Конспект урока ОРКСЭ. Тема. Чувство Родины.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Способствовать формированию понимания обучающегося того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы; развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ОРКСЭ. | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Чувство Родины.
Цели урока: изучить основные понятия «Родина», «Отчизна»; «родное», «род», научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики, сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание; воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, толерантное и доброжелательное отношение, стремление быть тактичным и деликатным.
Задачи: способствовать формированию понимания обучающегося того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы; развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; формировать способность слушать и принимать во внимание то, что говорят другие люди, учить прогнозированию последствий своих поступков; способствовать развитию чувства патриотизма, любви к Родине, эстетическому воспитанию, бережного отношения к родному краю, живой природе.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; развитие сознательности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; умение формулировать понятия «Родина», «Отчизна», «родное», «род», назвать правила дружбы;
практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
приобретение навыков работы в сотрудничестве.
Метапредметные результаты: адекватное использование речевых средств, для решения различных познавательных задач; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое собственное мнение;
слушать собеседника и вести диалог; уметь аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты: понимание, знание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна»;
знание золотого правила, правила дружбы;
Ход урока
I. Организационный момент
Вместе за руки возьмемся
Мы друг другу улыбнемся.
Дружно скажем добрый день!
Ведь работать нам не лень.
Здравствуйте, ребята!
Садитесь, пожалуйста.
- Отличное настроение это всегда залог успеха. Хочется пожелать вам, чтобы оно сохранялось на уроке. А если у нас хорошее настроение, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Посмотрите на своего соседа по парте. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
II. Актуализация знаний и постановка темы урока.
- Любовь к природе - великое чувство. Любить свой край, беречь природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Чувство любви помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее.
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".
Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы научиться понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, читать ее язык, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
Учитель: Отгадайте загадку:
«В своем доме и стены помогают»
«Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы детей)
Верно, Родина!
Вы, наверное, догадались, о чем мы будем с вами говорить? (Ответы детей)
О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.
Тема нашего урока: «Чувство Родины»
Эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину” (Записать на доске).
Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)
Мы постараемся сегодня затронуть глубокие чувства в сердце каждого, заглянуть в свой душевный мир, почувствовать искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина».
III. Изучение нового материала.
Учитель: (Чтение стихотворения)
Россия
Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков. | И землю водою святой оросили, И синий простор осенили крестом. И нет у нас Родины, кроме России, - Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. П. Синявский. |
- А что для вас значит понятие «Родина»? (Ответы детей)
- Место, где человек родился, где жили и живут его предки.
Родина это родной край, по которому он тоскует и готов защищать.
Самое дорогое и важное для каждого человека это Родина.
Ребята, как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)
Корень «род».
Это слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами, с близкими людьми.
Физкультминутка
Работа у доски (Работа в группах, один представитель называет слова)
Попробуйте подобрать к каждой букве слова «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова
Р - родная, раздольная, разумная и т.д.
О – огромная, очаровательная, открытая и т.д.
Д – добрая, душевная, достойная и т.д.
И – интересная, известная, интеллектуальная и т.д.
Н – необъятная, наилучшая, ненаглядная и т.д.
А – авторитетная, активная, актуальная, аккуратная и т.д.
- Подберите синонимы, подумайте, какие подойдут к слову «Родина»?
(Предполагаемые ответы детей: родной край, Отечество, Отчизна)
- Как вы думаете, слова: отчество, отец, отчий являются однокоренными к слову «Отчизна» (Ответы детей)
- А как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?
(На доске плакат со словами Вольтера).
- Здесь говорится о глубоких и сильных чувствах, которые выражают любовь к родному, любимому месту на Земле. Душа всегда связана с чувствами. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.
Как Вы думаете, у каждого человека есть город, деревня, где он родился, своя Малая Родина?
- А что значит «малая родина»? (Ответы детей)
- Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок, но самый дорогой для всех нас. Место, которое мы называем своим домом на просторах нашей большой Родины.
А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили стихотворение (Дети читают стихи наизусть)
«Россия – наша Родина»
Нет края на свете красивей, | Россия! Как Синюю птицу, |
Кто был тебе равен по силе? | И если бы нас вдруг спросили: |
Работа с пословицами.
- Перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина, никто не возьмется. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.
Много мудрых мыслей, пословиц, поговорок, песен, сказок придумывал и слагал о Родине, о своем крае народ.
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Тарас Шевченко, украинский поэт.
Так сказал великий украинский поэт Тарас Шевченко, а как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)
Человек, который не любит свою Родину, не может считаться нравственным человеком.
Работа в группах (Каждая группа получает конверт со словами, надо составить пословицу и объяснить ее значение)
Задание на столах для каждой группы в конвертах, постарайтесь собрать из этих слов пословицы о Родине и объяснить их значение:
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Знает весь свет — тверже русских нет.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Русский человек добро помнит.
- Составьте синквейн по теме нашего урока к слову «Родина»: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное.
Предложение.
А у меня получился вот такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения. Отчизна, Отечество, Родина, родная, любимая. Я люблю свою Родину.
IV. Закрепление нового материала.
- Родина - это и огромное пространство в 1/6 всей земной коры, и ракета, нацеленная к луне, и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Великие открытия, достижения в разных областях культуры, науки и спорта, имена знаменитых людей, которым аплодирует весь мир. Родина это наши родители, дом, город и родная гимназия, все мы с нашим миром, чувствами, радостями и заботами.
Упражнение «Снежинка»
- Сейчас мы с вами выполним одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте инструкцию:
сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,
сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, затем еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.
- Что мы видим? У всех листы получились разные.
- Все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях. Но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Строить дальнейшую жизнь России, сильного демократического государства мы можем только вместе. И нам под силу любые трудности, если мы будем объединены одной идеей:
«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.
- А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?
На столе у каждого из вас лежат сердечки. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я буду стараться для своей Родины…».
Например, я напишу: «Я буду стараться для своей Родины беречь природу». В ваших возможностях написать, а затем стараться дарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).
(На доске плакат с картинкой о России. «Cердечки» учитель прикрепляет на доску в виде большого сердца в центре плаката.)
V. Рефлексия
«Цветное настроение».
- Оцените свою работу на уроке, покажите цветные смайлики настроения (Красный цвет – «У меня все получилось»; Синий цвет – «Узнал новое, но не все получалось»; Зеленый цвет – «Ничего не понял».)
- Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
- Какая тема нашего урока?
- Ребята, что вы узнали нового?
- Что бы вы хотели узнать?
Какие цели и задачи мы ставили на уроке?
- Завершить урок хочется пожеланием всем добра, радости и стихотворением о Родине.
Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Россия - родина моя"
Конспект урока на тему "Россия - родина моя"...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й.
Цель: Познакомить учащихся с буквами Й, йЗадачи: 1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь; 2. Сов...
Презентацация к конспекту урока по теме "Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й."
Цель: Познакомить учащимися с буквами Й,иЗадачи:1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь;2. Совершенствовать навыки чтения...
конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина
конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина...
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата: 9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...
Конспект урока+презентация. Тема: Здравствуй, Родина моя! Моя Россия!
Урок по музыке проводится во 2 классе. Цель урока: расширить и углубить знания детей о Родине с помощью музыки, создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах...
Разработка урок ОРКСЭ. Тема "Чувство Родины"
Разработка урок ОРКСЭ. Тема "Чувство Родины"...