Чувство Родины. Урок ОРКСЭ.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
ЦЕЛЬ УРОКА:Раскрыть значение Отечества для каждого человека, учить любить и уважать свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 60.77 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Общая часть | ||||||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | |||||||
Тема урока | Чувство Родины | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Понимание Отечества как многонационального государства с великим культурным наследием и богатыми традициями. | П.- способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Ориентироваться в своей системе знаний. Р.-способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К.- умение работать в команде, согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование ценностного отношения к своей Родине, воспитание патриотизма, развитие любви и уважения к Отечеству. | ||||||||
Цель урока | Раскрыть значение Отечества для каждого человека, учить любить и уважать свою Родину. | |||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Родина, Отечество, Отчизна, Россия, символы государственности, патриотизм. | |||||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, презентация к уроку, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. | |||||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Учебник «Основы светской этики» 4 класс, автор А.И.Шемшурина, издательство «Просвещение» 2016 г. Пословицы о Родине. Песня «С чего начинается Родина». Стихотворения о Родине ( Зинаида Александрова «Родина», К.Симонов «Родина»). | |||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||||
2 минуты АОЗ Постановка целей и задач | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок: Вы индийцы- здоровайтесь, сложив ладони у лица. Вы японцы- здоровайтесь полупоклоном. Вы европейцы- здоровайтесь за руку. А теперь поздоровайтесь друг с другом произнося слова: «Желаю тебе сегодня на уроке…» Беседа с классом. Вот уже три месяца мы изучаем новый предмет. Как он называется? Чему учит этика? Какие открытия вы уже сделали? Чему научились? С каким «золотым правилом» этики познакомились? Я заметила, что вы за это время подросли и поумнели. С вами можно говорить о более серьёзных вещах. Я предлагаю вам разгадать ребус. Р1А Какое слово здесь зашифровано? О чем будем говорить на уроке? (+Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как отгадали слово «Родина». + Я считаю, что на уроке мы будем говорить о любви к своей Родине. + Я считаю, что на уроке мы будем говорить о красах нашей Родины.) Что такое Родина? Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду. Попробуйте подобрать к слову Родина однокоренные слова. Запишите их на листочках. - Что у вас получилось? (родители, род, родной, родиться, родня, рождение, Рождество, родимый, родник, безродный, природа, зародыш, урожай, недород, родство и многие другие). - А какой же здесь корень? (Корень «род»). В нём исток, начало всего живого; близость и единство с родными местами и родными людьми. Поэтому Родина так дорога людям. Иногда вместо слова Родина говорят слово Отчизна, Отечество. Как вы его понимаете? Можете объяснить? ( Страна отца, предков, исток рода). Прикрепить на доске запись: «Отчизна – это край, где пленница душа» (Вольтер). - Как вы это понимаете? У меня сразу появилось много вопросов. Как душа попала в плен? Душе там хорошо или плохо? Почему она не может оттуда вырваться? Душа – наша суть, наши чувства, переживания, эмоции. Здесь говорится именно о сильных и глубоких чувствах, которые человек питает к Родине, Отчизне. Что же это за чувства? | Регулятивные УУД: (рефлексия своих чувств). Урок толерантности: мы все разные, но рады друг другу Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п. Прием «Фишбоун» В верхнем ряду схемы Групповая работа | ||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | ||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||||
16 минут | - Кто из людей чувствует пронзительнее, видит ярче, слышит точнее? (Поэты, музыканты, художники). Давайте позовём их на помощь. Когда на прошлом уроке вы рассказывали, как вы любите природу, как вы будете беречь её, мне нравились ваши высказывания, и я сидела на уроке и улыбалась, мне хотелось пропеть песню со словами «У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать!» И я решила сегодня предложить вам прослушать песню моего детства, которая дорога сердцу каждого русского человека, песню из кинофильма «Щит и меч». ( видеоролик «С чего начинается Родина») Чтение стихотворения «Россия- наша Родина» Родина для Миши это мама, Старый дом и вишня у забора. А для Вани - речка и пригорок, На травинке Божья коровка.
