Конспект урока по ОРКиСЭ по теме "Христианская семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Солдаткина Анна Николаевна

Конспект занятия посвящен тому, чтобы расширить представления детей о понятии «семья», узнать какие категории входят в понятие «христианская семья», поговорить о семейных ценностях, о святых покровителях, о значение семьи для каждого и как следует относиться друг к другу в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkise_hristianskaya_semya.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №29»

         

Конспект урока по ОРКиСЭ в 4 классе по теме:

«Христианская семья».

Подготовила Солдаткина А.Н.

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия№29»

г.о. Саранск

I. Организационный     момент.  

-Добрый день! Я желаю, чтобы этот день был для всех по-настоящему добрым!

  -Ребята, сегодня у нас необычный урок-  нам пришли гости, улыбнитесь нашим гостям, друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, доброты, тепла и радости.   А еще улыбка располагает к приятному общению.

-Садитесь

II. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.

-Ребята,  отгадайте  ребус.  ЯЯЯЯЯЯЯ.

-Верно, семья.

-Послушайте строчки из стихотворения Тарадановой Дарьи, которые являются эпиграфом к нашему занятию.

В семейном кругу мы с вами растем  ( Слайд)

Основа основ - родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

 И в жизнь ты выходишь из семьи!                                                                                                                         

(Тараданова Дарья)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-  Сформулируйте, пожалуйста, тему и цель урока.

   (Дети высказывают предположения)

Учитель: Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», узнаем какие категории входят в понятие «христианская семья»,

что такое венчание, что обозначает обручальное кольцо, поговорим о семейных ценностях, о святых покровителях, о значение семьи для каждого и как следует относиться друг к другу в семье. 

  Итак, тема нашего урока: «Христианская семья».  

III. Актуализация имеющихся знаний по теме.

-   У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.

  Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

-Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья?

 (Семья – это папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка…)

Какое определение семьи вы бы дали?

(Семья – это наш дом…. )

        

-А давайте посмотрим какое определение слова «семья» дается в толковых словарях. Я заранее дала задание 2 парам.

 (Учащиеся работают со словарями Ожегова   С.И. и Ушакова Д.Н.  )

Слайд со словами

Ожегов С.И.

 «Группа живущих вместе близких родственников»

Ушаков Д.Н. 

«Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе»

-Вернемся к нашему ребусу. Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 – Я?  

  (Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.)

 (Семья состоит из близких людей, и каждый человек Я и их может быть разное количество, в том числе и семь))

-В слове семья много поучительных загадок и открытий.

-А сейчас давайте узнаем еще одну версию как появилось слово семья

Как появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева покорно ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

-А кто такие Адам и Ева? (Первые люди на земле)

       Ещё говорят, что слово «Семья» связано со словом семя, как семечко даёт росточек, новую жизнь, так и в семье рождаются детки, новые жизни.

Что же такое семья? (ученик читает стихотворение)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Как вы понимаете последнюю строку стихотворения. Почему автор пишет, что жить одному и быть при этом счастливым невозможно?

IV. Работа над новым материалом

1)

-  А сейчас откройте страницу 86 учебного пособия. Прочитайте шепотом первое предложение.

-     С чем сравнивает семью автор учебного пособия?

  -   Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

     ( Семья – наш дом, наша защита, наша опора. )

Информационная работа в парах

2)

-  А сейчас поработаем в парах. (Текст учебника)

Прочитайте 2 абзац

  Найдите ответ в тексте: На чем основана семья?

Кто создает семью?

 -    Прошу озвучить результаты работы от пары

Ребята работают в паре

Отвечают желающие.

 (Семья основана на радости.  Семью создают два человека,  полюбившие друг друга.)

3)
- Ребята, вы сказали, что семья –это дом, давайте мы с вами на уроке попробуем построить дом, который будет символизировать семью, а кирпичиками,  строительным материалом будут те понятия, категории, которые нужны в любой семье  и по ходу урока мы будем добавлять нужные и отрытые нами кирпичики . В конце урока у нас должен получиться дом под названием семья.

- Мы  сейчас выяснили, что семья  основывается на любви, радости. Какой первый кирпичик будет заложен в нашу постройку?

( Кирпичик любовь, радость) Прикрепляется 1 кирпичик

Слайды  « Венчание» 

   

4)

 -  Издавна на Руси     православные люди, решившие создать семью, венчались  в церкви.   Венчание будущих супругов  совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.

5)
-     Материалы нашего учебного пособия расскажут нам еще много нового  (стр. 86). И сейчас вы поработаете самостоятельно в парах.

