Конспект урока по ОРКиСЭ по теме "Христианская семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект занятия посвящен тому, чтобы расширить представления детей о понятии «семья», узнать какие категории входят в понятие «христианская семья», поговорить о семейных ценностях, о святых покровителях, о значение семьи для каждого и как следует относиться друг к другу в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkise_hristianskaya_semya.docx | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия №29»
Конспект урока по ОРКиСЭ в 4 классе по теме:
«Христианская семья».
Подготовила Солдаткина А.Н.
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия№29»
г.о. Саранск
I. Организационный момент.
-Добрый день! Я желаю, чтобы этот день был для всех по-настоящему добрым!
-Ребята, сегодня у нас необычный урок- нам пришли гости, улыбнитесь нашим гостям, друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, доброты, тепла и радости. А еще улыбка располагает к приятному общению.
-Садитесь
II. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.
-Ребята, отгадайте ребус. ЯЯЯЯЯЯЯ.
-Верно, семья.
-Послушайте строчки из стихотворения Тарадановой Дарьи, которые являются эпиграфом к нашему занятию.
В семейном кругу мы с вами растем ( Слайд)
Основа основ - родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
(Тараданова Дарья)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Сформулируйте, пожалуйста, тему и цель урока.
(Дети высказывают предположения)
Учитель: Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», узнаем какие категории входят в понятие «христианская семья»,
что такое венчание, что обозначает обручальное кольцо, поговорим о семейных ценностях, о святых покровителях, о значение семьи для каждого и как следует относиться друг к другу в семье.
Итак, тема нашего урока: «Христианская семья».
III. Актуализация имеющихся знаний по теме.
- У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.
-Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья?
(Семья – это папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка…)
Какое определение семьи вы бы дали?
(Семья – это наш дом…. )
-А давайте посмотрим какое определение слова «семья» дается в толковых словарях. Я заранее дала задание 2 парам.
(Учащиеся работают со словарями Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н. )
Слайд со словами
Ожегов С.И.
«Группа живущих вместе близких родственников»
Ушаков Д.Н.
«Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе»
-Вернемся к нашему ребусу. Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 – Я?
(Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.)
(Семья состоит из близких людей, и каждый человек Я и их может быть разное количество, в том числе и семь))
-В слове семья много поучительных загадок и открытий.
-А сейчас давайте узнаем еще одну версию как появилось слово семья
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева покорно ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
-А кто такие Адам и Ева? (Первые люди на земле)
Ещё говорят, что слово «Семья» связано со словом семя, как семечко даёт росточек, новую жизнь, так и в семье рождаются детки, новые жизни.
Что же такое семья? (ученик читает стихотворение)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Как вы понимаете последнюю строку стихотворения. Почему автор пишет, что жить одному и быть при этом счастливым невозможно?
IV. Работа над новым материалом
1)
- А сейчас откройте страницу 86 учебного пособия. Прочитайте шепотом первое предложение.
- С чем сравнивает семью автор учебного пособия?
- Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?
( Семья – наш дом, наша защита, наша опора. )
Информационная работа в парах
2)
- А сейчас поработаем в парах. (Текст учебника)
Прочитайте 2 абзац
Найдите ответ в тексте: На чем основана семья?
Кто создает семью?
- Прошу озвучить результаты работы от пары
Ребята работают в паре
Отвечают желающие.
(Семья основана на радости. Семью создают два человека, полюбившие друг друга.)
3)
- Ребята, вы сказали, что семья –это дом, давайте мы с вами на уроке попробуем построить дом, который будет символизировать семью, а кирпичиками, строительным материалом будут те понятия, категории, которые нужны в любой семье и по ходу урока мы будем добавлять нужные и отрытые нами кирпичики . В конце урока у нас должен получиться дом под названием семья.
- Мы сейчас выяснили, что семья основывается на любви, радости. Какой первый кирпичик будет заложен в нашу постройку?
( Кирпичик любовь, радость) Прикрепляется 1 кирпичик
Слайды « Венчание»
4)
- Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.
5)
- Материалы нашего учебного пособия расскажут нам еще много нового (стр. 86). И сейчас вы поработаете самостоятельно в парах.
