспекта урока по внеклассному чтению в 1 классе по теме:"В гостях у деда Клима"
Данный конспект урока познакомит с Муромским сказочником И.Н.Климовым, его творчествои и жизнью, разные формы работы испульзуемые на уроке покажут многогранность и доступность усвоения учебных задач, ...
Методическая разработка конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "А. Блок" На лугу". Программа "Школа России".
Методическая разработка по литературному чтению....
Методическая разработка: Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Зимующие птицы»
Конспект урока предназначен для учащихся с ОВЗ 3 класса....
Методическая разработка. Конспект урока по музыке для 2-го класса по теме "Молитва"
Методическая разработка содержит конспект урока музыки в коррекционной школе и презентацию к уроку. Класс: 2 классТема раздела: «О России петь – что стремиться в храм…»Те...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: «Семейные праздники». 4 класс
Тема урока: Семейные праздники.Цель: - Систематизировать знания о видах праздников. Больше узнать о семейных праздниках.Задачи:Обучающие: Систематизировать знания учащихся о многообразии праздников, п...
Методическая разработка. Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Звёздное небо"
Закрепление и формирование элементарных сведения о Солнце, звёздах и созвездиях; умение узнавать изучаемые созвездия на иллюстрациях звездного неб...