- Прочитайте самостоятельно 3, 4, 5 абзац на стр. 86.

Затем в парах найдите ответы на вопросы, (с 3-7) которые у вас на карточке. Нужный материал в учебнике подчеркните.        

    Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви.

Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венец, как и кольцо, не имеет конца. Обручальное кольцо  – знак  вечности и неразрывности брачного союза.

Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов.

Проверка работы

Как называется вступление в брак в православии?  Почему? (слайд)

- Что возлагают на голову жениху и невесте? ( слайд)

- Что такое венец в понимании христиан?

-Что поют молодоженам в храме? О чем напоминает выражение «мученический венец»

- Что символизируют собой кольцо,  венец?( слайд)

Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? А что показалось удивительным?

6) - Жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга. Об этом говорится и  в Новом Завете: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Слайд

А что значит бремя, бремена?  Найдите ответ в учебнике на стр.87.

-Прочитайте. Как вы  объясните слова «Носите бремена друг друга…»

-Разделяйте вместе не радости, но заботы, беды. Какими  словами можно заменить эти понятия? ( Взаимовыручка, поддержка, взаимопонимание) Возьмем в наш дом?

 ( Кирпичик Взаимовыручка, поддержка, взаимопонимание)

7)

А что значит быть тактичным? Найдите ответ и на этот вопрос.

Давайте прочитаем пример такого тактичного поведения. Ребята после слова тактичность. (до слов « Я сынок не хотел тебя смутить»)

Слайд

Потом Семен стал монахом. Он известен как святой Силуан Афонский. Рассказывая этот случай, Силуан добавлял: « Вот каким должен быть отец. Подумайте, он полгода ждал удобной минуты, чтобы поправить меня и не смутить»

Пример какого поведения показал этот случай? Тактичного. Возьмем этот кирпичик в наш дом?

( Кирпичик тактичность)

8.Рождение и воспитание детей в семье . 

-А следующий важный момент в семье нам раскроет русская народная пословица, которая гласит « Семья без этого, что цветок без запаха»?

-О чем речь? ( О детях)        

- Правильно, в народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (семьи без детей несчастны, без них грустно и тускло)   

- Почему дети являются очень важной частичкой семьи (рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом)

 -Действительно, дети, по слову народной мудрости, – «благодать Божья»; ими благословляет Бог семейное счастье.

Говорили « Дети –это свет в окошке» А давайте и нашему дому мы поставим это окошко-дети.

 ( Ставится кирпичик –  окошко-дети)

 А за что вас любят в семье?

Стихотворение читает ученик:

Любили тебя безо всяких причин.

За то, что ты внук,

За то, что ты сын.

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож

И эта любовь до конца твоих дней,

Останется тайной опорой твоей.

Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.

   -На Руси большинство семей были многодетными. Старшие дети ухаживали за младшими, и все семейные трудности делились между родителями и их потомством. И этим была крепка семья. Родители передавали детям свои знания, опыт, веру.  Уважали и почитали старших.

- Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей.

- Давайте  почитаем вместе.    (слайд8-9)

ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ,  ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ  НА ЗЕМЛИ.(5 заповедь)

Если  заповедь эта исполняется, то семья хорошая и крепкая

 Что же такое почитание родителей?

А любить – значит слушаться во всем, не огорчать не только делом, но и словом:

          - в детстве – слушаться;

          - в молодости – советоваться;

- в зрелом возрасте – заботиться о  родителях.

Но к сожалению в семье иногда бывают примеры и бесчувственного, грубого, хамского  отношения к ближнему. Ребята, а вы знаете откуда произошел этот термин - хамское отношение?

- Это поучительная библейская история. Давайте прочитаем ее в нашем учебнике под рубрикой «это интересно».

(Ученик читает притчу о Хаме)

-Какое поведение называют хамским?

-Чему нас учит эта притча?

     Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родителей», близких. К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите! Разве мы можем не любить того, кто добр к нам, каждую минуту готов прийти на помощь, вытирает наши слезы, кормит и одевает, кто учит быть справедливым и радостным.

Какой же вывод мы сделаем из этой части нашего урока? Какой кирпичик добавим?

 (Кирпич уважение)

                                                                     

9.Семейные традиции

-    Ребята, как Вы думаете, что объединяет семью?

- Семейные традиции,  общие события, праздники делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод.

 -Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.)
- То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Традиции- это то, что переходит от одного поколения к другому через предания, взгляды, литературу, бытовой уклад) Новые традиции, которые появляются у каждой семьи. 