- Прочитайте самостоятельно 3, 4, 5 абзац на стр. 86.
Затем в парах найдите ответы на вопросы, (с 3-7) которые у вас на карточке. Нужный материал в учебнике подчеркните.
Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви.
Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Обручальное кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза.
Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов.
Проверка работы
Как называется вступление в брак в православии? Почему? (слайд)
- Что возлагают на голову жениху и невесте? ( слайд)
- Что такое венец в понимании христиан?
-Что поют молодоженам в храме? О чем напоминает выражение «мученический венец»
- Что символизируют собой кольцо, венец?( слайд)
Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? А что показалось удивительным?
6) - Жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга. Об этом говорится и в Новом Завете: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Слайд
А что значит бремя, бремена? Найдите ответ в учебнике на стр.87.
-Прочитайте. Как вы объясните слова «Носите бремена друг друга…»
-Разделяйте вместе не радости, но заботы, беды. Какими словами можно заменить эти понятия? ( Взаимовыручка, поддержка, взаимопонимание) Возьмем в наш дом?
( Кирпичик Взаимовыручка, поддержка, взаимопонимание)
7)
А что значит быть тактичным? Найдите ответ и на этот вопрос.
Давайте прочитаем пример такого тактичного поведения. Ребята после слова тактичность. (до слов « Я сынок не хотел тебя смутить»)
Слайд
Потом Семен стал монахом. Он известен как святой Силуан Афонский. Рассказывая этот случай, Силуан добавлял: « Вот каким должен быть отец. Подумайте, он полгода ждал удобной минуты, чтобы поправить меня и не смутить»
Пример какого поведения показал этот случай? Тактичного. Возьмем этот кирпичик в наш дом?
( Кирпичик тактичность)
8.Рождение и воспитание детей в семье .
-А следующий важный момент в семье нам раскроет русская народная пословица, которая гласит « Семья без этого, что цветок без запаха»?
-О чем речь? ( О детях)
- Правильно, в народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха»
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (семьи без детей несчастны, без них грустно и тускло)
- Почему дети являются очень важной частичкой семьи (рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом)
-Действительно, дети, по слову народной мудрости, – «благодать Божья»; ими благословляет Бог семейное счастье.
Говорили « Дети –это свет в окошке» А давайте и нашему дому мы поставим это окошко-дети.
( Ставится кирпичик – окошко-дети)
А за что вас любят в семье?
Стихотворение читает ученик:
Любили тебя безо всяких причин.
За то, что ты внук,
За то, что ты сын.
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож
И эта любовь до конца твоих дней,
Останется тайной опорой твоей.
Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.
-На Руси большинство семей были многодетными. Старшие дети ухаживали за младшими, и все семейные трудности делились между родителями и их потомством. И этим была крепка семья. Родители передавали детям свои знания, опыт, веру. Уважали и почитали старших.
- Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей.
- Давайте почитаем вместе. (слайд8-9)
ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ.(5 заповедь)
Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая и крепкая
Что же такое почитание родителей?
А любить – значит слушаться во всем, не огорчать не только делом, но и словом:
- в детстве – слушаться;
- в молодости – советоваться;
- в зрелом возрасте – заботиться о родителях.
Но к сожалению в семье иногда бывают примеры и бесчувственного, грубого, хамского отношения к ближнему. Ребята, а вы знаете откуда произошел этот термин - хамское отношение?
- Это поучительная библейская история. Давайте прочитаем ее в нашем учебнике под рубрикой «это интересно».
(Ученик читает притчу о Хаме)
-Какое поведение называют хамским?
-Чему нас учит эта притча?
Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родителей», близких. К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите! Разве мы можем не любить того, кто добр к нам, каждую минуту готов прийти на помощь, вытирает наши слезы, кормит и одевает, кто учит быть справедливым и радостным.
Какой же вывод мы сделаем из этой части нашего урока? Какой кирпичик добавим?
(Кирпич уважение)
9.Семейные традиции
- Ребята, как Вы думаете, что объединяет семью?
- Семейные традиции, общие события, праздники делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод.
-Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.)
- То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Традиции- это то, что переходит от одного поколения к другому через предания, взгляды, литературу, бытовой уклад) Новые традиции, которые появляются у каждой семьи.
