Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Милосердие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Данный урок является уроком "открытия" нового знания. Цель урока - создание условий для формирования нравственной личности, для воспитания у обучающихся таких положительных качеств, как милосердие и сострадание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Трифонова Ирина Анатольевна
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: Основы мировых религиозных культур
Класс: 4
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Тема урока: Милосердие.
Цель: создание условий для понимания значения милосердия в формировании личности человека.
Задачи:
- познакомить обучающихся с этимологией и смыслом слова «милосердие», его пониманием в различных религиях;
- воспитывать в обучающихся чувства милосердия и сострадания;
- развивать коммуникативные качества обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование добросердечного, милосердного отношения друг к другу; понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные:
- формирование первоначальных представлений о милосердии и сострадании;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- умение излагать свою точку зрения и аргументировать свой выбор;
- проведение рефлексии.
Регулятивные УУД:
- умение формулировать тему и цели урока (с помощью учителя или самостоятельно);
- планирование своей учебной деятельности;
- внесение корректив в свои действия;
- умение выдвигать версии;
- осуществление самоконтроля.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в паре, группе;
- умение слушать и понимать речь других;
- умение договариваться и приходить к общему решению;
- умение правильно и четко формулировать свои мысли.
Основные понятия: милосердие, забота, милостыня, долг, ответственность.
Методы: частично-поисковый, наглядный, АМО.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Средства обучения: учебник А.Л.Беглова «Основы мировых религиозных культур», электронное приложение к учебнику, толковые словари, дидактический раздаточный материал, видеоролик песни-притчи Светланы Копыловой «Брошенный камень».
ТСО: мультимедиапроектор, ПК.
Методические рекомендации
Данный урок является уроком «открытия» нового знания. Цель урока – создание условий для формирования нравственной личности, для воспитания у обучающихся таких положительных качеств, как милосердие и сострадание.
На уроке используются разнообразные методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям младших школьников. В ходе урока используются ИКТ-технологии, активные методы обучения, технология сотрудничества при работе в парах, группах. Просмотр видеоролика в начале урока повышает эмоциональный фон, настраивает учащихся на позитивную работу; общение во время работы в парах и группах плодотворно влияет на стремление детей достичь положительного результата. К тому же активная работа в группах, перемещение ребят по классу снимает необходимость проведения физминуток.
Перед уроком учителю необходимо подготовиться: проверить технические средства обучения, скачать необходимую информацию, приготовить дидактический материал: карточки с заданиями для работы в группах, бумажные сердечки, карточки с пословицами для индивидуальной работы; кластер на доске.
Использование приема «На ладошке», коллективная работа по составлению общего сердечка снимает психологическое и физическое напряжение на уроке.
В целях здоровьесбережения и в связи с требованиями СанПиНов экран проектора, когда не используется, выключается. Таким образом, время просмотра изображений на экране не должно превышать 15 минут.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация и самоопределе-ние к деятельности (5 мин) | -Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с просмотра песни-притчи Светланы Копыловой «Брошенный камень». - Прошу вас ответить на вопросы: - какие чувства вызвала у вас притча? - чему, по вашему мнению, она может научить? | Просмотр видео. (приложение 1) Включение в диалог. Возможные ответы обучающихся: - чувство жалости к детям, чувство обиды на проезжающих мимо; - научить не проходить мимо того, кто нуждается в помощи; - уметь слышать просьбу, даже если она произнесена чуть слышно. | Личностные: эмоционально-положительный настрой на урок, самоопределение к деятельности. Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик. Регулятивные: внесение корректив в своё действие, умение выдвигать версии. |
2. Актуализация знаний учащихся (3 мин) | - Подберите подходящие прилагательные, чтобы охарактеризовать человека, который в прослушанной притче помог детям. | - Возможные варианты ответов: добрый, сердечный, милосердный, сострадательный, гуманный, жалостливый, сердобольный,. | Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
3. Постановка учебной задачи (3 мин) | - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? - Откройте урок 27. - Прочитайте тему урока. -Сформулируйте цели урока. -Сравните их с вопросами автора учебника. Совпадают ли они? | - О доброте, о помощи. Может быть, кто-то скажет: о милосердии. - Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. - Узнать, что такое милосердие; как разные религии учат милосердию и помощи людям. - Да, очень похоже. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: формулирование познавательной цели. |