Для ребят, живущих по соседству, Родина - истории секреты. И когда закончится их детство, Об открытиях напишут все газеты. Родина кому-то это яхта, Взрослым тоже нравятся загадки. Камышей полоска у причала, Ветерок и речка, все в порядке. И страна, где мы живем все вместе, Самая цветущая, красивая, Самая прекрасная на свете, Это наша Родина - Россия. -Ваша душа откликнулась? Что вы почувствовали? С чего начинается Родина? Вы теперь можете объяснить, что имел в виду Вольтер? (Ответы детей). Вы правы, мы любим природу, своих родных, друзей, землю, на которой мы живём. И тут мы вплотную подошли к понятию «патриотизм». Знакомство с новым понятием. - Где мы можем посмотреть значение этого слова? (Обращаются к толковому словарю). - Как вы думаете, в какое время патриотизм проявляется наиболее ярко? (В годы испытаний, в годы войны). Прослушивание стихотворения К.Симонова «Родина» в исполнении артистов театра. Это стихотворение было написано К. Симоновым в 1941 г. Ребята, а что произошло в 1941 году? - Как лирический герой выражает свою любовь к Родине? В чём заключается его патриотизм? (Он готов защищать Родину ценой своей жизни) | Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций». Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Познавательные Ориентироваться в системе знаний. | ||||||||
Физминутка | В нашей стране горы высокие-высокие, реки глубокие-глубокие, степи широкие, леса большие, а мы ребята – вот такие!!! | |||||||||
Этап 3. Практикум | ||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||||
5 минут | Работа учащихся в группах с пословицами о Родине. «Мудрое слово» - Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано. «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Тарас Шевченко, украинский поэт. - Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей) Человек, который не любит свою Родину, нравственно неполноценен. Выполнение группами учащихся задания учителя собрать, склеить разрозненные пословицы, объяснить, как они их понимают.
Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся. Дети должны ответить на вопросы: - Почему эта пословица присутствует на сегодняшнем уроке? - Какую главную мысль она выражает? | Коммуникативные УУД: работа в малой группе. | ||||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||||||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | ||||||||
7 минут | Каждая группа выступает по вопросам со своей пословицей. Важно узнать мнение всех учащихся, а не только представителей групп. На основании обсуждения делается вывод совместно с учителем о том, что в каждой пословице присутствует чувство Родины, та незримая, но крепкая связь, которая есть у каждого человека со своим Отечеством. Пословицы учат любить Родину и защищать её. | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | ||||||||
Этап 5. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание | ||||||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | ||||||||
7 минуты | В нижней части фишбоуна подберите прилагательные- эпитеты, которые раскрывают значение слова Родина Р- родная, раздольная,разумная О- огромная,очаровательная… Д- добрая, душевная… И- интересная,известная… Н- необъятная, ненаглядная… А- активная, авторитетная… | Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения). | ||||||||
Рефлексия |
- Сейчас мы с вами выполним одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте инструкцию:
- Все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях. Но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Строить дальнейшую жизнь России, сильного демократического государства мы можем только вместе. И нам под силу любые трудности, если мы будем объединены одной идеей. - Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины. А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны? Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины». У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я дарю своей Родине…». Например: «Я дарю Родине свой труд учителя». | |||||||||
Итог | Итак, ребята, давайте подведём итог (на слайде появляется вертикально расположенное слово ИТОГ: Интересно Творчество Обучились Главное –Что вам сегодня было интересно на уроке? + Мы узнали, как можем проявить свою любовь к Отечеству. – А что творческого было на уроке? + На уроке мы слушали стихотворение, определяли его тему. –А чему вы обучились на уроке? + Мы узнали значения слов Родина, Отечество. – А что главное было на уроке? + Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве! | |||||||||
Домашнее задание 2 минуты | Продолжаем оформлять стенд «Мой край». К фотографиям, что вы принесли, сделайте подписи. В них выразите свои чувства к Родине. |
Родина для Миши это мама, Старый дом и вишня у забора. А для Вани - речка и пригорок, На травинке Божья коровка.