Я хочу вас пригласить в гости к одной семье.
Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Что любит делать семья из стихотворения?
Можно ли отнести воскресное чаепитие к семейным традициям?
Какие традиции соблюдаются в ваших семьях?
(Семейные традиции-еще один кирпич в наш дом)
10.Дружная семья
Скажите, а какая семья называется дружной?
Прочитайте легенду «О дружной семье».
Притча о большой и дружной семье
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ПОНИМАНИЕ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»
А в конце листа: «СТО РАЗ ПОНИМАНИЕ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".
-Согласны вы с моралью этой притчи? Почему?
-Себе в дом возьмем эти качества?
(Кирпичики терпение, понимание, прощение)
Устанавливается крыша , где написано семья.
-Строительство нашего дома завершено. Все ли кирпичики положены? Наверно, нет. Мы видим только1 стену, а их несколько и пусть каждый добавит в свой дом , в свою семью, что-то важное и дорогое, главное, чтобы этот дом согревал своих домочадцев любовью, теплом, и был настоящей опорой в жизни.
V.Закрепление.Групповая работа
1.)Работа с пословицами
Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте обратимся к пословицам, посвящённым дому и семье.
– Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните их смысл.
1 группа Слайд 23
Вся семья вместе, так и душа на месте. Человек без семьи, что дерево без плодов. В хорошей семье хорошие дети растут.
2 группа Слайд 24 Дитя хоть криво, да отцу-матери мило. В гостях хорошо, а дома лучше. Семья - печка: как холодно все к ней собираются.
3 группа Слайд 25 В семье согласно, так идет и дело прекрасно. В своём доме и стены помогают. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Дети объясняют смысл 1 пословицы
2.Практическая работа
- Прошу составить синквейн к понятию «семья».
- Прошу зачитать синквейны
Зачитывают желающие.
Пример:
Семья
Родная, любимая
Любит, поддерживает, воспитывает.
Семья - это самое родное для меня.
Добро.
VI. История праздника семьи. Святые Петр и Феврония.
- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?
- Какие Святые особенно почитаются в этот день?
- В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. Для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония.
-Давайте послушаем сообщение о них
« В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне девице лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны крестьянским происхождением девушки и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в борьбе за власть.
Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости и умерли в один день. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.
Это пример настоящей христианской семьи. 8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.
С 8 июля 2008 года в России отмечается День любви и верности. Специально к этому дню была учреждена медаль «За любовь и верность». А символом этого праздника стала ромашка, простой русский цветок .
-Какой же праздник посвящен семье?
-Когда его отмечают?
Что является его символом?
VII. Рефлексия
-Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Или какой вы хотите видеть свою семью? Что хотите пожелать своей семье ? Каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья?
Напишите это на лепестках ромашки (индивидуальная работа).
И еще у меня такая просьба,если вам понравился урок (у вас все получилось, вы довольны своей работой ) закрасьте сердцевину цветка желтым , солнечным цветом, а если не понравился- красным( не все получилось, не все понятно)
А работать я вам предлагаю под песню, посвященную святым Петру и Февронии.
Кто прочитает написанное?
А сейчас давайте высадим наши ромашки около нашего дома. Я очень рада ребята, что у нас с вами получился такой прекрасный уютный палисадник из цветов любви, в котором нашему домику не грозят никакие невзгоды.
VIII. Итог урока.
- Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.
- В чем особенность христианской семьи.
Христианская семья – это семья, основа которой любовь. В ней всё должно делаться с любовью, она должна сопровождать супругов, детей, дедушек, бабушек, друзей. В ней учатся уступать друг другу, быть чуткими, заботливыми, разделять все поровну – и радости, и печали.
- Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…» - Мне хочется закончить урок словами.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям!
Урок окончен. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
Конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед"
Предлагаю конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед" с презентацией....
конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"
Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....
конспект урока по ОРКиСЭ 4класс
Данный урок создан на основе проектных работ учащихся. В урок включены игровые моменты и элементы по ОБЖ....
Конспект урока по ОРКиСЭ "Православие"
Урок даёт представление о православной культуре...