4. «Открытие» нового знания (10 мин) | - Кто может объяснить значение слова «милосердие»? Какие слова помогут вам это сделать? - Как еще узнать значение слова? - На какой из вопросов мы еще не ответили? У вас на столах карточки с заданием. (приложение 2) Прочитайте текст учебника и запишите ответы на вопросы. - Как в иудаизме учат милосердию? - Что такое милосердие в христианстве? - Как понимают милосердие в исламе? - Что такое милосердие в буддизме? - Какой вывод вы можете сделать? | - Милое сердце - Посмотреть в словаре. (Учащиеся находят и читают определение термина «милосердие»). - Как проявляется милосердие в разных религиях. Работа в группах. После завершения работы представители групп заполняют на доске свою часть кластера (приложение 3). - Раздача милостыни, благотворительность. - Помощь больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах. - Обязательный налог – закят, который идет на благотворительность (в том числе помощь бедным, путешественникам). Есть еще милостыня «по внезапному побуждению» (добровольная, любого размера). - Буддисты молятся за все живые существа и стремятся не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире. Пример милосердия – бодхисатвы (существа, добровольно отказывающиеся от нирваны, чтобы спасти другие живые существа). - Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому. | Познавательные: поиск и выделение информации, умение перерабатывать полученную информацию. Регулятивные: определять средства решения проблемы; планировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: понимание и сопереживание чувствам других людей. |
5. Первичное закрепление (5 мин) | - Посмотрите «Притчу о добром самарянине» (электронное приложение к учебнику). - Как вы думаете, кто был ближе к путнику: священник, левит или самарянин? - Почему вы так решили? - Можем ли мы быть милосердными? Как? | Просмотр притчи. Включение в диалог. - Самарянин. - Он помог путнику. - Да. Можем совершать добрые дела, помогать тем, кто в этом нуждается. | Познавательные: умение извлекать нужное из полученной информации. Коммуникативные: умение развивать свои суждения и доказывать их. Личностные: понимание и сопереживание чувствам других людей, соотнесение своих поступков с поступками других людей. |
6.Самостоятель-ная работа (7 мин) | -Ребята, у вас на столах лежат бумажные сердечки. Напишите на них правила милосердного поведения в разных религиях. Из них мы соберем на доске большое сердце – символ милосердия. | Работа в парах. | Познавательные: выделение качеств милосердной личности. Регулятивные: умение планировать и организовывать свою работу. Коммуникативные: умение договариваться с партнером. Личностные: самоопределение в жизненных ценностях. |
7. Включение в систему знаний (6 мин) | - Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, запишите их | Индивидуальная работа по карточкам. (приложение 3) | Познавательные: умение извлекать и анализировать информацию. Регулятивные: умение планировать и организовывать свою работу, осуществлять самоконтроль. |
8. Рефлексия (4 мин) | Прием «На ладошке» - Нарисуйте свою ладошку и напишите ответы на вопросы + или – 1.Сегодня я научился чему-то новому. 2.Сегодня я активно участвовал в работе на уроке. 3.Я внес весомый вклад в проект. 4.Мне было комфортно. 5.Я жду следующего занятия, потому что мне было интересно. | Учащиеся рисуют на листке бумаги ладошку и отвечают на вопросы. | Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
9. Итог урока (1 мин) | -Ребята, растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи. | Коммуникативные: воспринимать на слух информацию, данную в явном виде. Личностные: самоопределение в жизненных ценностях. | |
10. Домашнее задание (1 мин) | По выбору: 1) Рассказать, какие милосердные поступки ты совершил. 2) Нарисовать символ милосердия. | Выбирают свой вариант домашнего задания. | Личностные: самоопределение. |
Приложение 1.
Видеоролик песни-притчи Светланы Копыловой «Брошенный камень».
Приложение 2.
Карточки для работы в группах:
1 группа: стр.72 (1-2 абзац). | Прочитай текст учебника и найди ответ на вопрос: что такое милосердие в иудаизме? |
2 группа: стр.72 (3-5 абзац) | Прочитай текст учебника и найди ответ на вопрос: что такое милосердие в христианстве? |
3 группа: стр.72-73 (6-7 абзац) | Прочитай текст учебника и найди ответ на вопрос: что такое милосердие в исламе? |
4 группа: стр. 73 (8 абзац) | Прочитай текст учебника и найди ответ на вопрос: что такое милосердие в буддизме? |
Приложение 3.
Карточки для индивидуальной работы.
1 карточка – сила, милосердие, это, защитить, могущая, что, то, беззащитно.
2 карточка- сердце, болит, доброе, беде, чужой, о.
3 карточка- зря, милосердие, пропадет, не, никогда.
4 карточка- милосердный, человек, душе, своей, благотворит.
5 карточка- отболит, не, не, отсохнет, рука, дающая, берущая.
Ответы:
Милосердие- это сила, могущая защитить то, что беззащитно.
Доброе сердце о чужой беде болит.
Милосердие никогда не пропадет зря.
Человек милосердный благотворит душе своей.
Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.
Литература и ресурсы:
Учебник: «Основы мировых религиозных культур» 4-5. классы. - М: Просвещение,2012. (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов)
Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) – М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"
Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест. Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....
Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"
Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"
Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...
технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",
Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдени...
Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"
Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс. Тема: "Библия - Священная книга христиан"
Технологическая карта урока и мультимедийная презентация знакомят учеников 4 класса с Библией. Можно использовать материал для проектной деятельности....
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....