Конспект урока ОРКСЭ. Тема. Чувство Родины.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Способствовать формированию понимания обучающегося того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы; развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ОРКСЭ. | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Чувство Родины.
Цели урока: изучить основные понятия «Родина», «Отчизна»; «родное», «род», научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики, сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание; воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, толерантное и доброжелательное отношение, стремление быть тактичным и деликатным.
Задачи: способствовать формированию понимания обучающегося того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы; развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; формировать способность слушать и принимать во внимание то, что говорят другие люди, учить прогнозированию последствий своих поступков; способствовать развитию чувства патриотизма, любви к Родине, эстетическому воспитанию, бережного отношения к родному краю, живой природе.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; развитие сознательности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; умение формулировать понятия «Родина», «Отчизна», «родное», «род», назвать правила дружбы;
практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
приобретение навыков работы в сотрудничестве.
Метапредметные результаты: адекватное использование речевых средств, для решения различных познавательных задач; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое собственное мнение;
слушать собеседника и вести диалог; уметь аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты: понимание, знание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна»;
знание золотого правила, правила дружбы;
Ход урока
I. Организационный момент
Вместе за руки возьмемся
Мы друг другу улыбнемся.
Дружно скажем добрый день!
Ведь работать нам не лень.
Здравствуйте, ребята!
Садитесь, пожалуйста.
- Отличное настроение это всегда залог успеха. Хочется пожелать вам, чтобы оно сохранялось на уроке. А если у нас хорошее настроение, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Посмотрите на своего соседа по парте. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
II. Актуализация знаний и постановка темы урока.
- Любовь к природе - великое чувство. Любить свой край, беречь природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Чувство любви помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее.
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".
Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы научиться понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, читать ее язык, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
Учитель: Отгадайте загадку:
«В своем доме и стены помогают»
«Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы детей)
Верно, Родина!
Вы, наверное, догадались, о чем мы будем с вами говорить? (Ответы детей)
О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.
Тема нашего урока: «Чувство Родины»
Эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину” (Записать на доске).
Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)
Мы постараемся сегодня затронуть глубокие чувства в сердце каждого, заглянуть в свой душевный мир, почувствовать искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина».
III. Изучение нового материала.
Учитель: (Чтение стихотворения)
Россия
Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков. | И землю водою святой оросили, И синий простор осенили крестом. И нет у нас Родины, кроме России, - Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. П. Синявский. |
- А что для вас значит понятие «Родина»? (Ответы детей)
- Место, где человек родился, где жили и живут его предки.
Родина это родной край, по которому он тоскует и готов защищать.
Самое дорогое и важное для каждого человека это Родина.
Ребята, как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)
Корень «род».
Это слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами, с близкими людьми.
Физкультминутка
Работа у доски (Работа в группах, один представитель называет слова)
Попробуйте подобрать к каждой букве слова «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова
Р - родная, раздольная, разумная и т.д.
О – огромная, очаровательная, открытая и т.д.
Д – добрая, душевная, достойная и т.д.
И – интересная, известная, интеллектуальная и т.д.
Н – необъятная, наилучшая, ненаглядная и т.д.
А – авторитетная, активная, актуальная, аккуратная и т.д.
- Подберите синонимы, подумайте, какие подойдут к слову «Родина»?
(Предполагаемые ответы детей: родной край, Отечество, Отчизна)
- Как вы думаете, слова: отчество, отец, отчий являются однокоренными к слову «Отчизна» (Ответы детей)
- А как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?
(На доске плакат со словами Вольтера).
- Здесь говорится о глубоких и сильных чувствах, которые выражают любовь к родному, любимому месту на Земле. Душа всегда связана с чувствами. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.
Как Вы думаете, у каждого человека есть город, деревня, где он родился, своя Малая Родина?
- А что значит «малая родина»? (Ответы детей)
- Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок, но самый дорогой для всех нас. Место, которое мы называем своим домом на просторах нашей большой Родины.
А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили стихотворение (Дети читают стихи наизусть)
«Россия – наша Родина»
Нет края на свете красивей, | Россия! Как Синюю птицу, |
Кто был тебе равен по силе? | И если бы нас вдруг спросили: |
Работа с пословицами.
- Перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина, никто не возьмется. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.
Много мудрых мыслей, пословиц, поговорок, песен, сказок придумывал и слагал о Родине, о своем крае народ.
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Тарас Шевченко, украинский поэт.
Так сказал великий украинский поэт Тарас Шевченко, а как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)
Человек, который не любит свою Родину, не может считаться нравственным человеком.
Работа в группах (Каждая группа получает конверт со словами, надо составить пословицу и объяснить ее значение)
Задание на столах для каждой группы в конвертах, постарайтесь собрать из этих слов пословицы о Родине и объяснить их значение:
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Знает весь свет — тверже русских нет.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Русский человек добро помнит.
- Составьте синквейн по теме нашего урока к слову «Родина»: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное.
Предложение.
А у меня получился вот такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения. Отчизна, Отечество, Родина, родная, любимая. Я люблю свою Родину.
IV. Закрепление нового материала.
- Родина - это и огромное пространство в 1/6 всей земной коры, и ракета, нацеленная к луне, и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Великие открытия, достижения в разных областях культуры, науки и спорта, имена знаменитых людей, которым аплодирует весь мир. Родина это наши родители, дом, город и родная гимназия, все мы с нашим миром, чувствами, радостями и заботами.
Упражнение «Снежинка»
- Сейчас мы с вами выполним одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте инструкцию:
сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,
сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, затем еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.
- Что мы видим? У всех листы получились разные.
- Все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях. Но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Строить дальнейшую жизнь России, сильного демократического государства мы можем только вместе. И нам под силу любые трудности, если мы будем объединены одной идеей:
«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.
- А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?
На столе у каждого из вас лежат сердечки. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я буду стараться для своей Родины…».
Например, я напишу: «Я буду стараться для своей Родины беречь природу». В ваших возможностях написать, а затем стараться дарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).
(На доске плакат с картинкой о России. «Cердечки» учитель прикрепляет на доску в виде большого сердца в центре плаката.)
V. Рефлексия
«Цветное настроение».
- Оцените свою работу на уроке, покажите цветные смайлики настроения (Красный цвет – «У меня все получилось»; Синий цвет – «Узнал новое, но не все получалось»; Зеленый цвет – «Ничего не понял».)
- Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
- Какая тема нашего урока?
- Ребята, что вы узнали нового?
- Что бы вы хотели узнать?
Какие цели и задачи мы ставили на уроке?
- Завершить урок хочется пожеланием всем добра, радости и стихотворением о Родине.
Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока ОРКСЭ. Тема "Добро и зло"
Разработка плана-конспекта урока по теме "Добро и зло" явилась зачетной работой по этике на курсах ОРКСЭ....
Конспект урока ОРКСЭ тема "Праздники в религиях мира"
Урок открытия нового знания по предмету ОРКСЭ в 4 классе модуля "Основы мировых религиозных культур". Урок составлен в технологии критического мышления....
Конспект урока на тему "Россия - родина моя"
Конспект урока на тему "Россия - родина моя"...
Конспект урока ОРКСЭ тема "Дружба"
Технологическая карта урока ОРКиСЭ по теме "Дружба"...
конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина
конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина...
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата: 9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...
Разработка урок ОРКСЭ. Тема "Чувство Родины"
Разработка урок ОРКСЭ. Тема "Чувство Родины"...