Я хочу вас  пригласить в гости к одной семье.

 Воскресенье - вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Что любит делать семья из стихотворения?

Можно ли отнести воскресное чаепитие к семейным традициям?

Какие традиции соблюдаются в ваших семьях?

(Семейные традиции-еще один кирпич в наш дом)

10.Дружная семья

Скажите, а какая семья называется дружной?

Прочитайте легенду  «О дружной семье».    

Притча о большой и дружной семье

   Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ПОНИМАНИЕ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

     А в конце листа: «СТО РАЗ ПОНИМАНИЕ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".
 

-Согласны вы с моралью этой притчи? Почему?        

-Себе в дом возьмем эти качества?

(Кирпичики терпение, понимание, прощение)   

  Устанавливается крыша , где написано семья.

-Строительство нашего дома завершено. Все ли кирпичики положены? Наверно, нет. Мы видим только1 стену, а их несколько и пусть каждый добавит в свой дом , в свою семью, что-то важное и дорогое, главное, чтобы этот дом согревал своих домочадцев любовью, теплом, и был настоящей опорой в жизни.

V.Закрепление.Групповая работа

1.)Работа с пословицами

Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте обратимся к пословицам, посвящённым дому и семье.  

                                                                                                                                                                 – Соотнесите начало пословиц с  продолжением и объясните их смысл.  

                 

1 группа         Слайд 23 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Вся семья вместе, так и душа на месте.                                                                                                                               Человек без семьи, что дерево без плодов.                                                                                                                  В хорошей семье хорошие дети растут.

2 группа      Слайд 24                                                                                                                                                                                                                                       Дитя хоть криво, да отцу-матери мило.                                                                                                                                      В гостях хорошо, а дома лучше.                                                                                                                     Семья - печка: как холодно все к ней собираются.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

3 группа        Слайд 25                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            В семье согласно, так идет и дело прекрасно.                                                                                                               В своём доме и стены помогают.                                                                                                                                  Семья сильна, когда над ней крыша одна.        

Дети объясняют смысл 1 пословицы  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

2.Практическая работа

 -   Прошу составить синквейн к понятию «семья».

 -    Прошу зачитать  синквейны

Зачитывают желающие.

Пример:

Семья

Родная, любимая

Любит, поддерживает, воспитывает.

Семья - это самое родное для меня.

Добро.

VI. История праздника семьи. Святые Петр и Феврония.

- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?

- Какие Святые особенно почитаются в этот день?

- В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам.  Для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония.

-Давайте послушаем сообщение о них

« В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне девице лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны крестьянским происхождением девушки  и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в борьбе за власть.

Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости и умерли в один день. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.

 Это пример настоящей христианской семьи. 8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.

С 8 июля 2008 года в России отмечается День любви и верности. Специально к этому дню была учреждена медаль «За любовь и верность». А символом этого праздника  стала ромашка, простой русский цветок .

-Какой же праздник посвящен семье?         

-Когда его отмечают?        

Что является его символом?

VII. Рефлексия

-Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Или какой вы хотите видеть свою семью? Что хотите пожелать своей семье ? Каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой;  на чём же должна строиться семья?   

Напишите это на лепестках  ромашки (индивидуальная работа).

 И еще у меня такая просьба,если вам понравился урок (у вас все получилось, вы довольны своей работой ) закрасьте сердцевину цветка желтым , солнечным цветом, а если не понравился- красным( не все получилось, не все  понятно)
    А работать я вам предлагаю под песню, посвященную святым Петру и Февронии.

Кто прочитает написанное?

А сейчас давайте высадим наши ромашки около нашего дома. Я очень рада ребята, что у нас с вами получился такой прекрасный уютный палисадник из цветов любви, в котором нашему домику не грозят никакие невзгоды.

VIII. Итог урока.  

-   Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.

-  В чем особенность  христианской семьи.

Христианская семья – это семья, основа которой любовь. В ней всё должно делаться с любовью, она должна сопровождать супругов, детей, дедушек, бабушек, друзей. В ней учатся уступать друг другу, быть чуткими, заботливыми, разделять все поровну – и радости, и печали.

- Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…»                                                                - Мне хочется закончить урок словами.


Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
                                                                                                                                         Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям!

Урок окончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед"

Предлагаю конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед" с презентацией....

конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"

Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

конспект урока по ОРКиСЭ 4класс

Данный урок создан на основе проектных работ учащихся. В урок включены игровые моменты и элементы по ОБЖ....

Конспект урока по ОРКиСЭ "Православие"

Урок даёт представление о православной культуре...