Для ребят, живущих по соседству, Родина - истории секреты. И когда закончится их детство, Об открытиях напишут все газеты. Родина кому-то это яхта, Взрослым тоже нравятся загадки. Камышей полоска у причала, Ветерок и речка, все в порядке. И страна, где мы живем все вместе, Самая цветущая, красивая, Самая прекрасная на свете, Это наша Родина - Россия. | Родина для Миши это мама, Старый дом и вишня у забора. А для Вани - речка и пригорок, На травинке Божья коровка.
Для ребят, живущих по соседству, Родина - истории секреты. И когда закончится их детство, Об открытиях напишут все газеты. Родина кому-то это яхта, Взрослым тоже нравятся загадки. Камышей полоска у причала, Ветерок и речка, все в порядке. И страна, где мы живем все вместе, Самая цветущая, красивая, Самая прекрасная на свете, Это наша Родина - Россия. |
Родина для Миши это мама, Старый дом и вишня у забора. А для Вани - речка и пригорок, На травинке Божья коровка.
Для ребят, живущих по соседству, Родина - истории секреты. И когда закончится их детство, Об открытиях напишут все газеты. Родина кому-то это яхта, Взрослым тоже нравятся загадки. Камышей полоска у причала, Ветерок и речка, все в порядке. И страна, где мы живем все вместе, Самая цветущая, красивая, Самая прекрасная на свете, Это наша Родина - Россия. | Родина для Миши это мама, Старый дом и вишня у забора. А для Вани - речка и пригорок, На травинке Божья коровка.
Для ребят, живущих по соседству, Родина - истории секреты. И когда закончится их детство, Об открытиях напишут все газеты. Родина кому-то это яхта, Взрослым тоже нравятся загадки. Камышей полоска у причала, Ветерок и речка, все в порядке. И страна, где мы живем все вместе, Самая цветущая, красивая, Самая прекрасная на свете, Это наша Родина - Россия. |
К. Симонов Касаясь трех великих океанов, Но в час, когда последняя граната Ты вспоминаешь не страну большую, Клочок земли, припавший к трем березам, Вот где нам посчастливилось родиться, Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, | К. Симонов Касаясь трех великих океанов, Но в час, когда последняя граната Ты вспоминаешь не страну большую, Клочок земли, припавший к трем березам, Вот где нам посчастливилось родиться, Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, |
Родина
Отчизна
Отечество
«Отчизна - это край, где пленница душа.»
Вольтер
патриот
патриотизм
Знает весь свет - тверже русских нет.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"
Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Чувство Родины" (4 класс)
План-конспект урока ОРСКСЭ (4 класс)...
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Чувство родины" 4 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование понятия Родина; воспитание любви и уважение к Родине, чувство патриотизма.Планируемые результатыПредметные:- знать: понятие патриотизм- уметь: формулирова...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ Основы светской этики "Чувство Родины" 4 класс
Технолдогическая карта урока ОРКСЭ по модулю Основы светской этики Тема "Чувство Родины"...
Конспект урока ОРКСЭ. Тема. Чувство Родины.
Способствовать формированию понимания обучающегося того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы; развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными...
Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе "Чувства Родины"
Технологическая карта урока Санкт – Петербург Лицей № 410 , 4 «Б» класс Учитель: Парахина Римма АлексеевнаПредметОРКСЭ (Основы светской этики)Дата проведения16.11.2021 г.ТемаЧу...
Разработка урок ОРКСЭ. Тема "Чувство Родины"
Разработка урок ОРКСЭ. Тема "Чувство Родины"...